Тайник передан игроку Natic, по всем вопросам просьба обращаться к ней.
Первое здание павильона, предназначенного для знакомства посетителей Выставки с достижениями народного хозяйства Казахской ССР, было построено в 1937 году по проекту архитектора Ф.П. Костенко. Оно представляло собой шестиугольный в плане объем, обнесенный галереей и увенчанный декоративной башней.
В 1939 году павильон был переделан по проекту архитектора И.Г. Безрукова. Декоративную башню сменил небольшой конусовидный купол. Бело-голубые фасады были украшены орнаментами, а вход выделен глубоким порталом в традициях древнего зодчества Казахстана.
Еще через год в результате реконструкции по проекту И.М. Петрова и И.Н. Халина здание получило новый монументальный фасад, на ризалитах которого появились выразительные барельефы на тему земледелия Казахстана работы скульптора Х.Н. Аскар-Сарыджа. Центральная часть фасада была выделена 25-метровой стелой, увенчанной майоликовым гербом Казахской ССР. У ее подножия находилась скульптура акына Джамбула Джабаева. Большие окна, включенные в порталы, скрывала орнаментальная решетка, напоминающая национальные узорные ковры.
Это здание проектировалось как временное и строилось из дерева. Поэтому в процессе возобновления работы ВСХВ после войны павильон Казахской ССР решено было заменить новым. К сожалению, сохранить при этом фасад 1940 года не представлялось возможным.
В проекте, созданном в 1949 году специалистами мастерской Академпроекта И.М. Петровым и И.В. Куприяновым при участии казахского архитектора Т.К. Басенова, также звучали мотивы национального зодчества Казахстана. Его реализация завершилась в 1954 году. Яркий силуэт павильона, напоминающий мавзолей, стал ярким акцентом в начале Главной аллеи Выставки.
Его главный фасад был решен в виде трехпролетной арки. Здесь гостей павильона встречали скульптуры акына Джамбула Джабаева и Героя социалистического труда Шыганака Берсиева. Входную, несколько заглубленную часть фасада акцентировали столбы-колонны со скульптурами рабочего-сталевара и колхозницы. На главном и боковых фасадах были воспроизведены барельефы прежнего павильона, которые вновь исполнил Х.Н. Аскар-Сарыджа. С двух сторон здания били фонтаны. В отделке экстерьера прекрасно сочетались майолика и бронза. Поддерживаемый короной аркады, над всем этим великолепием возвышался прозрачный купол со шпилем.
Павильон Казахская ССР. 1954 г.
Вводный зал, напоминающий небольшой дворик, был обнесен по периметру колоннадой. Декоративные светильники, панно и гобелены, примененные в его оформлении, сделали казахские мастера.
В 1961 году боковые залы павильона стали двухэтажными, и многие декоративные элементы интерьера, придававшие зданию национальный колорит, были утрачены.
В 1966–1967 годах в связи со сменой экспозиции павильон, теперь уже называвшийся «Металлургия», подвергся реконструкции по проекту архитектора С. Кобецкого и инженера В. Анисько. Его высота увеличилась за счет пристройки, заменившей купол, а со стороны заднего фасада появился новый объем из стекла и бетона.
Для создания нового архитектурного облика здания фасад был облицован шлакоситалловыми плитами с вертикальными тягами из нержавеющей стали. Однако это решение, во многом удачное, нарушило стилистическую взаимосвязь двух площадей — Дружбы народов и Промышленности.
История экспозиций
Экспозиция павильона «Казахская ССР» повествовала об экономике и культуре, животноводстве и растениеводстве республики.
После 1959 года, когда ВСХВ была переименована в ВДНХ СССР, тематической доминантой стала индустриальная составляющая. Ковры, люстры, резьба по дереву и живопись уступили место многочисленным стендам, экранам и моделям, отражающим достижения Казахстана в цветной металлургии, нефтегазовой и угледобывающей промышленности.
В начале 1964 года в павильоне № 11 разместилась экспозиция «Металлургия». Соответственно изменился и его интерьер. Прежнее оформление центрального зала, посвященного теперь черной металлургии, полностью скрыли листы нержавеющей стали, блестящее панно профиля В.И. Ленина, карта СССР с обозначением основных металлургических центров страны, таблица Д.И. Менделеева и большой экран с фотографиями образцов промышленных изделий.
Экспозиция подробно раскрывала различные области черной и цветной металлургии. Посредством стендов, диаграмм и моделей она знакомила гостей Выставки с добычей железной руды и особенностями отраслевого производства, опытом передовых предприятий и образцами новой продукции. А на открытой площадке позади павильона демонстрировались буровые установки, погрузочные машины и другая крупногабаритная техника.
В 1977 году в рамках экспозиции, организованной на ВДНХ в честь 60-летия советской власти, в павильоне № 11 на несколько месяцев вновь обосновались материалы Казахской ССР.
Политические и экономические сложности периода становления Содружества Независимых Государств привели к тому, что в 1990-е павильон «Металлургия» почти на 20 лет заняли магазины, офисы, коммерческие музейные экспозиции и кафе.
Интересные факты
В ходе реставрационных работ на ВДНХ на фасаде объекта культурного наследия федерального значения павильона №11 «Металлургия» реставраторы обнаружили барельефы 1954 года на тему земледелия Казахстана. Автор барельефов — скульптор Х.Н. Аскар-Сарыджа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: