Поучение из завещания святого Митрофана, епископа Воронежского:
Употреби труд, храни мерность — богат будеши.
Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши.
Твори благо, бегай злаго — спасен будеши.
Посвящение: этот тайник посвящен памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, духовника Петра Великого.
Святитель Митрофан сугубо почитается не только на Воронежской земле, он включен в число чтимых святых во Владимирской, Костромской, Ивановской епархиях, является также покровителем Санкт-Петербурга. Отмечено, что святителю Митрофану оказывается особенное почтение на Святой Афонской горе. Его имени посвящено много храмов по всей России.
Большая часть его жизни тесно связана с родной для него ивановской земле: здесь будущий святой появился на свет в селе Антилохово, служил священником в селе Сидоровском, принял монашеский постриг в Золотниковской пустыни. Имя святителя стоит среди первых в списке чтимых в Николо-Шартомском мужском монастыре святых угодников, частица мощей хранится в Воскресенском соборе в Шуе.
Этот тайник (третий в серии из четырех тайников) посвящен Золотниковской пустыни, куда на 40 году жизни после смерти жены поступил иерей Михаил, где и был пострижен в 1663 году с именем Митрофан. В этой тихой пустыни он пожелал провести оставшуюся жизнь. Однако, через три года ему пришлось покинуть полюбившуюся обитель: по общей просьбе он был назначен игуменом соседней Успенской обители преподобного Козьмы Яхромского.
Речка Золотоструйка
Есть в Ивановской области небольшая речка с красивым названием: Золотоструйка. Длиной она всего около 13 км, от истока, затерянного в небольших озерах, в 1 км западнее озера Рубское до места впадения в реку Смердягу. Согласно преданием местных жителей, такое название реке дала Екатерина II, которая когда-то проезжала мимо этих мест по Государственной дороге. Захотела воды испить, остановилась около речки, по одним сведениям, Змеянки, по другим, Смердянки да и уронила в речку перстень, но вода была прозрачна и Екатерина, испив воды, увидела перстень и подивилась: «Какая вода холодная вкусная! Вода здесь золотая». С тех пор стали называть речку Золотоструйка.
А на берегу ее располагается православный мужской монастырь Золотниковская Успенская пустынь.
Тихая Обитель
История обители, на первый взгляд, скромна и непримечательна. Но лишь на первый взгляд. Приглядевшись внимательнее к бесстрастной монастырской летописи, ищущий истину найдет и чудеса, и духовные подвиги, и живую историю России, отразившуюся в жизни благочестивых монахов.
Золотниковская пустынь была основана в первой четверти. XVII в. Здесь, среди березового леса, поселился инок Иона Головцын. Предполагают, что это сотник войска покорителя Сибири Ермака Тимофеевича — Иван Головица. Согласно монастырскому преданию, он обрел на дубовом пне Казанскую икону Божией Матери. В 1624 г. собралось около двух десятков монахов, которые построили в лесу деревянную церковь Успения Божией Матери, а Иона стал игуменом «Новой пустыни Березовского борку Успения Пресвятой Богородицы». В 1632 г. царем Михаилом Федоровичем монастырю были пожалованы земельные владения, а в знак благодарности в Успенском храме монахи устроили придел св. Иоанна Белогорского, поскольку в день памяти этого святого у царя родился сын Иоанн. Престол был устроен на том самом пне, на котором старцем Ионой была обретена икона. От имени царевича в монастырь прислали колокол, а его мать, царица Евдокия Лукьяновна, прислала собственноручно вышитую хоругвь с изображениями Успения Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня. Вклады в монастырь делал кн. Дмитрий Пожарский. В 1663 г. в пустыни принял монашество овдовевший священник Михаил, впоследствии святитель Митрофан Воронежский. В конце XVII в. вклады в монастырь делали цари Петр и Иоанн и их сестра царевна Софья. Здесь суздальский митрополит Иларион принимал вдову царя Иоанна Алексеевича — Параскеву Федоровну с дочерьми Анной, Екатериной и Параскевой. Нередко приезжала сюда и первая жена Петра I — Евдокия Лопухина. В документах о предполагавшемся закрытии монастыря в 1725—1726 гг. пустынь названа Золотниковской. В 1764 г. монастырь стал заштатным, то есть был лишен государственных субсидий. В 1792 г. здесь побывал митропрлит Московский Платон, в 1837 г. — цесаревич Александр Николаевич, будущий Император Александр II, с В. А. Жуковским и К. И. Арсеньевым. Монастырь располагался на пересечении дорог, чем и объясняются приезды высокопоставленных гостей. Обитель содержалась на пожертвования фабрикантов А. Н. Шодчина, А. В. Кокушкина, А. Д. и В. С. Каретниковых. Особым почитанием пользовалась явленная Казанская икона Божией Матери. В ризнице монастыря хранились древние иконы из старого иконостаса Успенского собора, многочисленные серебряные богослужебные предметы. Золотниковская пустынь является самым древним на территории области архитектурным ансамблем. Каменное строительство в монастыре началось через два десятка лет после основания. В 1651 г. был построен каменный трехглавый Успенский собор с приделом прмч. Иоанна Белогорского (в 1877 г. придел был упразднен). Северный придел был посвящен Воздвижению Креста Господня. Этот праздник отмечался в слободе, сформировавшейся рядом с монастырем. Южный придел Преображения Господня был построен в 1737 г. на средства кн. С. И. Щербатова. Значительная перестройка собора с заменой внутреннего убранства была проведена в 1859 г. на средства иванововознесенского фабриканта А. Н. Шодчина. Зимний огромный двухэтажный храм с трапезной был построен в 1657 г. Главный престол храма на втором этаже был посвящен Казанской иконе Божией Матери. В XIX в. были устроены приделы святителя Николая Чудотворца и святителя Митрофана Воронежского. Реконструкция храма проводилась на средства А. Н. Шодчина. В 1857 г. появилась Всехсвятская церковь над святыми воротами. В 1810—1820 гг. граф А. С. Шереметев в память о своем отце построил кирпичную ограду с башнями и колокольню над Всехсвятским храмом. В 1806 г. построен каменнодеревянный настоятельский корпус. Рядом располагался одноэтажный братский корпус. К 1917 г. в пустыни проживали 10 монахов и 13 послушников. Обитель существовала до 1924 г., однако еще в 1922 г. все имущество было изъято. Монахи были лишены возможности ведения хозяйства и покинули монастырь. Настоятель остался жить при храмах, которые стали приходскими, в качестве священника. В соответствии с постановлением облисполкома от 23 января 1932 г. договор с общиной расторгли и храмы закрыли за неуплату налогов. Через два года здания передали промколхозу им. Кирова. В Успенском соборе устроили конюшню и загоны для скота, в Казанском — жилье, столовую, а на первом этаже склады и скотный двор. В настоятельском доме находилась начальная школа, а во Всехсвятском храме с примыкающими к нему зданиями бывших училища и гостиницы разместилась шпалозаготовительная контора Ярославской железной дороги с общежитием рабочих и кинотеатром. Официально храмы были ликвидированы уже после их фактического разорения постановлением президиума облисполкома от 3 сентября 1936 г. С середины 1950-х гг. местными органами власти началось планомерное уничтожение уникального комплекса, что являлось грубейшим нарушением законодательства об охране культурного наследия.
Возрождение Успенской Золотниковской пустыни началось в 2007 году трудами вновь назначенного настоятеля прихода игумена Илариона (Кайгородцева). К настоящему времени здесь построен освященный сегодня храм в честь святителя Митрофана Воронежского, реконструирован братский корпус, собрана первая монашеская братия.
Подробнее почитать об истории Пустыни можно на сайте монастыря http://zolpust.ru, там размещена электронная версия книги, выпущенной в 2015 году к 390-летию основания Успенской Золотниковской пустыни «Обитель Золотниковская»
Эта очень интересная книга посвящена истории возникновения, развития, разрушения и возрождения Золотниковской пустыни. В ней собраны известные и малоизвестные страницы, рассказывающие об устроении обители, архитектурном ансамбле и святынях монастыря, именитых паломниках и меценатах. Особая глава и ряд документов в приложении посвящены святителю Митрофану, епископу Воронежскому, триста пятьдесят лет назад принявшему в Золотниковской пустыни монашеский постриг. В книге впервые отражены события новой истории обители.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: