В Симбирске, в канун нового 1899 года, произошло знаменательное событие: открытие железной дороги, которая во многом изменила жизнь горожан, культуру, быт, темп жизни. В мире и в больших городах России, к тому времени, уже была создана железнодорожная сеть и сложилась практика строительства железнодорожных станций и вокзалов. История железнодорожного движения Симбирска- Ульяновска связана со строительством Московско-Казанской железной дороги (МКжд) — одной из железных дорог, построенной на средства частного капитала - Общества Московско-Казанской ж. д. в 1864—1916 гг. Вопрос о строительстве железнодорожной ветки соединяющий Симбирск с Инзой и дающей выход на центральную сеть железных дорог страны возник в конце 60-х гг. Симбирская губерния во второй половине XIX века была сельскохозяйственной. В уездах работали суконные фабрики. Предметом вывоза из губернии были сукно, зерно, спирт, овчина, кожа и ремесленные изделия. Хлеб и сукно, поставлялись военному ведомству (по госзаказу). Все эти товары вывозились из губернии главным образом речным путем, на баржах и грузовых пароходах. Перевозки по Волге были сезонными. Соседние губернии Казань, Самара, имевшие уже железнодорожное сообщение с Москвой и Петербургом, стали обгонять Симбирск в экономическом отношении. Губернатором Симбирска в тот период был Владимир Николаевич Акинфов. При его умелом руководстве в губернии начался экономический подъем. Главным событием стало строительство железной дороги. Идею поддержал влиятельный С.Ю. Витте, который возглавлял МПС (впоследствии министр финансов и премьер-министр Российской империи). Николай II одобрил план строительства и 24 февраля 1897 года направил указ министру путей сообщения о разрешении обществу М.К.жд производить отчуждение земель в полосе строительства железной дороги от Симбирска до Инзы. Отвод земель под строительство вокзала в Симбирске был решен в марте 1897года. Руководителем стройки стал предприниматель Николай Карлович Фон Мекк (сын К.Ф.фон Мекка). В 1891 году он был назначен председателем правления М.К.жд и продолжил дело отца. За 10 лет его руководства протяженность М.К.жд увеличилась в 9 раз. Была создана новая железнодорожная сеть в Поволжье: Рязань – Казань, Рузаевка – Пенза – Сызрань – Батраки, Инза – Симбирск, Тимирязево – Нижний Новгород. После проведения изыскательных работ на трассе будущей железной дороги вдоль Сызранского, Саратовского тракта начались земляные работы. На насыпи укладывались шпалы и рельсы в направлении Вырыпаевки. Железнодорожная ветка Инза - Симбирск выходила на южный городской выгон, рядом со слободой Туть. В настоящее время – микрорайон в южной части города. Название получил в XVII веке, где согласно указу царя Алексея Михайловича был заложен тутовый сад. Предполагалось использовать его для разведения гусениц шелкопряда и производства натурального шёлка. Тутовый сад просуществовал недолго, погиб от морозов. Позднее, в начале XIX века, на месте сада стали отводить земельные участки инвалидам войн и солдатам, так возникла слобода, которая в память о тутовых садах стала называться Туть. Здесь, весной 1897 года, было начато строительство станции Симбирск-1, а 4 июня состоялась закладка железнодорожного каменного вокзала с мастерскими и товарными складами. К концу 1898 года завершилось сооружение железнодорожной линии (в т.ч. подгорной ветки к пароходной пристани), вокзала и депо. Тогда же в городе возникли три товарные станции. Но из-за отсутствия железнодорожного моста через Волгу до 1916 года они долгое время оставались тупиковыми. 17 января 1899 года состоялось торжественное открытие нового вокзала. Сохранились почтовые открытки с изображением первого вокзала Симбирска. Здание вокзала построено по типовому проекту, одноэтажное, кирпичное. На фасаде четко просматривается рисунок кирпичной кладки. После официального открытия железной дороги и вокзала (ст. Ульяновск-I) в январе 1899г. Симбирск стал считаться тупиковой железнодорожной станцией..
Железнодорожным транспортом в Симбирск доставлялись из других губерний промтовары, соль, нефтепродукты (мазут, керосин), каменный уголь. За 1909 год по линии Симбирск – Инза было провезено 6 176 тысяч пудов грузов (пуд 16 кг). Экономический подъём второй половины XIX в. в Симбирской губернии сменился спадом. Причин отставания было много, но главные из них - отсутствие полезных ископаемых на территории края и то, что Симбирск был тупиковой железнодорожной станцией, не включённой в железнодорожную сеть России. В связи с этим, 1 ноября 1900 года на левобережье Волги от станции Часовня-пристань до Мелекесса открылся подъездный путь для товарного движения. Далее, в 1907 году, принято решение о продлении подъездного пути от Мелекесса до Бугульмы. С ноября 1908 года по ветке Часовня – Мелекесс открылось пассажирское движение. В 1914 году было закончено строительство Волго-Бугульминской железной дороги и ее соединение с Самаро-Златоустовской железной дорогой, связавшее левобережный Симбирск с Уралом и Сибирью. Движение по ней было открыто с 15 августа 1914 года. Для соединения Волго-Бугульминской железной дороги с Симбирской веткой Московско-Казанской железной дороги нужен был мост через Волгу. Строительство его началось в 1912 году. Проект был разработан крупнейшим ученым, профессором Петербургского института инженеров путей сообщения Николаем Аполлоновичем Белелюбским. Первое (временное) пассажирское движение по мосту открылось 1 декабря 1916 года. Открытие железнодорожного моста через Волгу сделало Симбирск узлом двух железных дорог: Московско -Казанской и Волго - Бугульминской. 4 июля 1924 года постановлением ЦИК Союза СССР железнодорожная станция Симбирск 1 была переименована в станцию Ульяновск 1. В 30-е годы XX века, в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы, ульяновское направление оказалось одним из ведущих, т.к. было самым удобным и коротким для заводов Златоуста, Белорецка, Челябинска. Началось строительство новых железных дорог. Так, небольшая товарная станция Ульяновска превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград. Здесь же хочется отметить что, в годы первых пятилеток было развернуто строительство автомобильных дорог Ульяновск-Куйбышев-Мелекесс-Сызрань. Перед войной в Ульяновске практически не было общественного транспорта, имелся один автобусный маршрут (центр - железнодорожный вокзал). Четыре такси и 30 извозчиков обслуживали индивидуальные заказы горожан, связь с Заволжским районом осуществлялась местным поездом "Патронник", в летнее время паромом и пароходиком"Ульяновск".
В послевоенные годы на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, вместо двухосных вагонов стали использоваться четырёхосные. Для города Ульяновска, ставшего вновь областным (19.01.1943), решено было построить новое здание вокзала. Строительные работы по возведению вокзального комплекса начались в мае 1951 года. Автором проекта стал известный архитектор М.А. Готлиб. Проект разрабатывался в центральной архитектурной мастерской Мосгипротранса с учётом стилистических особенностей сталинской эпохи. Строительный объём сооружения 14695 м3, площадь застройки – 2175 м2. Здание вокзала составлено из двухэтажного центрального корпуса и двух боковых одноэтажных корпусов, прилегающих к нему и соединяющихся с главным зданием колоннадами, расположенными параллельно первому пути. В длину вокзальный комплекс - 122 метра, ширина центральной части – 23,5 метра, боковых корпусов – 18,75 метра. Архитектурный образ вокзала прост и выразителен. Главный корпус имеет в центре повышенный трёхъярусный объём, завершённый небольшой башней со шпилем увенчанный звездой в окружении колосьев, перевитых лентами. Главный вход в здание со стороны привокзальной площади решён в виде большой арки, по сторонам которой в полукруглых нишах установлены скульптуры рабочего и колхозницы. Высота здания со шпилем - 38 метров. В декабре 1952 года строительство нового здания железнодорожного вокзала было закончено и расширена привокзальная площадь. Согласно новым требованиям привокзальная площадь связывала вокзал с транспортной системой города и позволяла пассажирам легко и удобно пересаживаться с поездов на городской транспорт и в обратном направлении.
По мнению многих архитекторов площадь должна была являться главным въездом, создающим у пассажиров первое впечатление о городе и не должна носить чисто утилитарного транспортного характера. 5 декабря 1954 года на площади был установлен памятник Владимиру Ульянову-гимназисту. Памятник ( высотой 5,11 м.) из светло-розового гранита представляет собой поясную скульптуру В.И. Ульянова-гимназиста, в гимназической форме, в наброшенной на левое плечо шинели, с книгой в руках. Скульптура (высота 2,91 м) установлена на прямоугольном красного гранита четырехугольном в сечении постаменте. Скульптурный монумент и окружающий его сквер расположены в центре площади, окруженной жилой и общественной каменной застройкой сер. XX в. Ориентирован по сторонам света, по линии восток-запад, лицевой частью на запад. Установка памятника была рассмотрена президиумом Ульяновского горисполкома 21 января 1941 года но, осталась нереализованной из-за начала войны. В 1953 году вновь было принято решение о постановке монумента, моделью которого стала композиция скульптора В.Е. Цигаля «В.И. Ленин - гимназист» (1949),получившая в 1950 году Сталинскую премию. Автором постамента памятника стал архитектор М.А. Готлиб. Главная идея памятника выражала важное событие в истории города - рождение и первые годы жизни в Симбирске В.И. Ульянова (Ленина), и одновременно объясняла его современное название - Ульяновск. Со временем, и это здание вокзала стало тесным и железнодорожную станцию перенесли из Тути в Киндяковку, где в 1970 г. было построено современное здание вокзала Ульяновск-I Центральный. Станция Ульяновск-I функцию «въездных ворот» города утратила. Смысловое, символическое значение памятника понизилось. В настоящее время старый вокзал закрыт для работы с пассажирами. На его территории организована пассажирская техническая станция, где ведется подготовка вагонов в рейс. Помещения переоборудованы, вокзал используется как административное здание, где располагаются различные службы вагонного участка Ульяновск-I, резерв проводников и др. Хочется надеяться, что он сохранит статус историко – архитектурного памятника особо охраняемых объектов РФ. Будущие поколения увидят его не на фотографиях из старых альбомов, а во всей красе архитектурного замысла.
21 июня 2018 года возле старого железнодорожного вокзала члены ульяновского мотоклуба «Ночные волки» открыли памятный знак «Дороги Великой Победы»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: