В живописном месте на берегах реки Паши раскинулось село с таким же названием. Ранее эти края были заселены племенем весь (вепсы). В переводе с вепсского Паша значит «широкая», «великая». С VIII века земли Приладожья входят в Обонежский ряд Великого Новгорода. Новгородцы принесли в наши земли свою культуру, обычаи, нравы. Купцы с далёкого Запада поднимались на своих кораблях с разрешения князя вверх по Свири и Паше, где скупали пушнину - это был самый прибыльный товар. В XVI века был проложен Архангелогородский тракт, по которому стали возникать населённые пункты. В месте, где надо было переправляться через реку Паша, появился Пашский Перевоз, именно так долгие годы называлось село.
В начале XIX века в верховье Паши устроил несколько лесопильных заводов знаменитый лесопромышленник, миллионер, старообрядец, купец Федул Григорьевич Громов (1764-1848), основатель Громовской лесной биржи близ Смольного. В середине XIX века примеру Громова последовал купец Иван Федорович Борошнев. Его лесопромышленная деятельность требовала частого присутствия в Новоладожском уезде, и он купил вблизи Пашского Перевоза деревни Рязановщину и Бардинщину со старинной дворянской усадьбой. Её устроил на берегу Бардинского ручья, впадающего в Пашу, Николай Андреевич Вындомский (1748-1783), полковник, предводитель дворян Новоладожского уезда. Дочь Н.А. Вындомского Екатерина Николаевна(1775-1840) выстроила новый господский дом – деревянный, двухэтажный, с мезонином, со службами во внутреннем дворе, а у реки разбила регулярный парк. В конце XIX века сын И.Ф.Борошнева – Яков Иванович заново отделал дом, пристроил двухэтажную веранду, остекленную витражами, соорудил камины с замечательными рельефными изразцами на лесные темы, парк дополнил посадками дуба, вяза, пихты, кедра и т.п. После революции в старинной усадьбе располагались райком КПСС, сельсовет, библиотека. В 1996 году дом сгорел дотла и на его фундаменте в 2014-2015 гг. построили новое здание - церковь св. Александра Свирского. Ныне хранит память о прошлом только старый парк, со склона которого открывается широкий вид на реку Пашу, автомобильный и железнодорожный мосты.
Достопримечательностью Паши является и храм Рождества Христова, расположенный на левом берегу Паши в деревне Надкопанье на пути к тайнику "Седьмое небо", издалека видны его сияющие купола и кресты. По преданию в древности здесь был одноименный женский монастырь, разрушенный шведами в XVI в. Новый каменный храм был построен по проекту архитектора А.И. Мельникова в 1822-1827 годах и имел пять престолов.Приход охватывал 36 деревень, 6 усадеб, 10 пустошей; было более 3 тыс. прихожан. Храм являлся важным духовным центром по воспитанию мирян округи. Здесь работала церковно-приходская школа. Расположенный вблизи Ладожских каналов, Архангелогородского тракта храм находился в центре крупных ярмарок. Деятельность этих ярмарок продолжалась более 100 лет, они были очень многолюдные и прибыльные (около 450 торговцев и 6500 посетителей).
Паша — судоходная река со сплавом леса, и построить через неё паром с натянутыми через русло тросами — достаточно сложно. Остается единственный вариант — таскать паром катером. Однако, Паша очень полноводна - катер с паромом может запросто унести течением. Но в широких местах реки скорость течения намного меньше, чем в узких. Самое широкое место, 255 метров от берега до берега, именно здесь, где река расширяется перед островами. Видимо, этим и объясняется выбор места для переправы. Расписания движения у парома не было, он ходил только в том случае, если нужно было что-то перевезти. Простые люди тоже могли переехать реку на пароме. Но для них существовала и лодочная переправа, и наплавная лава — узкие деревянные плоты, переброшенные через реку. Средняя часть лавы отводилась тросами в сторону, чтобы пропустить пароходы и плоты с лесом.
В 1915 году через Пашу пролегла железная дорога, связавшая Санкт-Петербург с Петрозаводском, а в начале 60-х берега Паши связал шоссейный мост, вскоре были заасфальтированы и улицы села. Какое-то время, паромные пристани использовались для приема катеров и теплоходов. Паром же, ходивший через реку в середине XX века, остался и на фото, и в памяти старожилов. 7 июня 1976 года решением Леноблисполкома село Пашский Перевоз и посёлок при станции Паша были объединены в село Паша. На этом история Пашского Перевоза заканчивается. Сейчас о нем напоминают лишь остатки свай, торчащих из воды, когда река мелеет, да подходы к реке на противоположных берегах. И лишь изредка уже, кто-нибудь из старожилов скажет «на Перевозе», имея в виду площадь перед бывшей паромной переправой. В 1820 году в Петербурге вышла в свет книга «Путешествие к реке Паше», находящаяся ныне в фондах российской национальной библиотеки.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: