"Всякой потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет; а который и флот имеет, обе руки имеет."
Император Пётр I (из Указа от 13 января 1720 года)
В давние времена это было… На Руси правил тогда царь Пётр I. Молодой, любознательный и очень за страну свою радеющий. Хотелось царю, чтоб сильной Россия-матушка была, да развитой, не хуже Европы какой. А дела в стране шли не очень хорошо: соседние государства, то и дело досаждали, желая кусочек пожирнее от Россиюшки урвать, а чтоб отпор им давать, много сил и средств требовалось. Торговлю бы развернуть, да казну деньгами пополнить, но для этого к Чёрному и Балтийскому морю безопасный водный путь нужен и корабли торговые. И военные тоже - чтоб морские границы от неприятельского флота защищать.
Флотом, кораблями царь Пётр с детства увлекался. С тех самых пор как нашёл в московском Измайлове бот английский. На нём и учился Пётр по Яузе-реке ходить, а потом в Переславль Залесский его перевёз, по Плещееву озеру под парусом ходил.
А потом поехал Пётр в Архангельск, посмотрел там на голландские да английские суда и решил свои корабли построить на том же озере Плещеевом. Сам царь строительством и руководил. Хорошие суда у Петра получились, ладные! И по озеру на них ходить можно, и по морю. Но только мало их, да и для боя они не годятся. Тут помощнее, покрепче корабли нужны.
Поехал царь Пётр по заграницам морскому делу обучаться. И людей поспособнее набрал да тоже на учёбу отправил. А как научились они всем премудростям кораблестроительным, вернулись в Россию и за дело принялись.
Стали в разных городах российских верфи появляться. Прежде, чем по Чёрному морю бороздить, надо крепостью Азовом завладеть, что туркам принадлежала. Значит, корабли поближе к устью Дона строить... И застучали топоры в Таврове, Ново-Павловске, на реках Икорц и Воронеж. А для Балтийского флота адмиралтейство было основаны в Петербурге. Стали и в нашей стране отменные суда появляться. Но их, судов, надо было много…
И тут вспомнил царь Пётр, что в пригороде Казани в селе Бишбалта ещё со времён Казанского ханства балта-остасы жили, татарские мастера по дереву: плотники, лесорубы, столяры. В те времена вокруг Казани леса дремучие стояли, да и сам город сплошь деревянным был, так что работы бишбалтовским балта-остасам хватало. Да и название селения “Бишбалта” - Пять топоров обозначает. Цифра “5” у восточных людей особой считается: в исламе - вере восточной 5 основных правил, ежедневно надо 5 намазов совершать, самая главная исламская мечеть, что в Мекке, 5 минаретов имеет. Вот и в названиях татарских сёл слово “биш” (пять) часто встречается: Бишбатман (пят кадок), Биш-кумэч (пять булок), Бишбаш (пять голов), Бишай (пять лун)...
Бишбалтовские жители не только дома строили, но и корабельных дел мастерами хорошими были: и торговые и военные суда могли соорудить. И то сказать, Волга могучая, полноводная рядом протекала, рядом с Бишбалтовские просторная и удобная бухта была, где даже большие военные корабли легко размещались. А какие прекрасные дубовые и сосновые леса по берегам Волги росли! Вот и стала Бишбалта ещё с булгарских времён центром судостроения. И корабелам местным обучение особое не требуется. Они в своём деле - доки, сами всё знают.
Повелел Пётр казанским корабельным мастерам пять военных кораблей для Балтийского флота построить. А потом ещё восемь для флота Азовского. Через год, в 1720 году балта-остасы бишбалтовские царский приказ исполнили, корабли построили. Понравились Петру I те корабли и повелел он в устье реки Казанки, там, где она в Волгу впадает, на части земель казанского Зилантова монастыря и селения Бишбалта второе в России после Петербургского адмиралтейство ставить - место особое, где всё, что надо, для постройки кораблей есть: и верфи, и эллинги, и доки, и разные мастерские, и склады, и само управление. А рабочими к адмиралтейству 100 тысяч крестьян из окрестных селений приписали: всё больше татар, чувашей, марийцев...
И закипела работа на волжских берегах. Лесорубы лес заготавливают, сплавщики вниз по реке его сплавляют, возчики в адмиралтейство везут, а там пильщики за работу принимаются… Всего за год построили семь строений с наклонным фундаментом - эллингов - в коих и строится корпус судна, склады строительные да провиантские, лесные сараи, чертёжную и шлюпочную мастерскую и казармы жилые. И ещё школу при адмиралтействе открыли - первую светскую в Казани. Для постройки судов умные, грамотные мастера и подмастерья нужны, разумеющие “цифири и геометрию”. Вот и пускай в школе эти премудрости изучают. А вокруг адмиралтейства глубокий ров с водой устроили, да возами туда соль каменную сваливали. В этой воде замалчивались и просаливались для большей крепости дубовые плахи. Да и защитой от пожаров и от лихих людей ров тот служил.
Вокруг адмиралтейства разные чины селиться стали: корабельные мастера, капитаны будущих судов, писари, солдаты, матросы, ученики, подмастерья. И стало это место Адмиралтейской слободой называться.
Ещё стройка не закончилась, а на стапелях уже первые корабли появились. Раз в год, в первой половине мая, когда Волга и Казанка широко разливались, их на воду пускали с празднованием, с пышными церемониями. Сам Пётр I в Казанское адмиралтейство приезжал, царский смотр учинял и весьма доволен увиденным остался.
120 лет просуществовало адмиралтейство. С 1718 по 1829 год. Больше 400 судов всяческих здесь сделано было: и бомбардирских кораблей, и фрегатов, и корветов, бригов, ботов, бригантин… Макеты этих судов и по сей день хранятся в Военно-морском музее, что в Санкт-Петербурге. Да вот беда! Корабли только раз в год, в весеннее половодье спускать можно было, к тому же их путь к Каспийскому морю был долог и затратен. Вот и предложил командир Астраханского порта генерал-майор Орловский адмиралтейство поближе к морю перевести, в Астрахань. Это предложение было принято. Переехало адмиралтейство.
А работы на благо Российского флота в Казани продолжались. Тут и лес корабельный по-прежнему заготавливали, и пумповые кожи для насосов корабельных делали. И название у слободы прежним осталось - Адмиралтейская.
До 1956 года в Адмиралтейской слободе редкая вещь хранилась - галера “Тверь”, в начале второй половины XVIII века построенная. Большая она была, нарядная. Сама Екатерина Великая в 1767 году на ней от Твери до Симбирска путешествовать изволила. После её отъезда галера в Казани осталась. Как памятник. Специальное здание для уникального судна построили, вроде эллинга. Да не уберегли судно-то, сгорело оно от детской шалости с огнём.
Много лет прошло, много волжской воды утекло с тех пор, когда в Казанском адмиралтействе последний корабль для русского флота на воду спустили. Но не забыли казанцы своих предков-корабелов. В честь 300-летия основания Казанского адмиралтейства 6 сентября 2019 года в Адмиралтейской слободе на пересечении улиц Урицкого и Клары Цеткин открыли памятник “Бишбалта”. Пять бронзовых плотников, балта-остасов в натуральную величину, работают - очередной парусный корабль изготавливают. Придумал этот памятник Даниял Бикмухаметов, заслуженный машиностроитель, директор бывшего Казанского подшипникового завода. Он же и бо́льшую часть денег на трехтонный памятник дал. А сам памятник изготовил скульптор Рустем Габбасов.
Мало что осталось в слободе от адмиралтейства. Но память людская жива. Задумались казанские власти о возрождении Адмиралтейской слободы. Ведь место это для всей России значимое было. А люди какие в слободе этой бывали! Не только Пётр l и Екатерина Великая, но и знаменитый Дюма в Адмиралтейской слободе проживал, Беринг здесь долго жил и отсюда начал свою экспозицию, братья Лаптевы из этих мест в плаванье отправлялись.
К 2030 году Петровскую верфь и галеру “Тверь” здесь хотят восстановить, парк тематический по истории русского флота устроить, набережную реконструировать. Хорошо бы, если всё задуманное сбылось!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: