После работы народ идет по домам. Уставшие и желающие провести перед телевизором остаток вечера. Но это не наш способ проведения досуга. Мы любители проводить вечера активно, даже если это вечер пятницы. В вечернем кешинге есть свои плюсы и своя романтика.
Мы из разных районов большого города, разных профессий и возрастов, но объединяет нас одно - игра, которая стала уже больше, чем хобби.
Мы хотели весело провести время и нанести маршрут на карту, нарисовать еще одну линию. Оставить на память другим. Тем, кто захочет погулять, тем кому будет скучно, просто игрокам. Есть разные виды прогулок. Разные серии тайников, объединенных по разным принципам. Сегодня мы создали этот маршрут с красивым названием - «Линия лилии», возможно завтра создадим другой?
История в XVIII—XIX веках
Первоначально храм был построен в 1784—1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. Архитектором собора прежде считался предположительно Василий Баженов, но по последним, наиболее достоверным разысканиям, проект был Фёдора Соколова.
«Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил её Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей».
В начале 1850-х годов император Николай I начал борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попала в опалу. Началось расследование, после которого преображенским старообрядцам была вменена в вину государственная измена, потому что:
— в 1812 году преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России;
— в здании Преображенского богадельного дома было найдено карикатурное изображение русского императора, где он «был изображён на висевшей в молельне картине, в Своем лице и одеянии с рогами на голове, хвостом назади и с надписью на челе 666, означающею антихриста».
Часть руководителей общины была выслана из Москвы в ссылку. Многие другие старообрядцы приняли единоверие. Более пятидесяти семей старообрядцев, в основном купеческих, присоединились к единоверию, написав просительное письмо на имя императора.
В 1854—1857 годах храм был перестроен по проекту архитектора Александра Вивьена. В трапезной части был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца.
3 апреля 1854 года Филарет, митрополит Московский совершил освящение придела в честь святителя Николая Чудотворца — этот день и является днем рождения храма святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. ь старообрядцев так и осталась при своей федосеевской вере).
Алтари пристроены в 1857 году на средства благотворителей — так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников, и в алтарях их храмы не нуждаются.
После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года митрополит Филарет освятил главный (восточный) престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.
«Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия».
В 1866 году храм стал собором учрежденного при нём единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек кроме храма свт. Николая также сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (начала XIX века, архитектор Ф. К. Соколов, освящен в 1854 году из старообрядческой молельни), колокольня (1876—1879 годов, архитектор М. К. Геппенер), корпуса келий (1801 год).
История после 1917 года
К 1923 году монастырь был полностью закрыт, и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в 1930-х годах большая часть стен монастыря были сломаны. В первой половине 1920-х годов (во времена церковной смуты и расколов) Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) — Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храма с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой — трапезной части.
Обновленческая община в трапезной части храма существовала примерно до середины 1940-х годов. Одним из последних обновленческих настоятелей был епископ Анатолий Филимонов (1880—1942). Затем трапезная часть храма была возвращена РПЦ.
Около 1930 года в отделенной Никольской трапезной части храма, дополнительно к существовавшему с 1854 года Никольскому (северному) престолу, сооружается новый Успенский (южный) престол. Небольшой иконостас для которого был привезен из некоего закрытого коммунистическими властями храма. Так же наверху по всей восточной стене трапезной части был сооружен новый иконостас и заполнен высокими старинными иконами из иконостаса одного из соборов разрушенных на территории Московского Кремля.
К концу 1920-х годов единоверческая община в Успенской (восточной) части храма перестала существовать. В это же время была ликвидирована Московская община старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия в Храме Воскресения Христова и Покрова Богородицы, что в Токмаковом переулке. Но после усиленного ходатайства старообрядцев из этой ликвидированной Токмаковской общины советские власти решают передать освободившуюся Успенскую (восточную) часть храма для пользования старообрядцам беспоповского Поморского толка, которые занимают её и поныне, хотя храм Воскресения Христова в Токмаковом переулке был возвращён общине старообрядцев беспоповского Новопоморского толка в начале 1990-х годов.
«В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV—XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.»
Старообрядческая Успенская (восточная) часть храма
Старообрядческая Успенская моленная, находящаяся в восточной части храма, принадлежит Поморскому согласию и является его центром в Москве. В 1990 году на дверях старообрядческой части было любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в старообрядческую — с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-поморцы также не имеют священства и литургии, поэтому существующий в их части бывший алтарь (апсида) используется как крестильня.