Старый железнодорожный вокзал Ульяновска [VI/24215]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ульяновская обл.
Ближайший нас.пункт
г.Ульяновск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.60Нашли: 16
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
фото 1
фото 1
Автор: Mikkonen&MiLedi
Создан: 29.12.2019
Опубликован: 29.12.2019
(отредактирован: 29.12.2019)

Описание окружающей местности

В Симбирске, в канун нового 1899 года, произошло знаменательное событие: открытие железной дороги, которая во многом изменила жизнь горожан, культуру, быт, темп жизни. В  мире и в больших городах России, к тому времени, уже была создана железнодорожная сеть и сложилась практика строительства железнодорожных станций и вокзалов.  
История железнодорожного движения  Симбирска- Ульяновска связана со строительством Московско-Казанской железной дороги (МКжд) — одной  из железных дорог, построенной на средства частного капитала - Общества Московско-Казанской ж. д. в 1864—1916 гг.  Вопрос  о строительстве железнодорожной ветки соединяющий Симбирск с Инзой и дающей выход на центральную сеть железных дорог страны возник   в конце 60-х гг.  Симбирская губерния во второй половине XIX века была сельскохозяйственной. В уездах  работали суконные фабрики. Предметом вывоза из губернии  были сукно, зерно, спирт, овчина, кожа и ремесленные изделия. Хлеб и сукно, поставлялись военному ведомству (по госзаказу). Все эти товары вывозились из губернии главным образом речным путем, на баржах и грузовых пароходах.  Перевозки по Волге были сезонными. Соседние губернии Казань,  Самара, имевшие уже железнодорожное сообщение с Москвой и Петербургом, стали обгонять Симбирск в экономическом отношении. 
Губернатором  Симбирска в тот период был Владимир Николаевич Акинфов.  При его умелом руководстве  в губернии  начался  экономический подъем. Главным событием стало строительство железной дороги. Идею поддержал  влиятельный С.Ю. Витте, который возглавлял МПС (впоследствии  министр финансов и премьер-министр  Российской империи).  Николай II одобрил план строительства и 24 февраля 1897 года направил указ министру путей сообщения о разрешении обществу М.К.жд производить отчуждение земель в полосе строительства железной дороги от Симбирска до Инзы. Отвод земель под  строительство вокзала в Симбирске был решен в марте 1897года.  Руководителем стройки стал  предприниматель  Николай Карлович Фон Мекк (сын К.Ф.фон Мекка). В 1891 году он был назначен председателем правления М.К.жд  и  продолжил дело отца. За  10 лет его руководства протяженность М.К.жд увеличилась в 9 раз. Была создана новая железнодорожная сеть в Поволжье: Рязань – Казань, Рузаевка – Пенза – Сызрань – Батраки, Инза – Симбирск, Тимирязево – Нижний Новгород.  После проведения изыскательных работ на трассе будущей железной дороги вдоль Сызранского, Саратовского тракта  начались земляные работы. На насыпи укладывались шпалы и рельсы в направлении  Вырыпаевки.    Железнодорожная ветка  Инза -  Симбирск выходила на южный городской  выгон, рядом со слободой  Туть.  В настоящее время  – микрорайон в южной части города. Название получил в XVII веке, где согласно указу царя Алексея Михайловича  был заложен тутовый сад. Предполагалось использовать его для разведения гусениц шелкопряда и производства натурального шёлка. Тутовый сад просуществовал недолго, погиб от морозов. Позднее, в начале XIX века, на месте сада стали отводить земельные участки инвалидам войн и солдатам, так возникла слобода, которая в память о тутовых садах стала называться Туть. Здесь, весной 1897 года, было начато строительство  станции Симбирск-1, а  4 июня  состоялась закладка железнодорожного  каменного вокзала с  мастерскими и товарными складами. К концу 1898 года завершилось сооружение железнодорожной линии (в т.ч. подгорной ветки к пароходной пристани), вокзала и депо. Тогда же в городе возникли три товарные станции. Но из-за отсутствия железнодорожного моста через Волгу до 1916 года они долгое время  оставались тупиковыми.  17 января 1899 года состоялось торжественное открытие нового вокзала. Сохранились почтовые открытки с изображением первого вокзала Симбирска. Здание вокзала  построено по типовому проекту, одноэтажное, кирпичное. На фасаде четко просматривается рисунок кирпичной кладки.
После  официального открытия железной дороги и вокзала (ст. Ульяновск-I) в январе 1899г. Симбирск стал считаться тупиковой железнодорожной станцией..  

 

Железнодорожным транспортом  в Симбирск  доставлялись из других губерний промтовары, соль, нефтепродукты (мазут, керосин), каменный уголь. За 1909 год по линии Симбирск – Инза было провезено 6 176 тысяч пудов грузов (пуд 16 кг). Экономический подъём второй половины XIX в.       в Симбирской губернии сменился спадом. Причин отставания было много, но главные из них  -  отсутствие полезных ископаемых на территории края и то, что Симбирск был тупиковой железнодорожной станцией, не включённой в железнодорожную сеть России. В связи с этим, 1 ноября 1900 года на левобережье Волги от станции Часовня-пристань  до Мелекесса открылся   подъездный путь для товарного движения. Далее, в 1907 году, принято решение о продлении подъездного пути от Мелекесса до Бугульмы. С ноября 1908 года по ветке Часовня – Мелекесс открылось пассажирское движение.   В 1914 году было закончено строительство Волго-Бугульминской железной дороги и ее соединение с Самаро-Златоустовской железной дорогой, связавшее левобережный Симбирск с Уралом и Сибирью.  Движение по ней было  открыто с 15 августа 1914 года. Для соединения Волго-Бугульминской железной дороги с Симбирской веткой Московско-Казанской железной дороги нужен был мост через Волгу. Строительство его началось в 1912 году.  Проект был разработан крупнейшим ученым, профессором Петербургского института инженеров путей сообщения Николаем Аполлоновичем Белелюбским.  Первое (временное)  пассажирское движение по мосту открылось 1 декабря 1916 года. Открытие железнодорожного моста через Волгу сделало Симбирск узлом двух железных дорог: Московско -Казанской  и Волго - Бугульминской.
4 июля 1924 года постановлением ЦИК Союза СССР железнодорожная станция    Симбирск 1  была переименована в станцию Ульяновск 1.  
В 30-е годы XX века, в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы, ульяновское направление оказалось одним из ведущих, т.к. было самым удобным и коротким для заводов Златоуста, Белорецка, Челябинска. Началось строительство новых железных дорог. Так,  небольшая товарная станция Ульяновска превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград.    Здесь же хочется отметить что, в годы первых пятилеток было развернуто строительство автомобильных дорог Ульяновск-Куйбышев-Мелекесс-Сызрань.  Перед войной в Ульяновске практически не было общественного транспорта, имелся один автобусный маршрут (центр - железнодорожный вокзал). Четыре такси и 30 извозчиков обслуживали индивидуальные заказы горожан, связь с Заволжским районом осуществлялась местным поездом "Патронник", в летнее время паромом и пароходиком"Ульяновск".

 В послевоенные годы  на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, вместо двухосных вагонов стали использоваться четырёхосные.  Для города Ульяновска, ставшего вновь областным (19.01.1943), решено было построить новое здание вокзала. Строительные работы по возведению вокзального комплекса начались в мае 1951 года. Автором проекта стал известный  архитектор М.А. Готлиб. Проект разрабатывался в центральной архитектурной мастерской Мосгипротранса с учётом стилистических особенностей сталинской эпохи. Строительный объём сооружения  14695 м3, площадь застройки – 2175 м2. Здание вокзала составлено из  двухэтажного  центрального корпуса и двух  боковых одноэтажных корпусов, прилегающих к нему и соединяющихся с главным зданием колоннадами, расположенными параллельно первому пути. В длину вокзальный комплекс -  122 метра, ширина центральной части – 23,5 метра, боковых корпусов – 18,75 метра. Архитектурный образ вокзала прост и выразителен. Главный корпус имеет в центре повышенный трёхъярусный объём, завершённый небольшой башней со шпилем увенчанный звездой в окружении колосьев, перевитых лентами. Главный вход в здание со стороны привокзальной площади решён в виде большой арки, по сторонам которой в полукруглых нишах установлены скульптуры рабочего и колхозницы. Высота здания со шпилем - 38 метров. В декабре 1952 года строительство нового здания железнодорожного вокзала было закончено и расширена привокзальная площадь. 
Согласно новым требованиям привокзальная площадь  связывала вокзал с транспортной системой города и позволяла пассажирам  легко  и удобно пересаживаться с поездов на городской транспорт и в обратном направлении.

По мнению многих  архитекторов  площадь должна была  являться  главным въездом, создающим у пассажиров первое впечатление о городе и не должна носить чисто утилитарного транспортного характера.  5 декабря 1954 года на площади был установлен памятник Владимиру Ульянову-гимназисту. Памятник ( высотой 5,11 м.) из светло-розового гранита представляет собой поясную скульптуру В.И. Ульянова-гимназиста, в гимназической форме, в наброшенной на левое плечо шинели, с книгой в руках. Скульптура (высота 2,91 м) установлена на прямоугольном красного гранита четырехугольном в сечении постаменте. Скульптурный монумент и окружающий его сквер расположены в центре площади, окруженной жилой и общественной каменной застройкой сер. XX в. Ориентирован по сторонам света, по линии восток-запад, лицевой частью на запад. Установка  памятника  была рассмотрена президиумом Ульяновского горисполкома   21 января 1941 года но, осталась нереализованной из-за начала  войны. В 1953 году вновь было принято решение о постановке монумента, моделью  которого стала композиция скульптора В.Е. Цигаля «В.И. Ленин - гимназист» (1949),получившая в 1950 году Сталинскую премию. Автором постамента памятника стал архитектор М.А. Готлиб. Главная идея памятника  выражала важное  событие в истории города - рождение и первые годы жизни в Симбирске В.И. Ульянова (Ленина), и одновременно объясняла его современное название - Ульяновск. 
Со временем, и это здание вокзала стало тесным  и железнодорожную станцию перенесли  из Тути в Киндяковку, где в  1970 г. было построено современное здание вокзала  Ульяновск-I Центральный. Станция Ульяновск-I функцию «въездных ворот» города утратила.  Смысловое, символическое значение памятника  понизилось.  В настоящее время старый вокзал закрыт для работы с пассажирами. На его территории организована пассажирская техническая станция, где ведется подготовка вагонов в рейс. Помещения переоборудованы, вокзал  используется как административное здание, где располагаются различные службы вагонного участка Ульяновск-I, резерв проводников и др. 
Хочется надеяться, что он сохранит статус историко – архитектурного памятника особо охраняемых объектов  РФ. Будущие поколения увидят его не на фотографиях из старых альбомов, а во всей красе архитектурного замысла. 

21 июня 2018 года возле старого железнодорожного вокзала члены ульяновского мотоклуба «Ночные волки» открыли памятный знак «Дороги Великой Победы»

 http://ulzapovednik.ru

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Aleslav (12.06.2021 20:42:36)
И здесь сегодня были. Инсталяции и вокзал понравились. Автозачет. Автору спасибо.
DisaV (07.06.2021 09:39:24)
Вокзал стоит того, чтобы зарулить к нему по пути. Сталинская архитектура с примесью современных арт-объектов, яркие флаги на стенах, летающий белый пух тополей... Напротив входа стоит памятник Ульянову-гимназисту - нечасто встречающееся явление! Да и вообще, приятный тихий райончик. Мне понравилось. Спасибо Автору.
ЖЖ и Chuma (06.05.2021 16:55:06)
-nz- (18.03.2021 09:44:56)
НЕСЕЗОН (03.02.2021 16:08:34)
Natic (04.10.2020 01:41:28)
HunterLip (03.06.2020 00:07:33)
Max&Ko (22.05.2020 19:29:25)
A&Y (25.03.2020 01:15:23)
Andrey0577 (16.03.2020 15:13:13)
Бешеная табуретка (16.03.2020 11:54:26)
froLOVEs (01.03.2020 23:18:45)
Feodor (22.02.2020 19:36:01)
Триэр (18.02.2020 09:18:57)
skyignor (02.01.2020 18:12:39)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.