От усадьбы Спасское-Телешево сохранились только фрагменты липового парка (нач. XIX в.) с прудами и церковь, но есть свидетельство о жилых постройках, утраченных почти полвека назад (деревянный барский дом в 1960-х гг., два флигеля в 1980-х гг.), поэтому очерк о Спасском публикуется в разделе «Дворянские усадьбы». Вотчина известна с первой половины XVII в. как владение С.А. Граевского, во второй половине XVII в. – капитана артиллерии И.Я. Блудова (в некотором роде предпринимателя, устроителя двух фабрик: суконной и полотняной), с 1807 г. – князей Львовых. До середины XIX столетия имение принадлежало цензору и литератору князю В.В. Львову, затем его сыну князю Г.В. Львову и до 1917 г. – наследникам.
Из воспоминаний князя Г.Е. Львова об усадьбе и её обитателях: «Дядя Федор Алексеевич был страстным коннозаводчиком. Его лошади брали призы, которые стояли в особой витрине в гостиной. Знаменитый в Москве его гнедой рысак «Булат» был его любимцем. Он часто ездил на нем по Плющихе, как говорил его наездник, «для проминажу», производя это слово от «проминать». Мы всегда в окна смотрели, как он пролетал мимо нас на Девичье поле. Раз он прокатил на нем нас, и тогда я впервые узнал, что такое рысак и почему у него такой бег. Рысаки не заступают задней ногой на след передней, а закидывают ее на поларшина вперед, а некоторые чуть не на целый аршин. Семья тети Софьи Алексеевны состояла из шести дочерей. При ней жили три девицы — Саша, Анна и Елизавета, и еще жили в Москве три замужние дочери — Софья Оленина, Екатерина Гагарина и только что вернувшаяся из Англии Марья Волкова. Дядя Владимир умер за много лет до того, как семья переехала в Москву. Они много лет безвыездно жили в подмосковной, в селе Спасском, около станции Подсолнечной по Николаевской железной дороге. Оттуда и повышли замуж три старшие сестры. Дядя Владимир был передовой по своему времени человек. Он служил цензором и был удален со службы за пропуск в печать «Записок охотника» Тургенева, которые считались революционными. И сам он был литератором, новатором в специальной детской и народной литературе. Его перу принадлежат «Серый армяк» и «Сережа найденыш» — рассказы для детей, пользовавшиеся большой известностью, и «Дядя Наум», книжка для народного чтения.
Алексей Толстой, Жемчужниковы были родственниками тети Софьи Алексеевны и часто бывали в Спасском. Тургенев тоже бывал в доме, младшая дочь, Елизавета, с его одобрения напечатала в «Вестнике Европы» повесть «Малиновка». Граф Л.Н. Толстой ухаживал за третьей сестрой Александрой и сделал ей предложение. Вообще вся семья была приобщена к литературному миру и к культурной среде. Особенно любимой всеми была сестра Маша. Она вышла замуж за старика С.С. Волкова, и говорили, что это была с ее стороны жертва для семьи, которая жила очень бедно, а браком этим она облегчала положение семьи. Волковы жили в Англии, где воспитывали своих двух дочерей Марусю и Соню. Из Англии они вернулись в Москву как раз в год нашего переезда в нее. Маруся и Соня были с нами одного возраста, но мы были — деревенщина, а они девицы высокого английского стиля. Они жили богато, мы бедно, они вращались, что называется в высшем обществе, мы нет. Мы сошлись с ними гораздо позднее, когда эти различия с возрастом потеряли значение. Сестра Маша была замечательной доброты и очень ласкова до нас. Семья Сони Олениной была ближе к нам, она состояла из сына и двух дочерей, одних лет с нами. Впоследствии, когда я был в университете, я с ними был очень близок и подолгу жил у них. Семья княгини Гагариной Екатерины Владимировны стояла как-то отдельно ото всех, и мы с ними мало видались.
Из трех сестер, девиц, которые жили при матери, самой лучшей мы считали Анну, которая рано скончалась трагической смертью. Она была очень религиозная, мечтала в Спасском устроить женский монастырь, много хлопотала об этом и изучала монашеские общежития. С этой ли целью, или просто на богомолье, поехала она в Тихонову Пустынь — один из новых монастырей, который славился своим устройством и порядком. Там она захворала, и монахи, вместо того чтобы обратиться к доктору, стали купать ее в святом колодце и закупали ее насмерть. Поднялось дело. Оленин поехал в Пустынь и установил, что ее купали насильно несколько раз, когда она только что заболела и потом уже в бессознательном состоянии. По-видимому, у нее был тиф. Обратились с жалобой в Синод. Победоносцев замял дело. Колодезь был доходной статьей монастыря. Богомольцы тысячами стекались в Пустынь, чтобы искупаться в нем. О целебной силе его и чудесных случаях исцеления от всяких болезней ходили бесчисленные рассказы «очевидцев» и раздавались в Пустыни книжки. Опорочить его — значило погубить монастырь. Сестра Анна и стала жертвой этого источника монастырского существования. Все были охвачены возмущением. Бессилие перед властью, покрывавшею вопиющее дело, было оскорбительно и унизительно, но средств борьбы и защиты не было, и дело заглохло. Курбатов — родственник семьи Львовых, недалекий, но воинственный старичок — дошел до того, что, собирая улики, производил химический анализ воды святого колодца и серьезно утверждал, что по анализу никакой святости в ней не оказалось...»
Спасское-Телешово
Спасское-Телешово и Спас-Слободка были там, где сейчас находится Спасская церковь и примыкают улицы Спасская и Ленина. В писцовых книгах Дмитровского уезда в Верендеевом стане за Станиславом Александровым, сыном Граевским вотчина, что ему продал в 1625 году стремянный конюх Василий Головецкий сельцо, что было село Телешово, а в нем место церковное, что была церковь Николая Чудотворца, да в селе двор вотченников, в нем живут деловые люди, да двор прикащика. В 1656 году сельцом владеет Афанасий Тихонович Зыков. При нем на старом церковном месте построена новая церковь. В переписной книге за 1678 год записано: «... за думным дьяком Афанасием Тихоновичем Зыковым в вотчине село Телешово-Спасское — тож, в селе церковь Всемилостивого Спаса, да двор вотчинников и 16 дворов крестьян и бобылей». Бобылями в то время назывались самые бедные крестьяне, несшие облегченную феодальную повинность, безземельные и одинокие люди, живущие в батраках, сторожах, пастухах. В 1700 году дочь Зыкова Наталья, владея селом, выходит замуж за Ивана Петровича Лопухина. Затем селом владеют ее дети — четыре сына и дочь. В 1742 году селом владеет Петр Иванович Лопухин. В середине прошлого века в селе — церковь (построенная в 1759 году) Всемилостивого Спаса с приделами Смоленской иконы Божьей Матери и Святителя Николая, 7 дворов и проживает 67 душ (мужчин — 36, женщин — 31). В 1911 году в селе 17 дворов. Рядом возникает крестьянское поселение Спас-Слободка, на базе которого в 30-е годы был организован совхоз «Спасское». В него входило 20 крестьянских хозяйств со 134 едоками. В районе совхоза разместились, детский дом имени Свердлова, лесопильный и кирпичный заводы, хутор Луканово. В 1965 году Спасское-Телешово и Спас-Слободка вошли в черту города.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: