Наследие Абая – это духовное богатство, вобравшее в себя всю мудрость казахского народа, накопленную на протяжении веков. Его труды бессмертны, с течением времени они становятся более актуальными и определяют ориентиры для общественной и культурно-духовной жизни.
Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года. Великий поэт казахского народа, философ-гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова.
Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов – тобыкты. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. В поэтических произведениях, созданных в 1882–1886 гг. обращается к социально-общественным, моральным проблемам казахского народа, призывал казахов выйти на «верный путь» цивилизованного развития («Восьмистишия»). Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Расценивал труд как единственный путь к богатству и изобилию общества. Вскрывал антагонистические противоречия между народом и господствующей верхушкой. Протестовал против межродовых распрей, критиковал тщеславие и феодальные нравы общества.
Абай настаивал перед властями на открытии школ казахской молодежи, в которых она могла бы учиться светским наукам. «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специальность, других – на другую. Надо создать школы, надо, чтобы все учились, даже девушки», – писал Абай.
Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.
Абай ввел в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия. Им создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, прозаическая поэма «Қара сөз» — «Слова назидания» («Қара сөздер»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. Он также был композитором, создав около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни.
Безусловно, Абай Кунанбаев оставил неизгладимый след в истории Казахстана, как учёный, мыслитель поэт, просветитель, основатель новой национальной литературы, переводчик и композитор. В его стихах и прозе отразилось национальное самосознание, быт, мировоззрение, характер, душа, вера, язык, традиции и дух народа.
Сегодня имя Абая звучит по-новому, повышая статус казахского народа