Описание окружающей местности

Распад Советского Союза поставил крест на реализации многих интересных научно-технических проектов, большая часть которых касалась военной сферы. Одной из самых необычных советских разработок были экранопланы – летательные аппараты, использующие для полета так называемый экранный эффект. Согласно международной классификации (ИМО), эти аппараты относятся к морским судам.

В 1987 г. на воду сошел "Лунь" первый корабль серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 т. Главным конструктором был В .Кирилловых. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет 3М80 или 80М "Москит" (НАТОвское обозначение SS-N-22 Sunburn). Второй "Лунь" тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.

ЛТХ:

Модификация Лунь

Размах крыла, м 44.00

Длина, м 73.80

Высота, м 19.20

Площадь крыла,м2 550.00

Масса, кг

пустого самолета 243000

максимальная взлетная 380000

Тип двигателя 8 ТРД НК-87

Тяга, кгс 8 х 13000

Максимальная скорость, км/ч 500

Практическая дальность, км 2000

Высота полета на экране, м 1-5

Мореходность, баллов 5-6

Экипаж, чел 10

Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, на котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование, для проведения испытаний, и боевое?, а также камбуз ,туалет, каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием ; в районе киля — электроэнергетичсская установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.

По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

В г. Каспийске, на территории завода ,,ДагДизель,, находился опытный филиал ЦКБ на СПК. Экранопланы строили в г. Горький и в полуразобранном виде, зачехленный и с непонятной конструкцией, по Волге, по ночам, на морских буксирах, тащили до Каспийска. Потом на филиале завода их собирали и доводили до ума. Дальше проводились опытные испытания, опытные стрельбы и опытные полеты, опытная выброска морского десанта или боевой техники.

Опытный и последний полет, состоялся летом 1989 года с опытными боевыми стрельбами в полете и на плаву.

Несколько раз ставился вопрос и об утилизации экранопланов, и о создании из них музейных экспонатов. До 2020 Морской Ракетный Экраноплан пр.903 ,,ЛУНЬ,, стоял в г.Каспийске и ржавеел.  25 января 2020 года принято решение о транспортировке экраноплана в парк «Патриот», который строится в Дербенте. 30—31 июля 2020 года экраноплан морем отбуксировали к берегу у Дербента, где он и находится в сейчас. Буксировка из порта Каспийска до Дербента длилась 14 часов. Все СМИ писали об этом, развернули настоящую спецоперацию. Но то ли что-то в конце не так пошло, то ли ракетоносец был повреждён при этом, остался он наполовину в воде. В настоящее время идут работы по вытаскиванию его на берег.

https://pikabu.ru/story/yekranoplan_lun_proekt_903broshenoe_raketonosnoe_chudo_6536269

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться