В Сочи, как и в некоторых других городах, есть точка отсчёта нулевого километра. Она расположена на территории бывшего форта «Александрия», на месте которого сейчас находится арт-галерея «Форт».
Здесь же находятся остатки крепостной стены форта «Александрия», с которого начинался город Сочи.
Форт «Александрия» был заложен в 1838 году.
В 1829 г., после окончания Русско-турецкой войны, по Адрианопольскому мирному договору, Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до порта Святого Николая (южнее Поти) отошло к России. Однако, одно дело подписать бумаги, совсем другое — реально овладеть территорией, подчинив проживающих здесь адыгов, убыхов, абхазов и другие горские народы или отвоевав у них эти земли. Все попытки установления контроля над новой территорией по суше заканчивались неудачей. Поэтому было принято решение создать Черноморскую береговую линию, состоявшую из укреплений, предназначенных для охраны прибрежной территории. Всего на Черноморском побережье Кавказа с 1830 по 1842 гг. было возведено 17 береговых укреплений. 21 сентября 1836 года начальником Линии был назначен генерал-майор Н.Н. Раевский.
Первым на территории современного Большого Сочи русские войска заложили укрепление Святого Духа (нынешний Адлер) в устье реки Мзымты в июне 1837 г. 21 апреля (3 мая по новому стилю) 1838 года был заложен форт Александрия. В 1839 году на реке Псезуапсе был построен форт Лазарев (Лазаревское), а на реке Шахе — форт Головинский (Головинка).
Свои названия форты получили по императорскому указу от 12 ноября 1839 года, в честь вице-адмирала М.П.Лазарева, главного командира Черноморского флота и портов Чёрного моря, и генерал-лейтенанта Е.А.Головина, командира Отдельного Кавказского корпуса.
Но вернёмся в 1838 год. С 1 по 18 апреля была блестяще проведена операция по подготовке, высадке и закреплении десанта в устье реки Соча. 13 апреля, в 4 часа пополудни, первое отделение русских десантных войск, прибывших из Сухумской крепости на судах эскадры, усиленной линейными кораблями под командованием контр-адмирала Артюкова, высадилось в устье реки Соча-Пста и, преодолев отчаянное сопротивление горцев, захватило прибрежный плацдарм. По обе стороны р. Соча располагалось село Сочипсы, в котором проживало около 450 семейств абазин, убыхов и турок.
На берег 13 апреля высадились: 3 батальона Эриванского карабинерского полка, 2 батальона Мингрельского егерского полка, 1 пионерская рота Кавказского сапёрного батальона и сводно-горная батарея. Так же в десанте была задействована милиция: Мингрельская, Гурийская и Имеритинская. Всего же общая численность десанта, по разным оценкам, составляла от 3 до 3,5 тыс. человек.
14 апреля окопавшиеся русские войска получили с кораблей орудия и до 16 числа успешно отбивали атаки численно превосходящих объединённых сил горцев. И уже 21 апреля 1838 г. под руководством генерал-майора А.М. Симборского был заложен форт Александрия.
О закладке форта А.М. Симборский, в рапорте от 29 апреля 1838 года, докладывал Е.А. Головину:
«Представляя Вашему Превосходительству план и профили вновь возводимого при устье реки Соча-Пста укрепления, имею честь почтительнейше просить о исходатайствовании Высочайшего соизволения назвать его фортом Александрия, по случаю того, что заложено оно 21-го текущего месяца, в Высокоторжественный день рождения Ее Императорского Величества Государыни Императрицы» (супруги Императора Николая I).
Императорским указом от 14 января 1839 года укрепление при реке Соча получило название «форт Александрия».
С обеих сторон форт Александрия был совершенно отрезан от своих соседей и мог существовать лишь благодаря подвозу людей и припасов с моря, ведя беспрерывную борьбу с горцами и крайне медленно увеличивая занятую отрядом площадь. В конце июля 1838 года работы по оборудованию форта Александрия были закончены.
Размеры форта, способного выдержать осаду не только горцев, но и любой регулярной европейской армии, составляли: по длине — около 256 м, по ширине — около 160 м.
Строил форт Кавказский сапёрный батальон. Камень-ракушечник для возведения крепостных стен доставлялся морем из Керчи. Каждый кирпич, размером около 70х25х20 см обходился казне в 50 копеек серебром, тогда как гусь в то время стоил не более 30 копеек.
Со стороны к реке была устроена каменная башня в 3 яруса, с отверстиями для бойницы в каждом, прочие стены были из кольев, хвороста, земли и деревянных брусьев. В этом укреплении был оставлен лишь незначительный отряд (до 400 человек), а остальные войска увезены.
18 мая 1839 года из-за сходства названия с другим укреплением форт Александрия был переименован в форт Навагинский в честь полка, отличившегося в Кавказской войне (отсюда и название улицы Навагинской).
Осенью 1839-го гарнизон форта подвергся вновь жестокому штурму черкесов и с таким мужеством, хотя и с большой потерей для себя, отбил его, что черкесы оставили его на время в покое.
Сильное кровопролитие имело место в 1842 году, когда русские войска предприняли движение на юг и на север от Навагинского укрепления. После этого опять некоторое замирание края, но не на долго. В 1847 году черкесы вновь пытались взять российский форт и вновь неуспешно.
В 1854 году ввиду событий Севастопольсткой компании с форта Навагинского наши войска были сняты. Уходя гарнизон разрушил крепость. После возвращения в эти места российской армии в 1864г. была последняя битва с местным населением. Убыхи были разбиты. Но новый пост Даховский начали строить уже в долине реки Сочи, а не на месте старой крепости.
3 апреля 1874 года пост Даховский получил 437 га земли на левом берегу реки Сочи и стал посадом (гражданским поселением). Позже на месте крепости возвели Собор Архангела Михаила и Сочинский маяк, частично используя камни из крепостных стен. До наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент северной стены форта.
Границы форта в современных ориентирах: ул. Москвина, которая поднимается от морвокзала, мимо церкви к зданию казначейства – это раньше была дорога, ведущая в крепость с берега моря и вдоль нее была граница крепости с севера; на юге границей крепости служил Турецкий овраг (в нем сейчас расположился КЗ «Фестивальный»; с запада границей был скалистый морской берег (все пляжи в районе морвокзала искусственно намытые); с востока – рвом, по дну которого сначала проходил Мамонтовский спуск, а потом Пролетарский подъем Курортного проспекта).
Теперь немного о нулевых километрах:
Нулевой километр – это начальная точка отсчёта дорожных расстояний.
Во многих странах мира нулевой километр отмечен особым знаком в центре столицы и в других городах вне столиц — для дорог, не проходящих через столицу. Нулевой километр отмечается табличкой или изображённым на земле знаком, а иногда статуей или стелой, даже исторической достопримечательностью: дворцом, башней, мостом, может и просто жилым домом. В силу исторических причин нулевой километр часто попадает на главный почтамт города. В некоторых странах «нулевой километр» называют «нулевой точкой».
В античные времена символом начальной точки отсчёта служила колонна «Milliarium Aureum» (Золотой мильный камень) древнего Рима, часть которой сохранилась до нашего времени, которая и послужила поводом для известного выражения «Все дороги ведут в Рим». Сегодня «нулевые километры» можно увидеть как в европейских столицах и городах, так и также за пределами Европы. Аналогичная отметка отсчёта отмечает нулевой километр «Дороги свободы» в городе Сент-Мер Эглиз в Нормандии, рядом с которым была произведена высадка 82-й воздушно-десантной дивизии США во время Второй мировой войны.
В Российской империи с 1714 года верстовое отчисление по дорогам России шло от городского главпочтамта Санкт-Петербурга (Почтамтская улица, д. 9), где расположен мраморный столб с Нулевой верстой. Часть верстовых знаков до сих пор можно встретить на Петергофской дороге и Киевском шоссе Санкт-Петербурга.
С 1920-х до 1959 года официальной точкой отсчёта расстояний по дорогам было здание Центрального телеграфа, с 1959 года — здание мавзолея на Красной площади. В России бронзовый знак нулевого километра находится в центре Москвы, в проезде Воскресенские ворота, что соединяет Красную площадь с Манежной и называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации».
Согласно ст. 9 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, исчисление протяжённости автомобильных дорог производится следующим образом:
1. Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.
2. За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются:
1) знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный в столице Российской Федерации - городе Москве, - для автомобильных дорог, которые начинаются в столице Российской Федерации - городе Москве;
2) обособленные подразделения организаций почтовой связи, здание органа государственной власти или органа местного самоуправления либо иные расположенные в центре населенного пункта здание или сооружение - для автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты;
3) пересечение автомобильных дорог - для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним;
4) границы географических, исторических и других объектов - для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих указанные объекты.
В настоящее время прикоснуться к истории форта можно, оказавшись на территории арт-галереи Форт по адресу: г. Сочи, ул. Москвина, 7 (Эллинский спуск — центр Сочи).
Время работы: 10 – 19 часов без выходных.
Соответственно, побывать у нулевого километра Сочи возможно в это же время.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: