Главная еврейская синагога города Евпатории, или как её ёще иногда называют Купеческая (Торговая), согласно одним источникам, была построена в первой половине ХIХ в. , а по другим сведениям — её возвели в середине 90-х гг. ХIХ в.
Весьма примечательным было расположение главной синагоги относительно храмов иных конфессий. Синагогу выстроили на углу двух старинных евпаторийских улиц — Караимской и Раздельной (ныне ул. Тучина), недалеко от средневековых крепостных ворот. Ближайшими соседями являлись храмы четырёх наиболее значительных для Евпатории религий: православный Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами (Хан-Джами),; армянская церковь Сурб-Никогайос,; комплекс караимских кенас.
В начале ХХ в. старое здание уже не отвечало нуждам общины, и всё чаще на повестку ставился вопрос о строительстве нового здания. Согласовав формальности, духовное правление получило разрешение Таврического губернского правления на перестройку главной синагоги . В соответствии с этим разрешением в апреле 1911 г. старое здание было разобрано , а 26 июня 1911 г. произошла торжественная закладка нового здания . Автором проекта стал городской архитектор — гражданский инженер Адам Людвигович Генрих . Однако не все члены общины были согласны с этим вариантом. Некоторые считали, что для отправления религиозных нужд необходимо построить новый, более вместительный комплекс на месте, принадлежавшем обществу ремесленников г. Евпатории «Егия-Капай». В день, когда рабочие приступили к работам по разборке старого здания, оппозиция направила Таврическому губернатору телеграмму следующего содержания: «Мимо нашего желания нас, прихожан, казначей Горовиц, пользуясь отсутствием старосты, разрушает наш Божий Дом, самоправно желает перестроить здание синагоги без нашего приговора… Пожалейте нас всех, прихожан, пока не поздно, приостановите ломку и постройку синагоги. План умоляем не утверждать. Спасите наш Божий Дом и наши кровные деньги. Синагоге этой 16 лет.» . Вслед за этой телеграммой Таврическому губернатору направили новую: «Сегодня Вашему превосходительству представятся те лица, которые самоправно разломали синагогу в отсутствии старосты и теперь самозвано тайно от старосты приехали к Вам. План не соответствует месту. Управа не разрешает постройку. …Благоволите проверить справедливость этих слов. Янкель Глузер» .
Губернатор предложил приостановить разборку старой синагоги и потребовал представить ему «подробные сведения по жалобе просителей» . Члены духовного правления вынуждены были приостановить работы и собрать прихожан. Приговор прихожан был однозначен — старое здание «совершенно не удовлетворяет нуждам по следующим основаниям: 1) оно в ветхом состоянии и очень мало для состава теперешних прихожан; 2) не отвечает требованиям в пожарном и санитарном отношении; 3) помещение для женщин совершенно негодное… Перестройку синагоги мы обязуемся выполнить на добровольные пожертвования и подписи…». Блефом оказалось и утверждение «жалобщиков», что городская управа «не разрешает постройку». 18 мая 1911 г. городской голова А.И. Нейман сообщал в Таврическое губернское правление «что с её стороны не встречается препятствия к разрешению указанного переустройства» Несмотря на происки и интриги, Строительное отделение Таврического губернского правления одобрило 10 июня 1911 г. проект нового здания главной еврейской синагоги Евпатории ,а через год 19 июля 1912 г. выдало разрешение на её открытие . В том же месяце главная еврейская синагога была торжественно освящена.
Новое двухэтажное П-образной формы здание, сложенное из пиленого мамайского камня, выходило фасадом на север. Из основного контура постройки выступали два ризалита: левый служил входом для женщин на хоры, правый — вестибюлем, из которого можно было попасть либо в основной зал, либо в галерею, располагавшуюся между ризалитами. Над галереей находился балкон. Входы в синагогу перекрывали стрельчатые арки, окна были полуциркульными, простенки украшали полуколонны. Над центральной частью здания располагался небольшой аттик, в центре которого находились скрижали. Фрагменты этих скрижалей удалось найти в 2003 г. при археологических исследованиях остатков крепостных ворот Одун-Базар-Капусу. Внутренний интерьер синагоги был относительно прост и лаконичен, за исключением восточной стены основного зала, в центре которого находился главный элемент храма — алтарь (гехал). Роскошный резной алтарь имел форму ниши, профилированной колоннами. Его общая высота составляла 4,8 м, а ширина — 2,5 м. В алтарной нише хранились свитки Святого Письма — самые ценные святыни храма. Над алтарём размещалось круглое окно, рама которого была выполнена в виде звезды Давида. Главный зал синагоги делился пополам четырьмя квадратными колоннами, которые поддерживали настил верхней галереи, шедшей по трём сторонам внутреннего периметра храма и предназначавшейся для местонахождения женщин во время молитвы. Предусматривалось двухсветное освещение синагоги: в два ряда по высоте располагались прямоугольные с полуциркульной аркой окна. Двухскатная крыша покрывалась красной черепицей. В культовый комплекс, кроме двухэтажного здания самой синагоги, входили миква (бассейн для ритуального омовения и очищения предметов) и две лавки. Считается, что именно этим лавкам храм обязан своим вторым неофициальным названием. Однако не исключено, что название Купеческая (Торговая) закрепилось за синагогой и в связи с тем, что в непосредственной близости от неё, у крепостных ворот, в ХIХ в. — начале ХХ в. располагались многочисленные торговые и питейные заведения, а сама улица, на которой они располагались, называлась Базарной. Кстати, именно на ней указано месторасположение главной синагоги в справочнике по Евпатории, изданном городской управой в 1916 г.
Примечателен факт приветствия у стен главной еврейской синагоги российского императора Николая II, посетившего с семьей 16 (29) мая 1916 г. Евпаторию .
После гражданской войны главная еврейская синагога некоторое время была действующим храмом и использовалась верующими.
В конце 1921 г. «двадцатка» прихожан главной еврейской синагоги обратилась в городской Совет с ходатайством о передаче ей здания и имущества главной синагоги. 3 января 1922 г. Президиум Евпаторийского горсовета удовлетворил ходатайство «трудящихся евреев» .Однако только после многомесячных мытарств уполномоченные «двадцатки», уладив все формальности с властями, смогли добиться реальной передачи верующим их храма. Это произошло 12 декабря 1922 г.
В 1924 г. в южной стене храма появились первые серьёзные признаки разрушения здания. Силами общины под разрушающуюся стену были поставлены деревянные упоры из брёвен. Добавило отметин постройке и землетрясение 1927 г. В 1929 г. главную еврейскую синагогу города Евпатории закрыли , удалив из неё все культовые признаки. Здание было передано клубу кустарей и крымчаков. В начале 30-х гг. собственником здания становится Евпаторийский пиво-безалкогольный завод, который до начала 90-х гг. прошлого века использовал его в качестве складского помещения.
Сегодня здание главной еврейской синагоги представляет собой печальное зрелище. В неоднократно осквернённой, изувеченной, лишь частично сохранившей второй этаж постройке сейчас трудно узнать некогда прекрасный Храм Божий. Северо-восточный угол здания в настоящее время используется как трансформаторная подстанция, вход в которую находится на том самом месте, где когда-то располагался вход для женщин.
Не сохранились до наших дней и лавки, которые располагались напротив, они вместе с двором синагоги стали частью улицы Караимской .
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: