В день рождения космонавта Владимира Михайловича Комарова
Сейчас космонавтика прочно вплелась в нашу жизнь, стала чем-то обыденным. Мы не можем назвать фамилии нынешних космонавтов. Мы даже не знаем, обитаема ли на данный момент МКС, есть ли на ней люди. С космических путешествий слетел ореол романтичности, таинственности неизведанного. Мы уже не восхищаемся героизмом людей, отправившихся туда, к звёздам. Ну летают, ну и что? Туда даже туристом попасть можно, были бы деньги.
Да, нынче полёты в космос стали не опаснее полёта на обычном самолёте в какой-нибудь Владивосток. Продуманы и просчитаны даже любые мелочи, техника надёжна, проверена временем на прочность. Но тогда, на заре космической эры всё было по-другому. Всё было неизвестно, всё было впереди.
Начало космонавтики в СССР - это метод проб и ошибок в деле: коррекция различных систем, алгоритмов проводилась постоянно после каждого полёта. Каждый полёт был шагом в неизвестность, риски были высоки. Учёные и конструкторы могли только предполагать, как поведёт себя та или иная деталь, космического аппарата там, наверху. От ошибок тогда не был застрахован никто. И они, ошибки, случались. Порою - трагические.
Владимир Михайлович Комаров, космонавт №7, был во многом первый. Он был первым командиром космического экипажа, он первым испытал “Восход-1” (модифицированный Гагаринский “Восток”), он первым дважды поднимался к звёздам, и увы, испытывая новый корабль “Союз-1”, стал первой жертвой Космосу...
Владимир Михайлович Комаров родился в Москве 16 марта 1927 года. Мальчишка с юности грезил небом. Он много времени проводил на крыше родного дома, запуская в небо бумажные самолетики. Возможно, что увлечение полетами стало следствием одного знакомства. Одновременно с Комаровыми в том же доме на Третьей Мещанской улице жил Борис Николаевич Юрьев (создатель геликоптера), любивший поговорить с подростком на отвлеченные темы.
В 1943 году Володя закончил московскую школу №235 и сразу же поступил в Первую Московскую спецшколу ВВС. Во время обучения юноша окончательно убедился в собственном выборе, и спустя 2 года поступил в Борисоглебское военное авиационное училище.
После училища, отслужив два года в Грозном, Комаров, мечтавший стать лётчиком-испытателем, поступает в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского на факультет авиавооружения.
Сразу после получения диплома Владимира приглашают на работу в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС. Грамотный специалист, способный организовать испытательные процессы вскоре привлек внимание комиссии, набирающей людей в первый отряд космонавтов. Правда, к тому времени штат кандидатов для будущих космических полётов был полностью укомплектован, но высококлассным специалистам место находили. Получив предложение поработать над секретным проектом. Комаров не стал отказываться и в июне 1960 года приступил к изучению новых для себя дисциплин. Во время подготовки и тренировок Владимир познакомился и сдружился с Юрием Гагариным. Дружба космонавтов была настолько близкой, что даже после смерти Комарова Гагарин не оставлял семью коллеги без внимания и поддержки.
Владимир Михайлович стал мечтать не просто о небе. Ему хотелось испытывать новые, доселе невиданные летательные аппараты - космические. Но двери в космос для него долго не открывались. В 1963 году врачи, работавшие с кандидатами в космонавты, нашли у Комарова подозрительные сбои в работе сердца. Пошли разговоры, что Владимира надо отчислить из отряда, но он проявил значительное упорство. Комаров отправился в Ленинград к лучшему кардиологу того времени Вишневскому и выяснилось, что эти сбои не несут фатальных последствий, это - нормальная реакция здорового, тренированного сердца на высокую физическую нагрузку. Владимир остался в отряде.
И наконец, первый полёт. 12 октября 1964 года в космос отправился первый многоместный корабль “Восход” с инженером Константином Петровичем Феоктистовым и врачом Борисом Борисовичем Егоровым. Капитаном корабля был лётчик-испытатель Владимир Михайлович Комаров. Этот полёт был во многом первый. Впервые летело несколько человек, впервые среди них были гражданские лица, впервые полёт проходил без скафандров и катапульт. Хотя, последнее “впервые” было просто вынужденным: “новый” “Восход-1” был сделан на основе “Востока”, несколько изменённого. По размерам “Восток” и “Восход” не особо отличались, а так как экипаж состоял уже не из одного, а из трёх человек, места для скафандров просто не было.
Но как бы то ни было, а этот полёт прошёл успешно. Пробыв в космосе 24 часа 17 минут, экипаж благополучно приземлился. После своей первой космической командировки Владимир Комаров остался в отряде космонавтов и в 1965 году он начал готовиться к полету на новом многоместном советском корабле серии "Союз".
“Союз” начали разрабатывать в 1963 году. На нём предполагалось отрабатывать различне манёвры и стыковки кораблей в условиях открытого космоса. Всё это пригодилось бы для осуществления лунной программы.
Советское правительство продолжало торопить создателей космической техники, требуя запусков к той или иной знаменательной дате. И нужны были не просто запуски, а запуски-сенсации. Сергей Павлович Королев умел выдерживать такой напор. Рисковать людьми в угоду чьих-то там амбиций он не собирался. Но в январе 1966 года Сергея Павловича не стало. Его преемником на посту Главного конструктора стал Василий Павлович Мишин. При нём создание “Союза” продолжилось.
Приближался год 50 годовщины Октябрьской революции. Представители власти решили, что жителей СССР нужно всенепременно порадовать очередным достижением в космосе. Ответственным за новый рекорд назначили Василия Мишина. Хоть “Союз” был ещё сырой, ставку сделали на него. Решено было запустить в космос два корабля и впервые провести в открытом пространстве стыковку. В первом “Союзе” должен был лететь один человек, а во втором - три. После стыковки два космонавта должны были перебраться из “Союза 2” (так назвали второй корабль) в “Союз 1”, где уже находился космонавт-одиночка и такими изменёнными составами вернуться на землю.
В конце 1966 года начались спешные запуски пока беспилотных “Союзов”. Было три запуска и все они оказались полностью или частично неудачными. Первый "Союз" взорвался при спуске с орбиты, во время запуска второго корабля сработала система аварийного спасения, и он приземлился в 300 метрах от стартового стола. Третий успешно слетал в космос, но при посадке произошёл какой-то сбой и он затонул в Аральском море. Прежде, чем отправлять людей на “Союзе” надо было бы добиться хотя бы одного, полностью удачного запуска. Но... Времени у Мишина было мало, сверху поторапливпли. Чтобы успеть к установленному сроку, предполетные проверки провели халатно. На новые беспилотные пуски времени новый Главный решил не тратить и четвёртый и пятый пуск сделать пилотируемые. А 203 (!) неполадки, которые выявили конструкторы при тестах, предпочли просто замолчать.
23 апреля 1967 года… В этот день в 5.30 утра состоялся запуск первого пилотируемого “Союза 1” с Владимиром Комаровым на борту. 24 апреля на “Союзе 2” должны были лететь Валерий Фёдорович Быковский, Евгений Васильевич Хрунов и Алексей Станиславович Елисеев. Потом была намечена стыковка двух кораблей. Но этим планам не суждено было сбыться. Проблемы на “Союзе 1” дали о себе знать почти сразу после начала полета. Сначала не раскрылась одна из панелей солнечной батареи, потом не прошла команда на ориентацию корабля на Солнце, отказала коротковолновая связь… На Земле было понятно, что с такими неисправностями корабль выполнить свою задачу не сможет. Комарову был дан приказ прекращать полёт и приземляться. Запуск “Союза 2” решено было отменить.
Но случилась ещё одна неполадка: автоматика запретила выдавать тормозной импульс. Владимир Комаров знал "Союз" буквально до винтика. Чтобы вывести взбунтовавшийся корабль из критического положения, он выполнял то, чему космонавтов еще никто и никогда не учил. Ему пришлось вручную ориентировать “Союз”, корректируя его орбиту. И всё это он проделал филигранно! Но когда уже казалось, что самое трудное позади, когда земные службы вздохнули с облегчением, произошло скручивание строп парашюта. Вытяжной парашют на высоте порядка 9,5 км не смог вытянуть из контейнера пакет с основным парашютом. Тогда автоматически был введен в действие запасной парашют. Он успешно вышел, и благополучно раскрылся бы, будь над ним чистое небо. Но чистого неба не оказалось, а оказались спропы вытяжного. Запасной парашют обернулся вокруг вытяжного парашюта и сложился. В результате касание с землёй произошло на скорости порядка 80 метров в секунду. Крушение произошло в Оренбургской области, неподалеку от Орска. При столкновении “Союз 1” вошел в почву на глубину полметра и загорелся. Причиной пожара стала концентрированная перекись водорода, используемая на “Союзе”, как топливо. Возгорание и последовавший взрыв были настолько сильны, что останки космонавта не удалось собрать целиком.
Комиссия, расследовавшая причины трагедии, пришла к выводу, что всему виною тонкие стенки парашютной камеры. В условиях большого перепада внутреннего и внешнего давления они сильно деформировались и зажали основной парашют. Если бы был предусмотрен автоматический отстрел вытяжного купола при каких либо неполадках, то “Союз 1” благополучно приземлился бы. Но подобная ситуация со скручиванием строп никому и в голову не пришла. На первых двух беспилотных “Союзах” до приземления дело не доходило, а у третьего прогорело дно и он потерял свою герметичность, так что здесь проблем не возникло. Также существует ещё одна версия причины аварии, о которой создатели “Союза” предпочли промолчать. Согласно этой версии, виною всему было нарушение технологии. При подготовке к полётам “Союзы” обмазывали специальным термозащитным составом, а потом запекались в автоклавах. Но когда запекали первый и второй “Союзы”, крышки для парашютных камер не были готовы. Камеры просто чем-то прикрыли. Не герметично. В автоклаве в них попадали некоторые фракции термообмазки, превращая стенки камер в бугристые и очень клейкие поверхности. Парашюты в них приклеивались намертво.
Но в чём бы не были причины страшной трагедии, неполадки, возникшие на первом “Союзе” спасли три жизни. Если бы на следующий день полетел второй “Союз”, то всех членов его экипажа ждала такая же участь.
Сейчас “Союзы” считаются самыми надёжными космическими кораблями. Но чтоб добиться этого, понадобилось несколько аварий и четыре человеские жизни: Владимира Комарова на *Союзе 1” и Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева на “Союзе 11”. Больше аварий с человеческим жертвами в истории советской/российской космонавтики не было.
Официально прах Владимира Комарова размещен в Кремле, но поклониться герою СССР приходят и на небольшой холмик, расположенный в открытой степи Оренбургской области. Найти место легко - коллеги космонавта высадили рядом с местом трагедии березовую рощу.
В Щёлково, где на аэродроме Чкаловский служил Владимир Комаров, есть улица, названная его именем. На ней в августе 2000 года установлен памятник космонавту №7. Его строгая простота задела какие-то неведомые струны в моей душе и перед глазами встала картина, виденная когда-то...
Моё самое первое детское воспоминание: перед маленьким телевизором “Верховина” сидит вся моя семья. Звучит очень грустная мелодия и все, даже мужчины, плачут. Эти слёзы на глазах дедушки и папы настолько сильно удивили, что прочно врезались в детскую память. По телевизору показывали похороны Владимира Михайловича Комарова…
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: