Пассажиры, путешествующие между Симферополем в Севастополем по железной дороге, имеют возможность наблюдать интересный инженерный объект. Поезд проходит сквозь прорубленную в скале выемку. Ее именуют Шавринской выемкой, по фамилии человека, который ее спроектировал.
Шавринская выемка – инженерное чудо крымской железной дороги. Узкий каньон, длина которого составляет более чем полкилометра, был создан вручную, без применения какой-либо техники. В работе использовались только ручные инструменты. Данный факт делает это место еще более необычным.
Сооружением ветки от станции Лозовая до Севастополя в 70-х гг. XIX в. возглавил промышленник и меценат – Петр Губонин. Средств на механизацию труда не хватало, поэтому рабочие вооружились кирками и лопатами и прокладывали путь вручную. На последних 20 верстах дороги пробито шесть тоннелей длиной от 60 до 240 саженей.
Но прокладка туннеля рациональна не везде. При небольшой высоте преграды выгоднее сделать выемку — открытый проход. Такое решение, проработанное инженером Шавриным, применили в районе Каменоломного оврага. Особенностью конструкции, придающей объекту если не уникальный, то весьма выделяющийся облик, стали почти вертикальные (порядка 80 градусов) откосы. Поездам предстояло проходить меж двух высоких скалистых стен. Расчет на прочность скалы позволил сократить объем извлекаемого грунта втрое по сравнению с обычными для подобных сооружений склонами в 35-40 градусов.
Ширина выемки в 10 м позволяла разместить двухколейный путь. Возможно, это сделали с расчетом на перспективу. В свое время на Московско-Курской дороге тянули одну нитку рельс, но насыпь сразу сооружалась под две. Как бы то ни было, до удвоения пути Лозово-Севастопольской железной дороги дело не дошло. Но запас места оказался весьма кстати при электрификации линии 70-е годы XX в. — для размещения мачт контактной сети. На этом участке дороге сохранились первые металлические опоры.
Первый поезд прошел по каньону 15 сентября 1875 года — товарный состав, а вскоре открылось регулярное железнодорожное сообщение.
На 16-м километре Симферопольского шоссе, там где оно пересекает железную дорогу по путепроводу над выемкой, стоит на постаменте 122-мм гаубица. Это памятник воинам 134-го гаубичного артиллерийского полка 172-й стрелковой дивизии полковника И.А.Ласкина, героически оборонявшим Севастополь в 1941-1942 гг. Один из его трех дивизионов находился на этой высоте, у Шавринской выемки.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: