Село Буняково – одно из старейших в Домодедовском районе. И речка, протекающая через него, называется не «Гнилушка», а Малая Северка. Издревле село Буняково принадлежало князю Ивану Лобанову-Ростовскому. Именно этот исторический персонаж был воспет как образец русского мужества, честности и доблести в романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный». И было за что! Бесстрашный воин и кристально честный человек, он не боялся ни кровь пролить за Отечество, ни молвить честное слово царю. Когда на Каширской дороге в 1580 году появились крымские татары, именно его царь Иван Грозный послал на борьбу с ними. А вместе с князем Лобановым-Ростовским плечом к плечу рубился с крымцами другой известный персонаж – стольничий Борис Годунов. Враги были разбиты и обращены в бегство.
На плахе ли окончил свои дни бесстрашный князь или умер своей смертью, неизвестно. Зато с 1615 года Буняково оказалось во владении другой знаменитости – князя Звенигородского. Василий Андреевич в своей вотчине показывался редко. То он воеводствовал в Коломне, то в 1595 году отстраивал белокаменные твердыни Смоленской крепости. А жизнь закончил и вовсе очень по-русски – приняв иноческий сан под именем Варлаам. Упокоение своей многотрудной душе он нашел под сводами Соловецкого монастыря.
К ХVIII веку в Буняково сменилось несколько владельцев и увеличилось число жителей. Была построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Так бы, может быть, и стоял, постепенно ветшая, деревянный храм, если бы в начале XIX века княгине Анастасии Ивановне Несвицкой, тогдашней владелице тех мест, не приснился дивный сон. Во сне Несвицкая увидела Саму Царицу Небесную, которую сопровождали Николай Чудотворец и святитель Дмитрий Ростовский. Богородица вместе со спутниками обходила Буняково улица за улицей, пока не остановилась у крутого берега Малой Северки. Подняв руки, она простерла над этим местом свой плат и повелела княгине построить на этом месте каменный храм. В жилах княгини Анастасии текла кровь Рюриковичей, поэтому она приняла видение как план действий.
Денег у Несвицкой, прямо сказать, было не много. Поэтому она обратилась к своей ближайшей подруге – графине Анне Орловой-Чесменской. И та с радостью оказала ей материальную поддержку. Белокаменный храм был освящен в 1817 году. Представлял он из себя четверик, увенчанный ротондой, с апсидой и трапезной. Боковые входы украшали трехколонные портики. Трехъярусная белокаменная колокольня отличалась простотой и изяществом. Храм вышел большим. В нем уместилось три придела: Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского.
В 1900 году стараниями вдовы советника коммерции Александра Медведкова и мещанина Аркадия Цыганова в храме был произведен капитальный ремонт, и храм стал поистине украшением Домодедовского района. Как раз в это время, после окончания строительства Павелецкой железной дороги, вблизи села Буняково была введена в эксплуатацию станция Востряково. И в это красивейшее место потянулись московские дачники. Жизнь села изменилась в лучшую сторону. Село буквально расцвело.
1917 год стал водоразделом в жизни Буняково. Старый господский дом был разграблен и сожжен, к 1922 году с церкви были сброшены колокола. В 1935 году храм закрыли, а настоятеля Андрея Воскресенского арестовали и выслали. Так в ссылке он и сгинул, как десятки тысяч священнослужителей в то время.
Храм стоял опечатанным до 1955 года, когда, как я уже писал, местные власти решили в нем разместить склад удобрений. Калийные, фосфатные и птичий навоз за 45 лет буквально «съели» настенные росписи и штукатурку. Крыша проржавела, и внутрь устремились потоки воды, превращавшие химию в едкий камень. В 1990 году в таком виде – переломанным, загаженным и превращенным в руины – храм был передан Московской епархии. На него было буквально больно смотреть. Казалось невозможным превратить эти руины в полноценный храм. Но что невозможно людям, то возможно Богу.
Но, конечно, Господь действует через неравнодушных и самоотверженных людей. Первая служба состоялась в сентябре того же 1990 года. Настоятелем храма был назначен будущий благочинный Домодедовского благочиния священник Александр Васильев. Именно он начал трудную и кропотливую работу по разбору завалов, восстановлению кровли и просто подготовке храма хоть к каким-то богослужениям. Ломами разбивали едкую химию и вывозили на грузовиках. В 1991 году его сменил священник Владимир Луканин. К этому времени стало ясно, что химия удобрений не только разъела штукатурку, но и повредила сами белые камни, из которых был изначально сложен храм. Началась кропотливая их замена, буквально реставрация несущих стен.
В 1996 году настоятелем Покровского храма был назначен протоиерей Александр Пахомов. Были заделаны проломы в стенах, вставлены новые окна, восстановлены крыша и своды, колокольня и пол. Наконец, были установлены иконостасы – каменный, в центральном приделе, и деревянные – в боковых приделах. Художник Георгий Дашков совершил титанический труд по росписи боковых и центрального приделов. Был восстановлен наружный ансамбль храма и вокруг него поставлена каменная ограда.
В церковь возвратилась большая икона преподобного Сергия Радонежского, образ святителя Николая. Вернулась на свое место икона Кирилла и Мефодия, присланная в далеком 1886 году в храм из далекого Афона. Особой достопримечательностью храма стал Голгофский Крест с распятым, в натуральную величину, Христом, переданный неизвестным жертвователем.
Великое освящение храма совершил 26 сентября 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении благочинного Домодедовского района протоиерея Александра Васильева и сонма духовенства. Храм не вместил всех желающих увидеть торжество.
Сегодня Покровский храм ничем не напоминает те страшные развалины 90-х. По сути, прихожане, настоятели, рабочие, жители села совершили чудо. Для всех них православная вера является якорем надежды в этой жизни.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: