Спасо-Преображенская церковь являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, переименованной в 1893 году в Атаманскую. Сейчас территория бывшей станицы составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. В настоящее время является Спассо-Преображенским подворьем Николо-Угрешского Ставропигиального монастыря, расположенного в Подмосковье.
Казачья станица Городовой Форпост была основана в 1785 году, когда сюда, на правый берег Волги, была выведена часть казаков из Казачебугоринской станицы. Население станицы в первое время было небольшим, и только в начале XIX века у его жителей появилась мысль о построении здесь храма. Казаки подали прошение Астраханскому архиепископу Платону (Любарскому) с просьбой разрешить им построить молитвенный дом на средства от добровольных пожертвований.
Разрешение было дано, но священника сюда так и не определили, а приписали жителей станицы к приходу городской Казанской церкви, священники которой изредка навещали казаков и служили в местном молитвенном доме.
В 1845 году жители станицы решили устроить у себя храм в честь Георгия Победоносца. Для этого они обратились в Духовную Консисторию за разрешением купить и перенести стоявшую в Замьяновской станице старую деревянную церковь с иконостасом. Однако недосток денег и малое колличество жителей (230 человек было мало, чтобы содержать священника) несмотря на поддержку губернатора сделали это желание невыполнимым еще 20 лет.
Лишь в 1863 году началосьстроительство в Городофорпостинской станице первого деревянного храма. Окончен он был через два года и в том же, 1865 — освящен в честь Преображения Господня. Но просуществовал он лишь до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. Станичные плучили разрешение на расширение церкви. Однако в самом начале подготовительных работ в 1882 жители решили не расширять старый деревянный храм, а возвести новый каменный с тремя престолами. Так и было сделано.
Окончательно церковь была завершена и освящен последний северный придел в честь Святого Пророка Ильи 6-го августа 1890 года. До этого в 1885 году был освящен главный престол в честь Преображения Господня и южный придел — в честь иконы Божией Матери “Достойно есть”. А старый деревянный храм без церковной утвари станичники продали в деревню в селение Николаевку, ранее приписанное к этому приходу.
Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма увенчали пять главок с луковичными куполами. Внутреннее убранство хцеркви тоже поражало богатством. Он был украшен множеством икон в серебряных и среброзолочёных ризах. Сразу же после освящения храма в 1885 году сюда были пожертвованы несколько икон стоимостью от 700 до 800 рублей. В 1886 году на средства прихожан устроили новый иконостас стоимостью 10 000 рублей. Иконостас и царские врата были разделаны под виноградную гроздь и вызолочены.
В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён. В результате работ по обновлению храма в 1899 -1900 годах Спасо-Преображенская церковь приобрела такой благолепный вид, что, по мнению современников, мог украсить любой губернский город. На протяжении 1900-1905 годов Спасо-Преображенский храм был искусно расписан. Особо хороши написанные в 1905 году на куполе церкви пять картин работы московского художника.
Спасо-Преображенской церкви удалось остаться действующей вплоть до 1938 года, когда новая волна сталинских гонений достигла Астрахани. Церковь закрыли, купола с колокольни и церковных глав снесли. Иконостас вместе с остальной церковной утварью уничтожили. Тогда же погибла и роспись храма.
Церковь удалось вернуть верующим уже в январе 1945 года. Однако после возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены бесформенные “колпаки”. Не дали местные власти восстановить и разрушенный второй ярус колокольни, на которую был установлен такой же колпак. Постепенно было восстановлено внутреннее убранство церкви: поставлен новый иконостас, покрытый вместо позолоты уже позолоченной фольгой; пожертвованы верующими иконы, сохранённые ими втайне. В 1955 -1957 годах храм был расписан художником Б.М. Красильниковым.
В 1992 году астраханская Спасо-Преображенская церковь стала Спассо-Преображенским подворьем Николо-Угрешского Ставропигиального монастыря. Сам монастырь находится под Москвой. С тех пор тут имеется штат из монастырских служителей.
В ограде храма сохранилась могила протоиерея Василия Гавриловича Кортнева (1836 -1911), много потрудившегося над построением существующей Спасо-Преображенской церкви. В апреле 1985 года надгробный памятник был реконструирован.
Скульптурная композиция «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские»
8 июля 2016 года, в сквере рядом с храмом, была открыта скульптурная композиция «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские».
Астраханская скульптура Петра и Февронии не является уникальной, точно такие же скульптуры расположены в нескольких других городах. Её автором является Константин Чернявский. Высота бронзовой скульптурной композиции с фигурами святых составляет 2,6 м. Вес 1,2 тонны. К скульптуре ведут три символические улицы – Веры, Надежды и Любви. У каждой установлены камни с напутственными словами: цитатами из Библии. Скульптура расположена в центре выложенной из тротуарной плитки ромашки, в лепестках цветка разбиты клумбы.
Установка скульптурной композиций «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» была проведена в рамках всероссийской программы «В кругу семьи». Первые такие скульптуры были заложены в 2008 году в Сочи, Новосибирске и Екатеринбурге. Астрахань стала 24 городом России, где появилась такая композиция. Инициатором проекта, включающего также реконструкцию и создания парка у церкви Спасо-Преображения Господня, стал настоятель церкви Спасо-Преображения, отец Виталий.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: