Александр Иванович Маринеско (1913- 1963 гг.) - командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века». Герой Советского Союза (1990).
Имя Александра Маринеско известно далеко не каждому жителю нашей страны, хотя один из его подводных ударов военные эксперты окрестили «атакой века», повторить которую до сих пор не удалось никому. Буйный нрав Александра Маринеско всегда мешал полностью реализоваться его несомненному таланту. Человек-легенда советского подводного флота был личностью достаточно противоречивой.
Александр родился в семье матроса румынского королевского флота Иона Маринеску. Моряцкие гены отца, как и его темперамент, в полной мере проявились в сыне. Окончив шесть классов трудовой школы, в 13 лет Саша Маринеско становится учеником матроса Черноморского пароходства, потом блестяще оканчивает школу юнг, и в 1930 году был принят в Одесский мореходный техникум. В мае 1933 года выпускник техникума Маринеско становится помощником капитана на торговом судне «Красный флот».
Морской талант без признаков дисциплины
Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения, которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.
Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, в не зависимости от того, чем ему это грозило, также молодой моряк, как и его отец, нравился женщинам и любил выпить. Два этих пристрастия позже выйдут Маринеско боком.
В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».
В 1936 году на флоте были введены звания, и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка».
Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения – 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.
Невероятно, но могло сложиться так, что Маринеско, носивший к началу войны звание капитан-лейтенанта, вовсе бы не принял участие в боевых действиях. «М-96» командование приняло решение вместе с экипажем перебросить на Каспийское море по железной дороге, и выполнению этого плана помешало только стремительное окружение Ленинграда фашистскими войсками.
Лодку ввели в строй, и с июля 1941 года она стала совершать боевые походы. Капитан Маринеско совмещал успешные действия, за которые был удостоен ордена Ленина, с очередными нарушениями дисциплины, из-за которых он был даже исключен из кандидатов в члены партии.
Тем не менее, командирский талант Маринеско перевесил, и он после прохождения переобучения назначается на должность командира средней подлодки «С-13», на которой прослужит до конца войны. В качестве командира Маринеско совершил три боевых похода на «С-13».
В сентябре 1944 года капитана 3-го ранга Александра Маринеско все-таки принимают в члены ВКП (б), а в октябре он во время боевого похода атакует немецкий транспорт «Зигфрид». Не сумев потопить судно торпедами, экипаж «С-13» расстреливает его в надводном положении из пушек. Маринеско доложил, что транспорт стал быстро погружаться в воду, за этот поход капитан Маринеско был награжден орденом Красного Знамени.
«Штрафная» подводная лодка С-13 и «атака века»
Казалось бы, карьера капитана пошла на лад. Но не тут-то было. К концу 1944 года подлодку С-13 перевели в один из портов Финляндии, вышедшей к тому времени из войны. В ночь на 1 января 1945 года Александр Маринеско самовольно покинул находившуюся на боевом дежурстве субмарину и направился в гости к новой возлюбленной-шведке. Оставшийся без командира экипаж встретил Новый год с огромным количеством спиртного, после чего направился выяснять отношения с местным населением. Все закончилось массовой дракой, которая лишь по счастливой случайности обошлась без человеческих жертв. Когда все подробности гулянки Маринеско стали известны командованию, за него взялся «СМЕРШ». Шведку посчитали немецким агентом, а самого Маринеско заподозрили в разглашении военных секретов. Дело пахло трибуналом, но за капитана вступилось руководство – ему дали возможность реабилитироваться, направив 9 января в «штрафной» боевой поход. Фактически подводная лодка С-13 стала единственной «штрафной» субмариной Великой Отечественной войны.
Именно этот поход капитана – «штрафника» стал историческим. Во время этого, пятого по счету боевого похода Маринеско становится подводником №1 для всех советских людей, совершив затопление сразу двух крупных вражеских кораблей.
30 января 1945 года подлодка «С-13» на подходе к бухте Данцига настигла немецкий транспорт, бывший океанский лайнер «Густлофф» (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т). Транспорт шёл без конвоя (торпедолов учебной флотилии TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава приданного «Вильгельму Густлову» эскорта - лёгкого миноносца «Löwe».) Из-за нехватки топлива лайнер шёл прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость. Судно было уничтожено тремя торпедами.
«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны, поэтому неудивительно, что это успех был назван «атакой века».
Уже позднее возникли споры о том, кто находился на борту судна. Западногерманские историки, а вслед за ними и многие отечественные историки договорились до того, что Маринеско- военный преступник, ибо на судне были «тысячи беженцев и множество детей». Тем не менее утверждения о «тысячах беженцев» у многих исследователей по сей день вызывают серьезные сомнения. Те же немецкие историки признают, что «Вильгельм Густлофф» имел все атрибуты военного судна, а значит, являлся законной военной целью.
Известно, что это судно было учебной базой немецких подводников, и в момент атаки на нем находилось несколько десятков (!) экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, начальники ряда концлагерей – словом, это была настоящая фашистская база, которую уничтожил экипаж капитана Маринеско.
Через десять дней после этого подвига, экипаж «С-13» совершает второй. 10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига «С-13» атакует и топит транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн. И снова разночтения – одни историки говорят, что речь шла о судне, пусть и являвшемся законной целью, но перевозившем раненых, другие настаивают, что советские подводники уничтожили корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов.
Как бы то ни было, после потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.
От флота до тюрьмы
Возвращение «С-13» на базу было триумфальным. Маринеско простили все грехи и даже представили к званию Героя Советского Союза. Правда, столь высокой награды «штрафнику» не дали, ограничившись орденом Красного Знамени. Лодка не стала, как было принято при подобном успехе, Гвардейской, а только Краснознаменной. Темпераментный капитан обиделся: ведь при награждении Золотой Звездой командира подлодки награждали орденами и весь экипаж, а тут получалось, что его подчиненных лишили заслуженных наград.
Слава о Маринеско облетела весь флот, вот только характер его не изменился. Стали поступать жалобы на его пренебрежение служебными обязанностями и пьянство. На него неоднократно накладывали дисциплинарные взыскания. Окончание войны он встретил таким загулом, что терпение кончилось даже у тех начальников, которые всегда его защищали. Капитана Маринеско предлагали снять с должности и отправить на лечение от алкоголизма. Решение вопроса затянулось до осени, однако 14 сентября 1945 года приказом наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям систематическое пьянство и бытовую распущенность» капитана 3-го ранга Александра Маринеско сняли с должности командира «С-13» и понизили в звании до старшего лейтенанта. В ноябре 1945 года его уволили из ВМФ в запас.
Гражданская послевоенная жизнь Александра Ивановича сложилась трудно. В 1948 году он работал заместителем директора института переливания крови и уличил своего начальника в хищениях. Однако директор, куда более ловкий в крючкотворстве, нежели прямолинейный Маринеско, развернул дело так, что в места не столь отдаленные попал сам Маринеско, его на три года сослали в колымские лагеря. Хлебнув лиха на «зоне» в драках с бывшими полицаями и уголовниками, в октябре 1951 году он досрочно вышел на свободу. В 1953 году Александр Маринеско вернулся в Ленинград, где ему помогли устроиться начальником отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».
Посмертный герой
Только в 1960 году его бывшие сослуживцы, герои войны, сумели добиться того, чтобы был отменен приказ о лишении Александра Маринеско звания капитана 3-го ранга. Это позволило ему получить персональную военную пенсию, которая улучшила его материальное положение. Ему так и не удалось победить тягу к выпивке, поэтому в последние годы жизни он немало времени проводил в пивных Лениграда, где был известен как «Сашка-Подводник».
По-настоящему о нем вспомнили слишком поздно, когда он оказался в больнице со страшным диагнозом «рак». Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову. Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. Но в судьбе капитана Маринеско уже ничего изменить было нельзя. Он умер 25 ноября 1963 года, в возрасте 50 лет.
Его имя долго стирали в советской истории, но после многочисленных ходатайств ветеранов ВМФ указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско, лидеру среди подводников СССР по общему тоннажу потопленных вражеских судов, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1997 году имя Александра Маринеско получил вновь созданный Музей истории подводных сил России.
Памятник А. И. Маринеско находится на проспекте Стачек, у дома №67. Монумент в честь подводника №1, Героя Советского Союза был установлен в декабре 2013 года по инициативе местных жителей. Сбором средств на создание памятника занималась организация «Союз жителей Автово». Выполненная из бронзы фигура командира Краснознаменной подлодки «С-13» Александра Маринеско установлена на высоком гранитном постаменте. Общая высота композиции составляет 6,5 метров. Авторами монумента стали архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Иван Корнеев.
В этом микрорайоне в Ленинграде, на улице Строителей (сейчас эта улица носит имя Маринеско), он прожил последние годы жизни, улица была переименована в 1990 году. На доме 2/7 установлена мемориальная доска: «Улица названа в честь командира краснознамённой подводной лодки С-13 Героя Советского Союза Маринеско Александра Ивановича (1913—1963)», на доме№ 6 – еще одна мемориальная доска: «В этом доме жил Александр Иванович Маринеско, командир Краснознамённой подводной лодки С-13».
В Центральном музее Вооружённых Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13».
В Санкт-Петербурге имеется Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (Кондратьевский пр-т, 83/1) - в этом месте тоже есть тайник.
Также в сквере на территории НПО «Специальных материалов», у проходной завода "Мезон" (Б.Сампсониевский, 28а) – установлен бюст Александру Маринеско – на этом заводе он работал после войны, Бюст был открыт 7 мая 1990, создан по инициативе Комитета защиты А. И. Маринеско и коллектива завода НПО "Спецматериалы" (закрытая территория, свободного доступа к памятнику нет).
Могила Маринеско находится на Богословском кладбище.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: