"Шахматы – для каждого своё. Для одного – это искусство, для тех, кто ценит систематизацию, логику, точный выверенный анализ, - наверное, наука, ну а для третьего – прежде всего борьба, азарт, риск"
Михаил Таль
"Идеальные женщины – это шахматистки: они могут часами молчать, хорошо следят за фигурами и знают много интересных позиций"
Ашот Наданян
"Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии"
Гарри Каспаров
Е2-Е4. Кто его не знает?! Так начинается самый известный открытый шахматный дебют. Кого-то он ведёт к победе, а кого-то – к долгой и интересной битве.
Но сейчас не о шахматах, как игре, а о музее шахмат, по сути – музее игры.
Гоголевский бульвар, 14. Сейчас здесь находится Российская шахматная федерация, являющаяся преемником шахматной федерации СССР; проводятся турниры, есть шахматная школа и, конечно, музей этой самой интеллектуальной игры.
В 1822 году, через 10 лет после наполеоновского погрома «участок № 408», принадлежавший «полковнице Турчаниновой», был приобретён четой дворян Васильчиковых. Ещё через несколько лет он превратился в городскую усадьбу с двумя каменными домами, хозяйственными постройками, фруктовым садом и огородами.
Они росли вместе: усадьба Васильчиковых на месте пожарища и Пречистенский бульвар на месте стены Белого города. «Сколько надобно было употребить работы, — пишет современник в начале 1830-х годов, — чтобы из безобразной горы сделать такое приятное место: тут была произведена обширная планировка, срыли почти целую гору, которая была не ниже главы церкви Покрова что на Грязях, находящейся на другой стороне улицы».
Затем в течение трёх десятков лет владение переходило от владельцев к владельцам, и лишь в 1858 году при гвардейском полковнике Сергее Оболенском владение стало складываться в настоящий московский особняк.
Так, владелец, вдохновлённый модным в то время ориентализмом, создал красно-золотую «мавританскую» комнату с куполом, резными арками, геометрическим орнаментом. Неподалёку была устроена и небольшая «персидская» комната, скорее всего, курительная. Сильно похорошели в то же время и парадные помещения дома: появились выразительная лепнина, гобелены на стенах и три великолепных камина из мрамора и яшмы. На парадном втором этаже был устроен стометровый Большой зал с шестиметровым потолком. От перекрытий третьего этажа здесь остались только антресоли с двух сторон — туда поднимался оркестр: в помещении оказалась прекрасная акустика.
В дальнейшем, к 1899 году дом стал одним из центров культурной жизни города. В большом зале раздавался густой шаляпинский бас, здесь играли Танеев, Глазунов и Рахманинов, для обсуждения новых постановок (даже во время начавшейся первой мировой войны!) собирались видные режиссёры, художники, критики…
В 1917 году дом был национализирован и передан под коммунальное жилье. После нескольких десятков лет коммуналок и государственных учреждений, в 1956 году дом начал новую жизнь – в качестве Центрального шахматного клуба СССР, легендарного ЦШК, впоследствии — Центрального дома шахматиста. Главную роль в истории становления дома шахматиста сыграли 7-й чемпион мира Василий Смыслов и его тренер, упорный гроссмейстер Владимир Алаторцев (его имя запечатлено на памятной доске на парадной лестнице особняка).
Всё «центральное» в мире советских шахмат собралось в Центральном шахматном клубе: центральные шахматные издания, центральные лекторий, шахматная школа. На чугунном балконе стали выставлять демонстрационную доску с ходами важнейших партий, игравшихся в клубе. Клуб стал «шахматной Меккой» мирового значения: почти сразу после открытия здесь собрался конгресс ФИДЕ, а в 1958 году 15-летний шахматный гений Бобби Фишер примчался в Москву и вместо обозрения её достопримечательностей все дни проводил в гроссмейстерской комнате ЦШК в блиц-партиях с советскими гроссмейстерами и тщетном ожидании встречи за доской с чемпионом мира Ботвинником…
В 1980 году в ЦШК появился первый в мире музей шахмат. В основу его легла часть коллекции самого известного в СССР собирателя шахматных редкостей ленинградца Вячеслава Домбровского.
Из воспоминаний В. Домбровского:
«В 1925 году, будучи курсантом военного училища, я занял первое место в турнире военно-учебных заведений и получил приз. По совету руководителя нашего шахматного кружка мастера И. Рабиновича я решил приобрести на эти деньги шахматную литературу.
В первое же воскресенье (увольнительные давались по воскресеньям) я отправился по букинистическим магазинам. В одном из них на мой вопрос, есть ли шахматная литература, продавец выложил на прилавок несколько десятков книг, брошюр и журналов, от «Шахматного листка» 1859 года – первого отечественного шахматного журнала – до «Шахматного листка» 1925 года.
Продавец, оказавшийся большим книголюбом, предупредил меня, что в связи с предстоящим международным турниром в Москве спрос на шахматную литературу растет с каждым днем и мне следует поспешить с покупкой. Жаль было расставаться со всеми полученными деньгами, но упускать интересные книги не хотелось.
…Как мне кажется, коллекция, собранная мною за 35 лет, представляет несомненный интерес для всех, кто ценит и любит шахматы. В нашей стране насчитываются сотни музеев. Думается, что любители шахмат также вправе иметь свой государственный шахматный музей, основной фонд которого могла бы составить моя коллекция».
В музее представлены шахматы, побывавшие в космосе. 9 июня 1970 года состоялся первый матч Космос – Земля. На борту корабля «Союз-9» играли Андриан Николаев и Виталий Севастьянов, честь Земли защищали – Главком ВВС по космосу Каманин Н.П. и космонавт Виктор Горбатко. Необычность шахмат состоит в том, что они не магнитные. Фигуры неотделяемые от доски и передвигаются по специальным пазам.
В музее представлено множество шахматных фигур – от исторических до современных, от изысканных до более простых. Однако привычные и встречающиеся на турнирах шахматные фигуры называются «Стаунтон». В 1849 году англичанин Натаниэл Кук изобрёл особый дизайн шахматных фигур, чтобы настоящие игроки не отвлекались от партии. Данные шахматы призваны быть не столько украшением кабинета, сколько рабочим инструментом турнирного зала. Он задался целью создать фигуры, чья сравнительная простота не отвлекает от размышлений во время партии. Фигуры, вес которых рассчитан до грамма, и их удобно и приятно держать в руке. Фигуры, которые достаточно устойчивы и прочны, чтобы выдержать «швыряние» по доске во время цейтнота и блица.
Интересным экспонатом музея является награда с необычного шахматного матча между СССР и США, проводимого посредством радиосвязи (радио-матч). Данный матч проходил в сентябре 1945 года. СССР одержал победу со счётом 15,5 – 4,5. Награда выполнена в форме герба с указанием гроссмейстеров всей Советской команды.
Есть в музее настоящие антикварные ценности, вроде редчайшего памятника русского авангарда, фарфорового комплекта «Животные Севера против животных Юга», которого нет даже в специализированных художественных музеях.
Интересен оборудованный уголок матча Каспаров – Карпов чемпионата мира по шахматам, проводимого в Москве с 9 сентября 1984 по 15 февраля 1985. Сохранились оригинальный шахматный стол, гроссмейстерские стулья, флаги, часы, бланки для записей ходов.
Примечательно, что именно в этой серии матчей Каспаров и Карпов сыграли 48 партий, но чемпион так и не был выявлен. В связи с чем шахматная федерация ФИДЕ решила прервать матч. Своё решение президент ФИДЕ объяснял тем, что были исчерпаны «физические ресурсы не только участников матча, но и всех, имеющих к нему отношение». По версии Каспарова ФИДЕ таким образом спасало действующего чемпиона мира Анатолия Карпова от поражения.
Однако для выявления чемпиона был объявлен новый турнир между теми же сторонами – Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым. Он проводился в Москве с 3 сентября 1985 по 9 ноября 1985. Матч уже игрался по новому регламенту – до 6 побед, но не более 24 партий. Чемпионом всё-таки стал Гарри Каспаров, став тринадцатым чемпионом мира по шахматам.
В ЦДШ проводится выставка шахмат. Кроме обычных шахмат 30-х, 40-х годов есть и наиболее оригинальные, например, хоккейные шахматы с автографом Владислава Третьяка и шахматы-неваляшки.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: