В нашем городе не так много памятников-самолетов, а гражданский пассажирский на моей памяти всего один. И хоть он теперь используется в качестве кафе, но пройтись и поглазеть ничего не мешает.
«Железный окурок», «Истребитель керосина» и «Мелкая треска» – все эти нелестные прозвища относятся к небольшому самолету Як-40. Первое он «заслужил» из-за малого размера по сравнению с большими пассажирскими авиалайнерами и сильного дымления, второе – за высокий расход топлива, а третье – название в системе кодификации НАТО. Тем не менее, Як-40 – это первый в мире реактивный авиалайнер для перелетов на небольшие расстояния.
Надежная машина, которая может взлететь даже при отказе одного из 3 моторов, а горизонтально летать даже на одном двигателе и приземлиться на грунтовой или травяной аэродром.
Официальной датой начала работ над реактивным авиалайнером является 15 мая 1965 года. Проектирование было доверено конструкторскому бюро А. Яковлева, в котором до этого момента разрабатывались исключительно военные самолеты. А осенью 1966 года прототип Як-40 взлетел в небо. Над созданием этого самолета работала достаточно именитая и грамотная группа из ведущих конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей, что сказалось и на конечном результате.
Самолет разрабатывался в первую очередь для перевозок пассажиров на небольшие расстояния: от нескольких десятков до 200–500 км. Так как не многие взлетно-посадочные площадки местных авиалиний СССР представляли собой ухоженные бетонированные участки, конструкция самолета рассчитана на возможность его эксплуатации на грунтовых аэродромах. А благодаря мощной силовой установке Як-40 мог взлетать с высокогорных аэродромов даже в сильную жару.
В 70-х годах ХХ века воздушные перевозки приобрели массовый характер, в том числе местные рейсы. В Стране Советов это место по праву занял Як-40. В США был объявлен конкурс по созданию ВС (воздушных судов) для местных авиалиний (выпуск самолетов ДС-3 «Дакота» прекратился как себя изживших, а старые машины износились). Американцы планировали заменить их к 1970 году, но все конкурсные проекты оказались провальными. Инженерам под руководством Яковлева удалось не только создать неприхотливую машину для внутренних линий, (что обеспечивалось эксплуатацией на грунтовых аэродромах, низкой взлётной и посадочной скоростью и коротким пробегом) но и обладающей высокой крейсерской скоростью и надежностью.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: