С Люберцами я только знакомлюсь, понемногу открывая для себя этот подмосковный город. И он не перестаёт меня удивлять. Увидев на карте Люберец названия “Гарнизон”, “Городок А”, “Городок Б”, заинтересовалась, откуда они? И вот что узнала… В 30-х годах прошлого века, когда отечественная авиация набирала силы, на окраине Люберец появляется аэродром. Осенью 1932 г. в Люберцы на самолетах Р-1, Р-5, И-3 прибыли эскадрильи из состава 10-й и 11-й авиационных бригад, базировавшихся соответственно в Москве на Центральном аэродроме и в Брянске. На основе этих эскадрилий для противовоздушной обороны Москвы была сформирована 57-я истребительная авиабригада, вскоре перевооруженная на истребители И-5, а затем освоившая и более новые И-15 и И-16. Личный состав бригады, поначалу разместившийся в землянках, начал строить жилые дома, ангары для самолётов осваивать аэродром. Вскоре тут вырос военный городок. Для каждой эскадрильи был построен самолетный ангар и домики штаба эскадрильи, помещения для ремонтных мастерских и классов для занятий. Из города можно было видеть взлетавшие и заходившие на посадку самолеты, но происходившие там события оставались неизвестными даже для жителей города, так как аэродром был военным. Так что же происходило в лётном гарнизоне? Был ежедневный напряжённый труд. Лётчики осваивали новую, более совершенную технику, оттачивали своё мастерство. Люберецкая авиабригада надолго стала и кузницей истребительных авиачастей и летных кадров для ВВС. Отсюда они направлялись в районы с напряженной военно-политической обстановкой, где зачастую участвовали в боевых действиях. Лётчики этой авиабригады воевали в Испании, Финляндии, Китае, на Халхин-Голе… Одними из первых в ВВС РККА 34-й и 16-й авиаполки, входившие в состав Люберецкой авиабригады, в марте 1941 года переучились на истребители МиГ-3 и приняли на них участие в первомайском параде. Летчики называли эти полки “парадными” и “придворными” за близость к Москве и постоянное участие в парадах над Красной площадью и в Тушино, и ещё за то, что в них направлялись в основном заслуженные летчики. Или с громкими фамилиям. В 16-ом истребительном авиационном полку служили родственники известных людей и видных государственных деятелей страны: сын героя Гражданской войны В.И. Чапаева - Аркадий, сын полярного летчика Героя Советского Союза М.С. Бабушкина - Михаил, младшие братья знаменитых летчиков-истребителей, дважды Героев Советского Союза Г.П. Кравченко - Иван, и С.П. Супруна - Александр. Из школы летчиков в 1940 году в полк прибыл лейтенант Василий Сталин, а в 1941 году - лейтенанты Степан Микоян и Тимур Фрунзе. Для укрепления ПВО Москвы в августе 1940 году на базе 57-й авиабригады была сформирована 24-я истребительная авиадивизия, а в июне 1941 г. на ее основе - 6-й истребительный авиакорпус. Управления и штабы авиабригады и авиадивизии размещались в Люберцах на улице Кирова. На Люберецком аэродроме оставались 34-й и 16-й истребительный авиаполк, а остальные 9 авиаполков корпуса базировались на других подмосковных аэродромах. В начале войны 34-й авиаполк перебазировался во Внуково и на Люберецком аэродроме остался 16-й полк. Его летчики вели патрулирование и перехват самолетов противника, рвущихся к нашей столице. При отражении октябрьского наступления на Москву полк нанес 172 штурмовых удара по войскам противника, мостам и переправам, а в ходе контрнаступления прикрывал наступающие части Красной Армии. За время войны летчики полка сбили 83 самолета противника, значительная часть, которых на счету трёх Иванов: И.Ф. Голубина, И.Н. Заболотного и И.П. Шумилова, ставших в марте 1942 г. Героями Советского Союза. В конце 1941 г. для отражения немецкого наступления на Москву и поддержки контрнаступления Красной Армии командование перебрасывает в Люберцы 438-й истребительный и 299-й штурмовой авиаполки. Так продолжалось все военные годы. Из разных городов в Люберцы прибывали отряды истребителей, штурмовиков, десантников, стрелков… Здесь они переформировывались, получали новую технику и отправлялись воевать на Украинский, Белорусский, Воронежский, Прибалтийский и другие фронты. В память об этом на улицах и домах подмосковных Люберец установлены памятные знаки и мемориальные доски. В июле 1943 г. в Люберцах создается Высшая офицерская школа воздушного боя ВВС Красной Армии. В её состав входили две учебные эскадрильи на Як-9 и две - на Ла-5. Была и специальная эскадрилья на немецких самолетах Bf- 109, Fw-190, Не-111, Ju-87, Ju-88 и Ju-52. Инструкторы школы - опытные летчики-истребители - обучали слушателей тактике и приемам воздушного боя. В школе проводились конференции по обмену опытом воздушных боев, в которых участвовали лучшие летчики-истребители и военачальники. В их числе трижды Герои Советского Союза А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб, дважды Герои Советского Союза А.В. Ворожейкин, И.С. Полбин, С.И. Руденко и Е.Я. Савицкий, Герой Советского Союза М.М. Громов. Каждые два месяца тут же, на Люберецком аэродроме выпускники получали новенькие истребители и улетали на фронт. Всего в школе получили подготовку 589 летчиков фронтовой авиации и 43 из них стали Героями Советского Союза. Закончилась война, отгремели салюты Великой Победы. Страна становилась на мирные рельсы. В 1947 году в Люберцы из Павшино перебазировалась Центральная научно-экспериментальная база по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (ЦНЭБ). В 1957 году она преобразовалась в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИ ЭРАТ) ВВС. Сотрудники института принимали участие в расследовании летных происшествий и авиакатастроф, выясняли причины отказа техники, осуществляли расшифровку записей бортовых самописцев - “черных ящиков”. За более чем полувековую историю института здесь разбирались последствия самых тяжелых и таинственных летных катастроф и аварий. Говорят, что до недавнего времени тут находились обломки самолета, на котором разбились Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. С начала 30-х годов в течение почти полувека всего в 15 километрах к юго-востоку от центра Москвы жил и работал Люберецкий аэродром. Если привязываться к карте современной Москвы, то аэродромное поле шириной около 1,5 км со взлётно-посадочной полосой, покрытой металлическими полосами, простиралось почти от Московской кольцевой автомобильной дороги на 2 км между Рязанским и Новорязанским шоссе. До 1995 года аэродром эксплуатировали Московский вертолётный завод им. М.Л.Миля (вертолёты Ми) и Ухтомский вертолётный завод им. Н.И.Камова. Здесь находились их лётно-испытательные комплексы и проводились лётные испытания вертолётной техники. В настоящее время почти вся территория бывшего аэродрома застроена и через нее по улицам Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова проходит граница между Москвой и Люберцами. Со стороны Москвы на этой территории вырос микрорайон Жулебино. На люберецкой стороне стоят многоэтажные корпуса гарнизона (Городок Б), среди которых сохранился самолетный ангар, в котором сейчас находится склад. Но, пожалуй, самая интересная страница истории Люберецкого аэродрома была написана в самом начале его существования. Тут был построен опытный подземный аэродром. В официальных источниках можно найти информацию о двух подземных аэродромах, а вернее - о подземных ангарах в шведском Гётеборге и в бывшей Югославии. Но наш, Дюберецкий, появился раньше, в 1936 году. И он был первым! В 1933 году строятся и испытываются временные деревянные укрытия, а в 1936 появляются постоянные подземные ангары с цементным полом и железобетонными стенами и потолками, похожие на тоннели недавно открытого метро. Как выглядел подземный аэродром снаружи и что было внутри, можно узнать из воспоминаний ветерана ВВС Самуила Крылова, который, будучи молодым курсантом, присутствовал в качестве фотокорреспондента при осмотре опытного аэродрома высшим комсоставом РККА:
К сожалению, этот аэродром просуществовал недолго. Всего через несколько лет подземные ангары были заброшены и больше подобные объекты в Советском Союзе не появились. Что же осталось от гарнизона? Немногое… Один из шести ангаров, старые дома, где жили лётчики, ныне заброшенное здание столовой, медсанчасть, институт, памятные знаки и названия на карте. А ещё особый дух этих мест, нечто неуловимое, заставляющее забыть, что на дворе давно уже 21 век, невольно возвращающее во времена далёкого детства, когда мы гордились своей сильной страной... Более подробно с историей Люберецкого аэродрома можно познакомиться здесь:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: