Шарганская восьмёрка (серб. Шарганска осмица) — уникальная историческая узкоколейная железная дорога в Сербии, проходящая между населёнными пунктами Мокра-Гора и Шарган-Витаси. Популярная туристическая достопримечательность, входит в число так называемых «Семи сербских чудес».
Если смотреть на эту горную железную дорогу сверху, то она будет напоминать цифру 8, за что, собственно, и получила свое название. По пути одноколейка проходит два десятка тунелей и делает такие витиеватые повороты, что иной раз до следующей станции быстрее дойти пешком, немного поднявшись в гору, чем ждать поезд, огибающий сложный рельеф. Из-за этих «критических» перепадов высот на перегонах зимой железная дорога не используется.«Шарганска Осмица» вполне реально работала для пассажиров с 1925 по 1974 годы, соединяя два города - боснийский Вышеград и сербский Ужице. В 2003-м дорога была отреставрирована и открыта заново, уже как туристический аттракцион, интересный не только любителям старинных семафоров и водокачек, но и фанатам Эмира Кустурицы, снявшего здесь свою ленту "Жизнь как чудо".
Добраться до Мокра Гора проще всего из города Ужице автобусами, или автостопом (примерно 40 км). В Ужице из Белграда ходит много поездов и автобусов.
Немного истории. Отрезок железнодорожного пути Ужице – Вардиште был спроектирован в 1903. году. Но строительство постоянно прерывалось: не хватало не только средств, но и технического опыта. Самая интересная и в то же время самая трудная задача на этой части трассы заключалась в решении проблемы разности высот Мокрогорской котловины и Шарганского перевала. Эту проблему решили посредством известной шарганской „восьмёрки“, двадцати двух тоннелей и десяти мостов. В 1925 году, принимая законченную железную дорогу, король Александр воскликнул, что готов дать по грамму золота за каждый грамм отвоёванных у гор камней – так венценосная особа была поражена и горда результатом труда инженеров и рабочих. Надо сказать, что «Шарганска осмица» унесла немало человеческих жизней. Строительство началось в 1916 году с территории ещё австро-венгерской Боснии, но тогда было пройдено всего девять километров пути. Работы прекратились после обрушения перекрытий и гибели двухсот работавших здесь военнопленных, русских и итальянцев. Через несколько лет, отчаявшись найти ошибку в проекте шарганского тоннеля, покончил с собой один из инженеров. Не удивительно, что первый состав, отправившийся в путь из Ужице через Вышеград и Сараево на Дубровник, пришло проводить огромное количество людей, а пресса назвала открытие «Шарганской осмицы» чудом. Поезда ходили по ней 49 лет и 25 дней, от г. Ужице через Шарганский перевал в Вышеград. Из Боснии в Сербию перевозили сырьё (уголь, дерево, строительные материалы), а из Сербии в Боснию везли промышленные и сельскохозяйственные продукты. 28 февраля 1974 года движение прекратилось из-за нерентабельности. В 1999 году, по инициативе жителей ужицкого края, началась реконструкция «Восьмёрки». Из Музея железных дорог были доставлены вагоны и локомотив Чира. Железнодорожное сообщение Мокрая Гора – Шарган – Витаси было торжественно открыто 28 августа 2004 года. Дорога обрела новую жизнь — по восстановленному участку в 15,5 км ежедневно ходят 2 — 4 состава. Она работает как туристический аттракцион, интересный не только любителям старинных семафоров и водокачек, но и фанатам Эмира Кустурицы, снявшего здесь свою киноленту «Жизнь как чудо». У туристов она пользуется большой популярностью. Они с восторгом узнают знакомые по фильму места , особенно станцию Голубичи, где происходило действие фильма. После окончания съёмок Эмир Кустурица на горе Мечавник построил этно-село Дрвенград. С Мечавника на ж.д. станцию Мокра Гора можно спуститься пешком за 8-10 минут.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: