Старый железнодорожный вокзал Ульяновска [VI/24215]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ульяновская обл.
Ближайший нас.пункт
г.Ульяновск
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.57Нашли: 21
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
фото 1
фото 1
Автор: Mikkonen&MiLedi
Создан: 29.12.2019
Опубликован: 29.12.2019
(отредактирован: 29.12.2019)

Описание окружающей местности

В Симбирске, в канун нового 1899 года, произошло знаменательное событие: открытие железной дороги, которая во многом изменила жизнь горожан, культуру, быт, темп жизни. В  мире и в больших городах России, к тому времени, уже была создана железнодорожная сеть и сложилась практика строительства железнодорожных станций и вокзалов.  
История железнодорожного движения  Симбирска- Ульяновска связана со строительством Московско-Казанской железной дороги (МКжд) — одной  из железных дорог, построенной на средства частного капитала - Общества Московско-Казанской ж. д. в 1864—1916 гг.  Вопрос  о строительстве железнодорожной ветки соединяющий Симбирск с Инзой и дающей выход на центральную сеть железных дорог страны возник   в конце 60-х гг.  Симбирская губерния во второй половине XIX века была сельскохозяйственной. В уездах  работали суконные фабрики. Предметом вывоза из губернии  были сукно, зерно, спирт, овчина, кожа и ремесленные изделия. Хлеб и сукно, поставлялись военному ведомству (по госзаказу). Все эти товары вывозились из губернии главным образом речным путем, на баржах и грузовых пароходах.  Перевозки по Волге были сезонными. Соседние губернии Казань,  Самара, имевшие уже железнодорожное сообщение с Москвой и Петербургом, стали обгонять Симбирск в экономическом отношении. 
Губернатором  Симбирска в тот период был Владимир Николаевич Акинфов.  При его умелом руководстве  в губернии  начался  экономический подъем. Главным событием стало строительство железной дороги. Идею поддержал  влиятельный С.Ю. Витте, который возглавлял МПС (впоследствии  министр финансов и премьер-министр  Российской империи).  Николай II одобрил план строительства и 24 февраля 1897 года направил указ министру путей сообщения о разрешении обществу М.К.жд производить отчуждение земель в полосе строительства железной дороги от Симбирска до Инзы. Отвод земель под  строительство вокзала в Симбирске был решен в марте 1897года.  Руководителем стройки стал  предприниматель  Николай Карлович Фон Мекк (сын К.Ф.фон Мекка). В 1891 году он был назначен председателем правления М.К.жд  и  продолжил дело отца. За  10 лет его руководства протяженность М.К.жд увеличилась в 9 раз. Была создана новая железнодорожная сеть в Поволжье: Рязань – Казань, Рузаевка – Пенза – Сызрань – Батраки, Инза – Симбирск, Тимирязево – Нижний Новгород.  После проведения изыскательных работ на трассе будущей железной дороги вдоль Сызранского, Саратовского тракта  начались земляные работы. На насыпи укладывались шпалы и рельсы в направлении  Вырыпаевки.    Железнодорожная ветка  Инза -  Симбирск выходила на южный городской  выгон, рядом со слободой  Туть.  В настоящее время  – микрорайон в южной части города. Название получил в XVII веке, где согласно указу царя Алексея Михайловича  был заложен тутовый сад. Предполагалось использовать его для разведения гусениц шелкопряда и производства натурального шёлка. Тутовый сад просуществовал недолго, погиб от морозов. Позднее, в начале XIX века, на месте сада стали отводить земельные участки инвалидам войн и солдатам, так возникла слобода, которая в память о тутовых садах стала называться Туть. Здесь, весной 1897 года, было начато строительство  станции Симбирск-1, а  4 июня  состоялась закладка железнодорожного  каменного вокзала с  мастерскими и товарными складами. К концу 1898 года завершилось сооружение железнодорожной линии (в т.ч. подгорной ветки к пароходной пристани), вокзала и депо. Тогда же в городе возникли три товарные станции. Но из-за отсутствия железнодорожного моста через Волгу до 1916 года они долгое время  оставались тупиковыми.  17 января 1899 года состоялось торжественное открытие нового вокзала. Сохранились почтовые открытки с изображением первого вокзала Симбирска. Здание вокзала  построено по типовому проекту, одноэтажное, кирпичное. На фасаде четко просматривается рисунок кирпичной кладки.
После  официального открытия железной дороги и вокзала (ст. Ульяновск-I) в январе 1899г. Симбирск стал считаться тупиковой железнодорожной станцией..  

 

Железнодорожным транспортом  в Симбирск  доставлялись из других губерний промтовары, соль, нефтепродукты (мазут, керосин), каменный уголь. За 1909 год по линии Симбирск – Инза было провезено 6 176 тысяч пудов грузов (пуд 16 кг). Экономический подъём второй половины XIX в.       в Симбирской губернии сменился спадом. Причин отставания было много, но главные из них  -  отсутствие полезных ископаемых на территории края и то, что Симбирск был тупиковой железнодорожной станцией, не включённой в железнодорожную сеть России. В связи с этим, 1 ноября 1900 года на левобережье Волги от станции Часовня-пристань  до Мелекесса открылся   подъездный путь для товарного движения. Далее, в 1907 году, принято решение о продлении подъездного пути от Мелекесса до Бугульмы. С ноября 1908 года по ветке Часовня – Мелекесс открылось пассажирское движение.   В 1914 году было закончено строительство Волго-Бугульминской железной дороги и ее соединение с Самаро-Златоустовской железной дорогой, связавшее левобережный Симбирск с Уралом и Сибирью.  Движение по ней было  открыто с 15 августа 1914 года. Для соединения Волго-Бугульминской железной дороги с Симбирской веткой Московско-Казанской железной дороги нужен был мост через Волгу. Строительство его началось в 1912 году.  Проект был разработан крупнейшим ученым, профессором Петербургского института инженеров путей сообщения Николаем Аполлоновичем Белелюбским.  Первое (временное)  пассажирское движение по мосту открылось 1 декабря 1916 года. Открытие железнодорожного моста через Волгу сделало Симбирск узлом двух железных дорог: Московско -Казанской  и Волго - Бугульминской.
4 июля 1924 года постановлением ЦИК Союза СССР железнодорожная станция    Симбирск 1  была переименована в станцию Ульяновск 1.  
В 30-е годы XX века, в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы, ульяновское направление оказалось одним из ведущих, т.к. было самым удобным и коротким для заводов Златоуста, Белорецка, Челябинска. Началось строительство новых железных дорог. Так,  небольшая товарная станция Ульяновска превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград.    Здесь же хочется отметить что, в годы первых пятилеток было развернуто строительство автомобильных дорог Ульяновск-Куйбышев-Мелекесс-Сызрань.  Перед войной в Ульяновске практически не было общественного транспорта, имелся один автобусный маршрут (центр - железнодорожный вокзал). Четыре такси и 30 извозчиков обслуживали индивидуальные заказы горожан, связь с Заволжским районом осуществлялась местным поездом "Патронник", в летнее время паромом и пароходиком"Ульяновск".

 В послевоенные годы  на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, вместо двухосных вагонов стали использоваться четырёхосные.  Для города Ульяновска, ставшего вновь областным (19.01.1943), решено было построить новое здание вокзала. Строительные работы по возведению вокзального комплекса начались в мае 1951 года. Автором проекта стал известный  архитектор М.А. Готлиб. Проект разрабатывался в центральной архитектурной мастерской Мосгипротранса с учётом стилистических особенностей сталинской эпохи. Строительный объём сооружения  14695 м3, площадь застройки – 2175 м2. Здание вокзала составлено из  двухэтажного  центрального корпуса и двух  боковых одноэтажных корпусов, прилегающих к нему и соединяющихся с главным зданием колоннадами, расположенными параллельно первому пути. В длину вокзальный комплекс -  122 метра, ширина центральной части – 23,5 метра, боковых корпусов – 18,75 метра. Архитектурный образ вокзала прост и выразителен. Главный корпус имеет в центре повышенный трёхъярусный объём, завершённый небольшой башней со шпилем увенчанный звездой в окружении колосьев, перевитых лентами. Главный вход в здание со стороны привокзальной площади решён в виде большой арки, по сторонам которой в полукруглых нишах установлены скульптуры рабочего и колхозницы. Высота здания со шпилем - 38 метров. В декабре 1952 года строительство нового здания железнодорожного вокзала было закончено и расширена привокзальная площадь. 
Согласно новым требованиям привокзальная площадь  связывала вокзал с транспортной системой города и позволяла пассажирам  легко  и удобно пересаживаться с поездов на городской транспорт и в обратном направлении.

По мнению многих  архитекторов  площадь должна была  являться  главным въездом, создающим у пассажиров первое впечатление о городе и не должна носить чисто утилитарного транспортного характера.  5 декабря 1954 года на площади был установлен памятник Владимиру Ульянову-гимназисту. Памятник ( высотой 5,11 м.) из светло-розового гранита представляет собой поясную скульптуру В.И. Ульянова-гимназиста, в гимназической форме, в наброшенной на левое плечо шинели, с книгой в руках. Скульптура (высота 2,91 м) установлена на прямоугольном красного гранита четырехугольном в сечении постаменте. Скульптурный монумент и окружающий его сквер расположены в центре площади, окруженной жилой и общественной каменной застройкой сер. XX в. Ориентирован по сторонам света, по линии восток-запад, лицевой частью на запад. Установка  памятника  была рассмотрена президиумом Ульяновского горисполкома   21 января 1941 года но, осталась нереализованной из-за начала  войны. В 1953 году вновь было принято решение о постановке монумента, моделью  которого стала композиция скульптора В.Е. Цигаля «В.И. Ленин - гимназист» (1949),получившая в 1950 году Сталинскую премию. Автором постамента памятника стал архитектор М.А. Готлиб. Главная идея памятника  выражала важное  событие в истории города - рождение и первые годы жизни в Симбирске В.И. Ульянова (Ленина), и одновременно объясняла его современное название - Ульяновск. 
Со временем, и это здание вокзала стало тесным  и железнодорожную станцию перенесли  из Тути в Киндяковку, где в  1970 г. было построено современное здание вокзала  Ульяновск-I Центральный. Станция Ульяновск-I функцию «въездных ворот» города утратила.  Смысловое, символическое значение памятника  понизилось.  В настоящее время старый вокзал закрыт для работы с пассажирами. На его территории организована пассажирская техническая станция, где ведется подготовка вагонов в рейс. Помещения переоборудованы, вокзал  используется как административное здание, где располагаются различные службы вагонного участка Ульяновск-I, резерв проводников и др. 
Хочется надеяться, что он сохранит статус историко – архитектурного памятника особо охраняемых объектов  РФ. Будущие поколения увидят его не на фотографиях из старых альбомов, а во всей красе архитектурного замысла. 

21 июня 2018 года возле старого железнодорожного вокзала члены ульяновского мотоклуба «Ночные волки» открыли памятный знак «Дороги Великой Победы»

 http://ulzapovednik.ru

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Лиса и Алиса (10.01.2022 21:09:01)
Спокойный и тихий район, очень приятное место, вокзал очень красив, Ильич молод. Автозачет, Автору благодарность!
Волжанка (02.10.2021 09:25:21)
Пришла на старый вокзал от студенческого городка уже под вечер. Сам вокзал впечатляет сталинским ампиром. Напоминает наш Волгоградский вокзал. Все ответы найдены, автозачет получен. Райончик так себе, ездит патрульная полицейская машина. Автору спасибо.
Инструктор (23.08.2021 20:03:29)
denisns (17.07.2021 22:06:58)
Aleslav (12.06.2021 20:42:36)
DisaV (07.06.2021 09:39:24)
ЖЖ и Chuma (06.05.2021 16:55:06)
-nz- (18.03.2021 09:44:56)
НЕСЕЗОН (03.02.2021 16:08:34)
Natic (04.10.2020 01:41:28)
HunterLip (03.06.2020 00:07:33)
Max&Ko (22.05.2020 19:29:25)
A&Y (25.03.2020 01:15:23)
Andrey0577 (16.03.2020 15:13:13)
Бешеная табуретка (16.03.2020 11:54:26)
froLOVEs (01.03.2020 23:18:45)
Feodor (22.02.2020 19:36:01)
Триэр (18.02.2020 09:18:57)
skyignor (02.01.2020 18:12:39)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.