«Я думаю, что путь исследования задачи воздухоплавания с помощью скользящей машины является одним из самых надёжных. Проще прибавить двигатель к хорошо изученной скользящей машине, нежели сесть на машину, которая никогда не летала с человеком»
Н.Е. Жуковский
«Машина же более тяжёлая, нежели воздух, даст нам, по моему мнению, средство для быстрого полёта одного или двух человек в любом направлении и заставит нас перестать завидовать птице»
Н.Е. Жуковский
«Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума»
Н.Е. Жуковский
Жуковский Николай Егорович - русский учёный в области механики, основоположник современной аэро‑ и гидромеханики. Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища (с 1918 года — Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894 г.).
В 1868 году окончил физико‑математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика.
С 1885 года Николай Жуковский, одновременно с другими учебными заведениями, начал преподавать в Московском университете.
В Московском университете и Техническом училище под руководством Жуковского были организованы лаборатории, которых велись исследования в области механики.
Работы Жуковского были посвящены самым различным областям науки, например, теории вычисления планетных орбит и теории кометных хвостов; теории влияния реакций втекающей и вытекающей жидкости; теории упругости; теории подпочвенных вод и т.д. Он внес огромный вклад в развитие гидродинамики. Жуковского интересовала и гидравлика, в частности проблема водоснабжения крупных городов. Его исследования по фильтрации позже были с успехом применены к вопросам механики добычи нефти.
Одной из первых признанных работ Жуковского Н.Е. было исследование «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах». Данное исследование было заказано Жуковскому директором московского водопровода Зиминым Н.П. в связи с частыми прорывами труб водопровода. Жуковскому удалось выяснить, что при открытии задвижек сразу и на полную мощность возникает давление, многократно превышающее существовавшую прочность труб. Также Жуковским была разработана методика точного обнаружения места прорыва трубы, находящейся вне зоны визуального контроля.
В 1890 году появилась первая работа Жуковского по механике полёта в воздухе ‑ "К теории летания". Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц, 3 ноября 1891 года сделал доклад «О парении птиц». Следом за ней он опубликовал статьи "О летательном аппарате Отто Лилиенталя", "О наивыгоднейшем угле наклона аэроплана" и другие. В первые годы ХХ века Жуковский приступил к систематическим опытам над движением крылообразных тел в воздухе. Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука.
В 1902 году в механической лаборатории Московского университета под руководством ученого была сооружена первая в России и одна из первых в мире аэродинамическая труба закрытого типа.
По указаниям Жуковского был спроектирован и построен прибор для испытаний самолетных винтов. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт.
В 1906 году появилась научная работа Жуковского «О присоединенных вихрях», заложившая теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана.
С 1912 года по 1918 год ученый написал ряд работ по вихревой теории гребного винта, в которых опирался на разработанную им теорию крыла. На ее основе проектируются и строятся даже современные воздушные винты летательных аппаратов.
С 1913 года Жуковский преподавал на курсах летчиков. В Первую мировую войну ученый со своими учениками читал лекции по баллистике, воздухоплаванию на курсах летчиков‑добровольцев, проводил работу по теории бомбометания.
Под руководством Жуковского было организовано Авиационное расчётно‑испытательное бюро, проводившее расчёты и испытания самолётов, их лётных качеств и прочности.
В 1918 году по предложению Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический институт, руководителем которого он был назначен. Основанные ученым теоретические курсы для военных лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого был образован Институт инженеров Красного Воздушного Флота, впоследствии Военно‑воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского.
Авиация в нашей стране всегда очень ценилась. В военное время в приоритете у И.В. Сталина были авиационщики. В послевоенное время, в 1947 году, когда страна оправлялась от войны, восстанавливала производство, к 100-летию со дня рождения профессора авиации было издано Постановление Совета Министров СССР от 11.01.1947 № 42 «Об увековечении памяти великого русского учёного, профессора Н.Е. Жуковского».
Данным постановлением предусматривались не только масштабные празднования, выдачи именных премий и стипендий, установление мемориальных досок, съёмка фильма о Жуковском, но и организация за счёт Министерства авиационной промышленности в 1947 году научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского в Москве на улице Радио, дом № 17, где помещались первые теоретические курсы авиации, учреждённые Н.Е. Жуковским.
Учитывая, что А.Н. Туполев был учеником Н.Е. Жуковского и многократно был ему обязан в своей деятельности, он дважды в месяц посещал музей, устраивал планёрку с сотрудниками музея, которых на тот момент было 28 человек (сейчас – 3).
А.Н. Туполев много помогал музею. Так, на заводе для музея был открыт отдельный счёт, который также имелся и в Министерстве авиационной промышленности. В связи с этим и богатое оснащение музея. Здесь находятся четыре памятника науки и техники, множество подлинных экземпляров (в том числе, планер Отто Лилиенталя 1895 года), бюсты Героев, изготовленные лично Верой Мухиной и Евгением Вучетичем.
Итак, о музее:
Улица Радио, дом 17... Сегодня здесь фантастическая по широте и объему демонстрация всей отечественной авиации — от первых попыток человека подняться в небо и расчетов на бумаге до изумительных по красоте, идеальных по конструкции, совершенных моделей «железных птиц». Но когда-то этот дом служил совсем иным целям. Построенный в конце XVIII века он часто менял хозяев, и многое успел повидать. Здесь располагались и склады товаров, и мясная лавка, и галантерея, и даже трактир. Только в 1914 году здание будущего музея профессора Н.Е. Жуковского немного приблизилось к истинному своему предназначению, и двухэтажный каменный особняк стал общежитием и учебным помещением для летчиков с теоретических курсов авиации при Московском императорском техническом училище, которыми руководил Н.Е. Жуковский. Знаменитая Военно-инженерная академия имени Жуковского — преемница этих курсов.
Ученый решил не останавливаться на временных занятиях и в 1918 году обратился в Высший Совет Народного Хозяйства с просьбой «о разрешении занять дом для работ Научно-технического отдела аэрогидродинамической секции». Одновременно началась «разработка практического проекта учреждения Центрального Аэрогидродинамического Института, проекта положения о нем и порядка развертывания его работы». Так определилась судьба дома, и особняк № 17 по улице Радио стал первым зданием ЦАГИ. Здесь зародилась авиационная наука нашей страны.
Здесь молодые и безудержные инженеры и авиаконструкторы делали свои первые попытки в проектировании и дизайне планеров, аэросаней, самолетов. В это же время они ставили опыты и пытались решать все попутно возникающие задачи. Они упоенно работали и совершено не задумывались над тем, что спустя несколько десятков лет спроектированные ими самолеты составят почти весь авиационный парк советской России, что скульптуры с их изображением украсят города Родины, что их именами будут называть улицы, их квартиры превратятся в музеи, а их профессор станет «отцом русской авиации».
В этом здании Н.Е. Жуковский подарил своим ученикам знания и силу, а России — десятки выдающихся умов и возможность парить над облаками. С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев, Б.С. Стечкин, А.А. Архангельский, Б.Н. Юрьев, В.П. Ветчинкин и многие другие создатели и последователи отечественной науки и передовой авиационной техники работали здесь, в московском особняке на улице Радио.
Поэтому неудивительно, что именно это строение было выбрано в качестве мемориального комплекса. В его создании активно участвовал ученик Жуковского, генеральный конструктор, академик А.Н. Туполев.
Дом-памятник и внешне, и внутренне сохранил свой старомосковский облик, в нем до сих пор чувствуется дыхание авиационной науки начала XX века, созданной русскими инженерами и конструкторами, энтузиастами и первооткрывателями, представителями богатейшей российской истории и культуры. Здесь Ваше внимание не будут отвлекать всевозможные мультимедии и планшеты, модные нынче во многих музеях. Да, потыкать не во что, но этот музей не для тыканья, а для получения новых знаний.
Здесь можно увидеть собственными глазами, как рождалась и эволюционировала «летающая» Россия, прикоснуться к таинству необычайных исторических открытий, судьбоносных решений и эпохальных достижений авиационной науки и техники, ощутить величие времени, когда мысль о полете была еще дерзкой и загадочной.
Всего в музее хранится более 50 тысяч экспонатов: документов, фотонегативов, модели практически всех российских самолетов, вертолетов, планеров, первых ракет, макеты искусственных спутников Земли (в том числе и первого из них), космических кораблей, модели авиационных и ракетных двигателей.
Есть и настоящие шедевры, которые можно увидеть только здесь: подлинный планер Отто Лилиенталя, приобретенный Н.Е. Жуковским во время поездки в Германию в 1895 г., модель самолета «Илья Муромец» знаменитого авиаконструктора И.И. Сикорского, изготовленная на Русско-Балтийском заводе в 1915 г., и плоская аэродинамическая труба, построенная еще в 1909 году в Императорском техническом училище под руководством А.Н. Туполева по указанию Н.Е. Жуковского.
Интересные факты:
1. Каждое здание (сооружение) высотой выше 70 метров, а если быть точным – их макеты в масштабе, проходят испытания в аэродинамической трубе ЦАГИ. Так, например, «продувались» здания Москва-Сити, после чего высота одной из башен была существенно уменьшена, Живописный мост, монумент Рабочему и колхознице Веры Мухиной на ВДНХ и даже Родина-Мать в Волгограде.
2. На территории ЦАГИ на ул. Радио также располагаются два очень важных объекта, без которых авиация превращается в постройку самолётов по наитию, как делали до Н.Е. Жуковского. Объектами являются аэрогидродинамическая труба Т-1-2 и 200-метровый гидроканал (опытовый бассейн). В проектировании обоих объектов принимал активное участие ученик Н.Е. Жуковского – А.Н. Туполев.
В данной аэрогидродинамической трубе проводятся испытания отдельных элементов самолётов, их макетов, а также макетов сооружений.
В опытовом бассейне проводятся испытания летательных аппаратов на пригодность посадки на воду. При этом можно моделировать волну до 5 баллов. Любой производимый самолёт должен уметь совершать экстренную посадку на воду. При этом разрушений быть не должно. Таким образом, макет каждого самолёта проходит испытания в опытовом бассейне ЦАГИ и получает допуск к осуществлению дальнейшей сборки.
Если Вам повезёт и в данных объектах не будут проводиться испытания, велика вероятность, что Вы увидите аэрогидродинамическую трубу и гидроканал своими глазами.
3. Для создания ТУ-160 – сверхзвукового стратегического бомбардировщика на набережной Академика Туполева было создано отдельное здание, на пятом этаже которого макет самолёта собирался в натуральную величину.
P.s. Если посещение музея Вам нужно лишь для зачистки карты, но не для получения новых знаний, а вопросы, по-Вашему мнению, являются «иезуитскими», обойдите этот музей стороной, не тратьте своё время, а тайник закрасьте зелёным маркером, т.к. негатива в нашей жизни и без того хватает.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: