Киновия Александро-Невской лавры. Собор Святой Живоначальной Троицы - Подворье Иоанно-Богородицкого Череменецкого монастыря. Октябрьская наб., 18. Год постройки: 1862-1868. Стиль: неорусский. Пам. арх. (регион.)
Земли в Клочках еще в 1714 г. были подарены Петром I Александро-Невской лавре. Когда-то здесь было кирпичное производство, основанное шведами. Монахи возобновили его и построили скотный двор. Когда в 1732 г. открыли месторождение глины на левом берегу поблизости от монастыря, кирпичные заводы на правобережье стали приходить в упадок. К концу XVIII века лавра использовала эти земли только для сенокоса.
В 1820 г. митрополит Михаил (Десницкий) основал здесь Лавровскую киновию - загородное архиерейское хозяйство с небольшим монастырём, для размещения в нём больных и престарелых монахов, которые находились на полном обеспечении монастыря.
В 1840-1841 гг. арх. А.З. Комаров построил для обители со стороны Невы деревянную надвратную шатровую колокольню, в которой была устроена небольшая церковь во имя Пресвятой Богородицы, действовавшая до 1920-х гг.
В 1845-1847 гг. архитекторами А.П. Гемилианом и К.И. Брандтом были возведены два симметричных каменных флигеля в два этажа для келий - корпуса келий - Октябрьская наб., 16 и Октябрьская наб., 20.
В 1848 г. при киновии возникло кладбище, на котором хоронили крестьян близлежащих деревень, жителей Малой Охты - Киновиевское кладбище - Октябрьская наб., 14.
В центре киновии епархиальный арх. Г.И. Карпов построил пятиглавый собор. Собор был заложен 17 июня 1862 г. Купец Федор Федорович Набилков завещал на постройку 30 тыс. руб. В 1865 г. его брат В.Ф. Набилков перед смертью также дал на собор 30 тысяч рублей и завещал сыну закончить строительство. 28 июля 1868 г. храм был торжественно освящен во имя Святой Живоначальной Троицы.
Строгий пятиглавый храм построен в стиле русских церквей XVII века. Романский портал храма сочетался с шатровым завершением главного купола. Высокий двухъярусный иконостас по эскизу зодчего вырезал охтинский резчик А.Е. Абросимов, образа для иконостаса написал академик живописи И.А. Тюрин. Святыней храма являлся образ Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", по преданию, привезенный из Афона.
Кроме собора в киновии имелась одноэтажная деревянная церковь во имя "Всех Святых" - Октябрьская наб., 14, перестроенная в 1861 г. из существовавшей двухэтажной.
После революции Лаврская киновия была закрыта. Собор действовал как приходской, в 1937 г. он также был закрыт и передан под мастерские Промкомбината Володарского района. В 1938 г. взорвали колокольню и снесли все пять глав. Кладбище было существенно расширено. Во время войны на нем хоронили погибших воинов Ленинградского фронта и горожан, умерших во время блокады. Деревянная церковь "Всех Святых" была в 1942 г. разобрана на дрова.
В 2001 г. здание вернули Церкви, оно было передано под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря. В июне 2002 г. в день Святой Троицы храм был освящен.
Киновия по-гречески означает «общежительный монастырь». Такое название, уникальное в качестве имени собственного, получило отделение – скит Александро-Невской Лавры на окраине Петербурга. Его история началась с 1714 г., когда Петр I пожаловал Александро-Невскому монастырю на правом берегу Невы пустынный участок площадью около 150 гектаров, покрытый сосняком и кустарником.
Только в 1820 г. по инициативе лаврского наместника архимандрита Товии и Санкт-Петербургского митрополита Михаила (Десницкого) было решено начать в этом живописном и уединенном месте строительство: разместить летнюю дачу — загородный архиерейский дом. Там Владыка намеревался поселиться после ухода на покой. В 1821 г. был освящен во имя Всех Святых деревянный храм, но строительство прекратилось в связи с внезапной кончиной митрополита.
В 1840-е гг. у обители появился благотворитель – купец первой гильдии Ф.Ф. Набилков, известный своей благотворительной деятельностью в Москве (где он скончался и был похоронен в Алексеевском монастыре) и на Валааме. Он писал в Духовный Собор Лавры, что для поднятия престижа столицы как духовного центра нужно максимально способствовать упрочению второго после Лавры городского монастыря - Киновии. На средства Набилкова были в 1840-41 гг. возведена колокольня, придел деревянного храма, в 1836 и 1840 гг. приобретены колокола, в 1845-47 гг. по проекту архитектора А.П. Гемилиана построены сохранившиеся доныне два корпуса каменных келий – старейшие сооружения правобережья Невского района. В 1847 г. в северном корпусе, где находились покои митрополита (Октябрьская наб., 16), была освящена домовая церковь во имя Архистратига Михаила – небесного покровителя основателя Киновии, и Всех бесплотных сил. В те же годы началось формирование будущего Киновиевского кладбища.
24 марта 1849 г. Ф.Ф. Набилков завещал 30 000 руб. на постройку в Киновии каменного пятиглавого трехпрестольного собора по образцу собора Киево-Печерской лавры во имя Пресв. Троицы с приделами во имя всех явленных и чудотворных икон Богородицы (уникальное посвящение) и Всех Святых. Но строительство началось только в 1862 г. по проекту епархиального архитектора, автора множества церковных проектов, Г.И. Карпова, когда ветхая деревянная церковь во имя Всех Святых была перенесена на кладбище. Наблюдал за работами академик архитектуры П. В. Кармин. К концу 1864 г. храм был окончен вчерне. В ходе работ стало ясно, что сумма, завещанная Ф. Ф. Набилковым, недостаточна. Перед смертью в 1865 г. его брат, Вас. Ф. Набилков, завещал закончить постройку своему сыну и оставил для этого еще 30 000 руб. Николай Набилков выполнил отцовское завещание.
28 июля 1868 г. Троицкий храм был освящен. Согласно отзывам современников, церковь в русском стиле имела «величественный вид» и отличалась «роскошной внутренней отделкой… в строгом византийском стиле, особенно иконостас и живопись». Образа для иконостаса, вырезанного по эскизу зодчего охтинским резчиком И. Е. Абросимовым, и запрестольный образ исполнил на досках академик живописи И. А. Тюрин. Росписи стен выполнил И.Ф. Михайлов. Эскизы внутренней отделки и утвари составил также Г. И. Карпов. Особо почитались в храме образ Божией Матери «Всех скорбящих радость» XVII в. с Афона и крест с частицами мощей многих святых. Под церковью находился обширный подвал со сводами, где была похоронена жена действительного статского советника Л. И. Вагнер.
Главным праздником Киновии являлся день Всех Святых, когда сотни лодок с прихожанами переправлялись с пристани села Смоленского на правый берег Невы. После Литургии, совершавшейся обычно архиерейским чином, крестный ход шел вокруг монастыря и кладбища. После купцы разворачивали ярмарочные палатки.
И в первые годы коммунистической власти, несмотря на закрытие в июне 1923 г. Михаило-Архангельской церкви и конфискацию келейных корпусов под жилье, собор продолжал действовать, в 1925-37 гг. принадлежал приходу Патриаршей церкви. Здесь сформировалось едва ли не крупнейшее в городе православное молодежное братство. Настоятелем был будущий Ленинградский митрополит, тогда архимандрит Гурий (Егоров), последним - новомученик прот. Николай Петропавловский.
13 сентября 1936 г. областная комиссия по вопросам культов постановила закрыть церковь Пресв. Троицы и передать здание под мастерские Промкомбината Володарского района. Здесь разместилась фабрика военного обмундирования, в подвале - картофелехранилище. В том же году была разрушена колокольня, в 1942 г. - церковь Всех Святых, уничтожены ряд хозяйственных сооружений, все захоронения у церквей. Церковь окружили безобразные постройки котельной, склада, проходной; стоянка автомашин; в алтаре, отделенном глухой стеной, находились котельная и туалет. Были снесены центральная шатровая глава и четыре боковых, растесаны окна; сбиты почти все элементы наружного декора, устроены два междуэтажных перекрытия. Утрачена вся внутренняя отделка, усыпальница в подвальном этаже. В настоятельском корпусе домовая церковь во 2-м этаже полностью перепланирована и до сих пор используется под жилье.
В 1952 г. церкви нашли очередное применение – под общежитие Всесоюзного строительно-монтажного треста «Легпромстрой». Только в 1960 г. многострадальное здание покинули жильцы и на следующий год здесь разместился трест комсомольско-молодежного СМУ № 1 имени XIV съезда ВЛКСМ. Ныне территорию Киновии занимают также АОЗТ «Пульс» и ЗАО «Акбор». Но Киновия даже в нынешнем ее виде – единственный сохранившийся образец небольшого монастыря на окраине С.- Петербурга, она первым из церковных зданий встречает прибывающих в Санкт-Петербург по Неве.
С 2001 г. началась передача здания собора Санкт-Петербургской епархии под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря (настоятель – игумен Митрофан /Осяк/). Разобраны перегородки в верхнем этаже здания, где с 2002 г. начались регулярные богослужения. На гранях барабана частично сохранились изображения святых Апостолов. Храм окружен промышленной зоной и не имеет удобного транспортного сообщения, нет средств на ремонт отопления, перекрытие кровли. Но неторопливое богослужение в присутствии немногочисленных прихожан в этом отдаленном уголке Санкт-Петербурга, словно возводит нас ко временам уединенного бытия лаврского скита и создает умиротворенное, молитвенное настроение.
Священник Александр Берташ, клирик Череменецкого подворья, зам. председателя Комиссии Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам. http://svtroitsa.prihod.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: