Алагир — одно из старых поселений Северной Осетии. Ему более 160 лет. Он был основан в 50-х годах XIX в. Начало истории Алагира было связано с решением царского правительства построить на базе Садонского месторождения цветных металлов металлургический завод и контролировать важную перевальную дорогу Алагир — Кутаиси, связывающую Северный Кавказ с Закавказьем. Разработка Садонского месторождения, а также выплавка из его руд свинца и серебра кустарным способом были начаты предками осетин — аланами — еще в V веке нашей эры. Аланы были хорошими рудокопами и кузнецами. Алагирский плавильный завод был построен донецкими, уральскими и алтайскими так называемыми «казенными горными мастеровыми» и рабочими. Первая партия мастеровых и рабочих прибыла с Луганского литейного завода в апреле 1850 г., остальные прибыли позже. На строительство завода из трех районов страны было переселено 380 семей. Возникший в 1850 г. у завода поселок назвали «Алагир» (Уаеллаг Ир — Верхняя Осетия), с 1863 г. — селение Алагир. К 1853 г. Алагир имел 280 домов, составивших девять продольных и две поперечные улицы. Первой по времени основания была улица Луганская. В 90-х годах XIX в. большое число горцев-осетин обосновалось на западной окраине Алагира, где они образовали отдельное подселение под названием Крупе. Наряду с русскими и осетинами, в Алагир стали переселяться и грузины из Кутаисской губернии. Они покупали у русских участки земли и занимались главным образом садоводством, земледелием и разными ремеслами, частично работали также в рудниках и на серебросвинцовом заводе. К концу XIX в. Алагир стал значительным населенным пунктом. Его окружал ров, заполнявшийся водой из р. Ардона, он был защищен четырьмя бастионами. Для въезда в село было сделано трое ворот, которые украшались павильонами с винтовыми лестницами. Одним из первых исторических сооружений Алагира была церковь-крепость, обнесенная стеной с бойницами и башнями, построенная в византийском стиле из тесаного трахитового камня по плану архитектора и художника князя Гагарина, находившегося в то время на Кавказе. Строили ее в 1850—1853 гг. рабочие-каменотесы из отряда С. Чекалова. 22 октября 1853 г. Свято-Вознесенский собор был торжественно освящен в присутствии начальника Владикавказского округа генерала-майора Вревского Высокопреосвященнейшим Исидором, архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, при многочисленном стечении верующих из окрестных сел и станиц. До 70-х годов XIX века собор являлся главным кафедральным собором всего Владикавказского осетинского округа. Вот как современники описывали Алагирский собор: «В центре стоит высокая, с дугострельчатыми фронтонами и арочными орнаментами каменная трехпольная церковь так называемой неовизантийской архитектуры. Иконостас в ней деревянный, весьма художественной работы, а стены внутри расписаны пестрыми арабесками... В общем, очень красивый вид представляют ограда и церковь, но еще красивее колокольня, напоминающая своей ажурной архитектурой те легкие, почти воздушные колокольни, которые строились в старину итальянским архитектором Растрелли...». Впервые собор упоминается в сочинениях Владимира Александровича Соллогуба (1813 – 1882) – графа, русского писателя, окончившего в 1834 году Дерптский (Тартусский) университет, а в 1837 году дебютировавшего в «Современнике». В.А. Соллогуб писал, что собор проектировал известный художник и архитектор князь Г.Г. Гагарин (1810 – 1893 гг.) по просьбе наместника Кавказа М.С. Воронцова. В архивных материалах сказано, что крестово-купольный храм в византийском стиле построен из местного материала розовато-серого туфа. Свой купол он вознес на высоту в 21 метр . С восточной стороны собора находятся три алтарные абсиды, а с южной, северной и западной – небольшие притворы. В храме три входа – с запада, с юга и с севера. Главный вход с массивной металлической дверью и такой же узорной решеткой находится с западной стороны. Алагирская церковь строилась как церковь-крепость и имела не только культовое значение, но и военное. Церковь охранялась стражниками, здесь также дежурили представители общественности. Ограда вокруг собора сложена из тесаного известняка. Высота ее 2,1 м . В стене имелись трое массивных входных ворот и пять оборонительных круглых башен. Высота башен – 8 метров , диаметр – 4,5 метра . Внушительные каменные стены с бойницами и башнями сохранились до наших дней. Привлекает внимание иконопись церкви. Она выполнена рукой великого сына осетинского народа Коста Хетагурова, который был не только замечательным поэтом, но и талантливым художником. Ярко выраженные осетинские черты Девы Марии являются одним из подтверждений того, что роспись храма выполнял именно художник-осетин. Кисти Коста принадлежат выполненные маслом тематические композиции в верхних частях южной, северной и восточной стен собора, а также художественный орнамент на арках и столбах. В советское время, в 1929 году, с 13 мая по 29 июня, был разработан и осуществлен план изъятия колоколов в церквах Алагиро-Ардонского округа и описания имущества церквей, в том числе и Алагирской, с последующей передачей их на учет госфондов особчасти и открытия клуба в помещении церкви. Тогда же была утрачена каменная колокольня с двумя большими колоколами и так называемыми «самобойными» часами – подарком наместника на Кавказе, а также часовня. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов собор был поврежден немецкими снарядами, были выбиты почти все стекла, пострадала художественная роспись стен и потолка. 30 декабря 1942 года на рассмотрение Чрезвычайной республиканской комиссии по определению и уточнению убытков, нанесенных немецко-фашистскими оккупантами, был предоставлен акт об ущербе, нанесенном зданию Алагирского государственного краеведческого музея, который располагался в здании церкви с мая 1929 года. Уничтожению были подвергнуты все музейные экспонаты, в том числе и росписи на стенах. Из акта известно, что в ограде церкви были захоронены свыше ста немецких солдат. В 1958 – 1959 годах группа художников проводила восстановление и реставрацию собора. В ходе реставрационных работ был обнаружен фрагмент более ранней орнаментальной росписи, существовавшей еще до росписи Коста. По-видимому, этот орнамент принадлежит первому художнику собора князю Г.Г. Гагарину. Был выполнен весь комплекс работ по укреплению, расчистке, тонировке и восстановлению живописи Коста Хетагурова. До наших дней церковно-крепостной ансамбль сохранился полностью. Он находится в центральной части Алагира. Его окружают вековые тенистые деревья. Это главная историческая достопримечательность Алагира.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: