Пустые глазницы окон. Воскресенская церковь в Новой Бахметьевке [VI/23279]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Волгоградская обл.
Жирновский р-н
Ближайший нас.пункт
Новая Бахметьевка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
5.00Нашли: 6
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: Katerin-ka
Создан: 26.06.2019
Опубликован: 30.06.2019
(отредактирован: 24.08.2020)
Компаньоны: Busink@, Pachita & two

Описание окружающей местности

Жирновский район называют жемчужиной Волгоградской области. Богатая природа, талантливые люди и славная история привлекают внимание гостей из разных уголков нашей необъятной Родины. Среди наиболее ценных достопримечательностей нашего района особую нишу занимают старинные храмы, являющиеся частью культурно-исторического наследия региона. Не секрет, что беспощадное время наложило на многие строения губительный отпечаток, поставив их на грань исчезновения. Но тем милее и дороже они становятся нашему сердцу.

Воскресенская церковь в селе Новая Бахметьевка – одно из сокровищ целой вереницы угасающих жирновских храмов.

Построена Воскресенская церковь в 1802 году на средства помещика Николая Ивановича Бахметьева. Строительство окончено в 1815 году после победы над Наполеоном. Тогда же церковь была освящена саратовским протоиереем Николаем Скопиным, поскольку входила в состав Саратовской епархии.

Само селение Новая Бахметьевка основано внуком сенатора времен Елизаветы Петровны – Иваном Ивановичем Бахметьевым, назвавшим село фамилией своего рода.

«Название любого поселения – своеобразный памятник эпохи своего возникновения, – пишет в своей книге В. И. Гомулов, автор книги «Очерки истории Жирновского района». – И оно тесно связано с социально-экономической историей нашего края, с его природной средой и ландшафтом, с его историей русской культуры. К каждому названию следует относиться с вниманием и уважением, так, как мы относимся к любому памятнику и шедевру культуры». Несомненно, что часть российской истории отразилась в названии села и церкви, которая в народе зовётся Бахметьевской.

Интересна родословная Бахметьевых. В старину фамилию писали по-разному: Бахметев, Бахметов и Бахмиотов. При великом князе Василии Васильевиче Тёмном (1415-1462) знатный татарин Мурза Аслан-Бахмет принял крещение с именем Иеремия и стал родоначальником Бахметьевых. Потомки его служили в воеводах, в стряпчих и дворянах Московских.

Уместно упомянуть, что в Аткарском уезде были сёла Старая и Новая Бахметьевка. Старая Бахметьевка Фёдоровской волости по генеральской ревизии 1744-1747 годов – новопоселённая деревня Петровского уезда Казанской губернии. В ней насчитывалось 25 душ крестьян, переведённых из Зарайского, Михайловского и Арзамасского уездов и числящихся за бригадиром И. М. Бахметьевым. Новая Бахметьевка Александровской волости основана в конце XVIII века И. И. Бахметьевым. Крестьяне были выселены сюда из села Ананьина Сызранского уезда Симбирской губернии и из Рязанской губернии. Родиной и имением композитора Н. И. Бахметьева была Новая Бахметьевка.

Николай Иванович Бахметьев родился в 1807 году в Пензе, куда его матушка приехала погостить у своих родителей. После временного пребывания мать и ребёнка перевезли в родовое имение главы семейства в Саратовской губернии, где Николай воспитывался со своими пятью сёстрами под присмотром многочисленных гувернёров. В двенадцатилетнем возрасте мальчика отправили в пансион в Москву, а через несколько лет в Петербург в пажеский корпус.

Выдержка из журнала «Исторический вестник» 1891 года (дата смерти Н. И. Бахметьева) называет основные вехи жизни и творчества музыканта:

«По окончании курса в школе гвардейских подпрапорщиков начал свою служебную деятельность в 1826 г. в конном полку. И вместе с полком участвовал в русско-турецкой войне 1829 г. Одно время он командовал конным полком и, выйдя в отставку в чине полковника, уехал в своё имение, где был избран Саратовским предводителем дворянства. Четыре раза избирали его на эту должность. В продолжении 65 лет службы получил несколько наград.

С молодых лет пристрастился к музыке, и свободные минуты посвящал её изучению. Он был другом композиторов Львова, Глинки, Серова, Даргомыжского. По приезду в Петербург Николай Иванович стал устраивать у себя музыкальные вечера, на которых собирались все известные представители музыкального мира. Эти собрания, как и у графа Велигорского, считались самыми интересными. Он был приглашён занять должность директора придворной певческой капеллы и занимал её до 1833 г. За время своей музыкальной деятельности Николай Иванович организовал первое музыкальное общество и значительно содействовал его процветанию.

Имя Николая Ивановича Бахметьева известно повсюду. Написанная им литургия – одно из лучших духовных музыкальных произведений. Кроме литургии, он написал массу церковных и светских пьес, в том числе много романсов, до сих пор исполняемых во всех концертах». Большой популярностью в своё время пользовались его романсы «Борода ль моя, бородушка», «Ты душа ль моя, красна девица», «Песнь ямщика», «Колечко».

С историей села и композитора неразрывно связана и ныне существующая церковь. Она расположена на въезде в село со стороны города Жирновска. Надо признаться, что сведений об истории Воскресенского храма сохранилось немного, однако и по имеющимся материалам можно составить хоть какое-то представление о его прошлом.

Здание Бахметьевской церкви начала XIX века каменное, без колокольни. Православный храм обычно строили в трёх модификациях: в виде корабля (примером тому служит церковь Дмитрия Солунского в с. Меловатка), в виде креста или в виде круга – символа вечности. Воскресенская же церковь была выстроена по типу храма Христа Спасителя и имела крестово-купольную конструкцию.

Довольно скудное описание церкви мы находим в справочной книге Саратовской епархии 1909 года:

«Церковь Воскресения Христова построена в 1802 г. тщанием господина Бахметьева. Здание каменное, колокольни нет, крепка, утвари достаточно. Престолов в ней пять: главный престол во имя Воскресения Христова и во имя евангелистов Иоанна Богослова, Матфея, Марка и Луки. Освящена в 1815 г. Утвари достаточно. Земли при церкви не имеется. Пашенной и сенокосной 33 десятины.

Штат: священник и псаломщик. Священник – 300 руб., псаломщик – 100 руб. Капитальных домов в приходе – 114, прихожан – 329 мужчин, 334 женщины. Ипостасных, раскольников – нет».

Дополнительную информацию можно почерпнуть из историко-краеведческого исследования В. И. Гомулова:

«Дома для священника и псаломщика построены Бахметьевским сельским обществом и переданы в собственность церкви. Церковно-приходскую школу не могли открыть из-за отсутствия средств. Ближайшие церкви располагались в селе Большая Князевка (4 версты) и в селе Александровка (6 вёрст). В приходе этой церкви числилось 100 крестьянских дворов, домов военных – 8, 1 двор личного почётного гражданина. В 1894 году в селе насчитывалось 109 дворов и проживал 631 человек: 241 душа мужского и 278 женского пола крестьян, 53 души мужского пола, относившихся к военному сословию, и семья почётного гражданина состояла из 6 человек».

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: крещение, венчание, а в конце пройденного пути – церковное погребение. Воскресным и праздничным днём благовест призывал отложить всякое житейское и поспешить в Храм Божий.

Имеющиеся в Госархиве Волгоградской области метрические книги Воскресенской церкви за 1872 год, периоды с 1874 по1884, с 1886 по 1900 и с 1902 по 1914 годы рассказывают о жизни селян.

В стародавние времена Воскресенская церковь отличалась богатством и красотой убранства. Её золотой купол с крестом был виден издалека, он и сейчас хорошо просматривается с любой точки селения. Внутри стены храма украшали иконы, часть из которых были принесены самими жителями.

Об этом мы узнаём из сохранившихся воспоминаний о старине жительницы Новой Бахметьевки Зинаиды Сергеевны Шипиткиной (1911-1988 г.г.), записанных односельчанами:

«Давно наши ходили в Киев на богомолье. Шли пешком долго в Киево-Печерскую Лавру поклоняться святым местам, участвовали в литургии. На собранные деньги покупали иконы и возвращались домой. Когда подходили к Бахметьевке с иконами, пели молитвы, к ним присоединялся народ. В наш храм народу ходило много, встать на колени негде было».

К несчастью, после революции Бахметьевская церковь не избежала участи многих других храмов.

28 августа 1934 года по распоряжению Руднянского районного исполнительного комитета церковь была закрыта, хотя на памятной табличке, повешенной жителями села, на стене церкви стоит дата – 1932 год. Наверное, уже тогда богослужения в храме прекратились.

Известно, что пустующие здания церквей нередко властями определялись под «народный дом», школу, избу-читальню, но когда обнаруживалось, что на ремонт и переустройство денег не находилось, помещение использовалось под склад, что, естественно, губительно отражалось на общем состоянии здания.

Воскресенская церковь пережила послереволюционное и военное время и была разобрана на кирпичи для строительных нужд нефтяников Бахметьевского промысла уже в 60-е годы.

Но несмотря на богоборческую политику той эпохи, местные жители старались сохранить исторический памятник. Так, долгие годы за зданием присматривал А. И. Плякин. Стараниями В. И. Шипиткина и Л. И. Фёдоровой был накоплен и предоставлен Жирновскому краеведческому музею материал о Воскресенском храме, собраны старые иконы у односельчан. Сохранённые местными жителями старинные иконы XIX века из храма Воскресения Христова с изображением евангелистов Святого Иоанна Богослова и Святого Матфея Евангелиста (конец XVIII – начало XIX в.в.), а также икона «Рождество Иоанна Предтечи» (начало XIX в.) были переданы Дмитрием Зимковым в 1991 году в храм Святаго Духа Утешителя в Жирновске. Жительницей села Зинаидой Сергеевной Шипиткиной в библиотеку Жирновского храма была отдана Библия 1861 года.

Конечно, сегодня у церкви не тот вид, что прежде: купол порос травой, повреждены стены, сломаны киоты, неразличимы лики святых на настенных росписях. Тем не менее, до сих пор жители села в Праздник Пасхи приходят к храму, убирают его территорию, однажды попытались укрепить фундамент с целью сохранения здания. Известно, что раньше вокруг церкви рос фруктовый сад. Грушевые деревья этого сада существовали ещё полтора десятка лет тому назад, их возраст уже тогда переваливал за сотню. Сегодня жители Бахметьевки снова посадили грушевое дерево у своей церкви в качестве напоминания о былом и как символ надежды на возрождение.

Источник

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Lemonade_rabbit (26.06.2023 07:42:16)
Взят
Serg&Nadja (26.06.2023 07:41:40)
Все хорошо. И вопрос, и церковь. Спасибо автору
Iskender (17.04.2023 11:03:59)
Elin (06.12.2020 14:32:10)
Grisvold (25.08.2020 09:19:17)
Matador (04.12.2019 10:28:52)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.