Описание окружающей местности

Хийтола – небольшой приграничный поселок в Карелии с обычной для этих мест судьбой. Мощные соперничающие между собой соседи по бокам, “отеческий присмотр” то одного, то другого из них… Короткий период государственной независимости… И снова новые хозяева, новые порядки. Земля все та же, своя, родная, но государство уже чужое…

Впрочем, это была присказка, а сказка впереди!

Так вот, старые люди рассказывают, что давным-давно была на месте Карелии чудесная страна Калевала, и жили в ней славные предки нынешних карел и финнов. Были среди них мудрые богатыри и умелые мастера, мстительные волшебники и прекрасные девы. Великие дела вершились в те времена, когда не было еще границ между жизнью и смертью, а миры людей и духов то и дело сходились - на перекрестках дорог, на полночных болотах, “под елью с цветущей верхушкой, сверху маленькой сосны”… Не последнюю роль в этой круговерти играл Хийси, персонаж весьма колоритный и неоднозначный. На его легендарную родину – Хийтолу, она же - “место, где живет Хийси” – мы и отправимся за кладом.

Изначально в финском языке “хийси” (как и имя его, в некотором роде, антагониста, лесного божества “tapio”), переводилось как просто “лес”, а позднее обозначало общее название священных рощ, в которых хоронили усопших. Со временем Хийси стал почитаться как дух – хозяин леса, предстающий людям обычно в образе великана или гигантского призрачного лося. Он мог наказать, например, за неуважительное отношение к природе, но в целом неплохо относился к людям. Шло время, и в карельских рунах стали появляться упоминания о темных сторонах личности нашего героя. В отличие от “золотого короля леса, красивого лесного Тапио”, и его светлой и богатой страны Тапиолы, Хийтола – место мрачное и зловещее, а с ее хозяином лучше не связываться…

На дворе хийтольского Хийси

Сто столбов; сто голов на столбах;

один столб без головы.

“Стоит Хийтола в ельнике, а охраняет ее собака” – в фольклоре всё это обозначения царства мертвых... По настроению, Хийси мог погубить заблудившийся скот, навести болезнь волшебными стрелами или заморочить невезучего путника – человек, оказавшийся на проклятой тропе, терял способность ориентироваться в лесу, а то и вовсе перемещался в иное измерение, отделенное от реальности некоей мистической завесой, которая так непроницаема, что “оказавшись за ней, даже в дождь не промокнешь“. Спутниками злого духа могли быть шершни — “пташки Хийси”, паучихи — “девки из рода Хийси”, а также свита из безголовых уродцев – “народ Хийси”. В Хийтоле же живет огромная щука Хийси, рыба, “евшая мужчин”; но самое страшное творение Хийси - стосаженный и стоглазый червь Похьёлы. Сам Хийси порой тоже принимал разные обличья – зверя, птицы черного цвета, ребенка, и даже черного мужика.

Но шли столетия, менялись люди, и пришло время уходить лесным духам. Ушел и Хийси. Где он сейчас – кто знает? Может, прячется где-то в глухих карельских лесах, а может, ушел навсегда в свою призрачную Калевалу, раз уж перестали в него здесь верить. Зато осталась гора посреди Хийтолы, на которой он, по сказаниям, посиживал да поглядывал на людской мир. Называется она Линнавуори, что в переводе на русский язык означает “крепость на возвышенности”. Следов крепостных сооружений здесь, впрочем, нет; вероятнее, что отсюда могли подавать, например, световые сигналы дозорные. Зато отсюда открывается хороший вид на окрестности… и на маленький островок Каунислуото… нет-нет, коробочка не на нем))) просто согласно старой легенде, на этом островке тоже зарыт клад. И откроется он тому, кто докинет до островка топор весом 5 фунтов с вершины Линнавуори...

Источники:

Haavio M. Suomalaisen muinasrunouden maailma. 1935. S. 341.

Harva U. Suomalaisten muinasusko. Porvoo – Helsinki, 1948. S. 350.

Иванова Л.И. 2012. Персонажи карельской мифологической прозы.

Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М., 2003. С. 83.

https://po-russki.nationalparks.fi/

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться