Автор: макс и сцветка
Создан: 14.10.2018
Опубликован: 15.10.2018
(отредактирован: 15.10.2018)
Описание окружающей местности
«Ум мой, сердце мое и мое знание, не пощадят ни меня, ни моего здравия» - В.И.Баженов
Где-то далеко, в бесконечной России, в необозримых венёвских далях затерялась старая проселочная дорога. А ведет она к примечательному месту, которое напоминает людям о великом талантливом человеке Василии Ивановиче Баженове, который считается одним из основоположников русского классицизма. Его прозвали «бумажным архитектором», потому что большинство его проектов так и остались невыполненными.
12 марта 2017 года исполнилось 280 лет со дня рождения всемирно известного каменных дел мастера Василия Баженова – истинного патриота своего Отечества, восславившего Россию грандиозными проектами.
Родившийся 12 марта 1737 года (по другим данным — 1738-го) в бедной семье дьячка села Дольского Калужской губернии (Дольское [TR/4809]), позже переехавший еще младенцем в столицу, Василий Иванович с ранних лет отличался тягой к искусству и зодчеству. «…я родился уже художник» - писал он позднее.
«Рисовать я учивался на песке на бумаге на стенах и на всяком таком месте где находил за то способ, итак продолжал лет до десяти. Между протчим по зимам из снегу делывал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть».
В юном возрасте отец отдал Василия в Страстной монастырь, чтобы тот «исправлял пение и чтение церковное», «к чему ни малейшей охоты у меня не бывало, однако повиновался родителю в его воле…Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены и делал их своею компазициею, за что меня заставали и секали часто».
Но идти по стопам отца-пономаря одного из кремлевских соборов талантливый юноша отказался. Баженов пробился на обучение у российских архитекторов – Ухтомского, Чевакинского
В 23 года Василию Баженову пожаловали дворянский титул — он был признан одним из лучших студентов. Получив в Академии 100 рублей, молодой архитектор отправился в Париж перенимать опыт «западных коллег». Уже через полтора года он блестяще выдержал экзамены в Парижской академии архитектуры. Два года Василий Баженов работал с профессором Шарлем де Девальи, который обучал молодого архитектора создавать здания в новомодном стиле классицизм. Одной из работ Баженова стала модель Луврской галереи. Правда, не все было гладко: в воспоминаниях Баженов жаловался на недобросовестных сокурсников: «… а мои товарищи, французы молодые у меня крадывали мои прожекты и жадностию их копировали…» - писал он о годах учебы во Франции.
После Парижа Василий Баженов уехал в Рим. Здесь он изучал античный стиль в архитектуре и создал модель храма Святого Петра. Его работы встречали с восторгом: архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки и право «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». В 1764 году Баженов вернулся в Париж. Он стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предложил работу сам Людовик XV — а ведь зодчему на тот момент не было еще и 30 лет! Но молодой архитектор Его Величеству отказал и вскоре вернулся в Россию, где до последних дней старался прославить свое Отечество великими дворцами и храмами.
За время его отсутствия на родине многое изменилось: прежде всего, власть. Череда дворцовых переворотов подошла к концу, и на престол взошла Екатерина II. Просвещенный монарх, казалось бы, должен был благоволить молодому талантливому архитектору. Но в жизни Баженова началась полоса неудач.
Регламенты Академии художеств изменились — она теперь существовала по новым законам. Баженов рассчитывал на профессорскую кафедру, однако в 1765 году Баженову присвоили вместо профессорского звание академика архитектуры. Архитектор ушел из Академии художеств. В это же время он разработал проект Смольного института, но строительство здания начато не было.
В 1767 году Василий Баженов приехал в Москву и был удостоен аудиенции Екатерины II. Императрица поручила архитектору перепланировку всей территории Московского Кремля, Красной площади и возведение нового дворца. Баженова не зря называли основоположником русского классицизма: его проект сочетал в себе черты классической римской и греческой архитектуры. По плану здание дворца огибало Кремлевский холм, а в центре располагался амфитеатр с овальной площадью, где должны были сходиться главные московские улицы.
Спустя год начались первые работы. Главным архитектором был Василий Баженов, а его заместителем — Матвей Казаков. Баженов создал макет будущего дворца размером почти в человеческий рост. Для его хранения построили отдельное здание, там же поселился и архитектор. А императрица издала указ, согласно которому посмотреть на модель могли все желающие, кроме «подлого народу» — простолюдинов.
В 1768 году Василий Баженов женился на Аграфене Долговой, и молодая семья переехала в новый дом с видом на Кремль. 1 июня 1773 года состоялась долгожданная закладка дворца. Текст для закладной доски Баженов сочинил сам: «К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».
Вот только Екатерина II на закладке дворца присутствовать не пожелала. У нее пропал интерес к проекту. Василий Баженов оказался в весьма затруднительном положении: он уже заключил договоры с подрядчиками, поставщиками материалов и рабочими, а деньги от двора поступать перестали. В результате от грандиозного замысла осталась только модель, которая до сих пор хранится в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Итоги для Баженова были неутешительными: его очередное детище осталось только на чертежах, а сам он оказался в долгах — и это притом что в семье к тому времени было уже четверо детей. Несколько зданий на территории Кремля все-таки успели возвести, кроме того, начали разбирать крепостную стену. Екатерина приказала вернуть все в первоначальный вид и поручила работы по реконструкции Матвею Казакову.
Однако в 1776 году архитектор вновь получил заказ от Екатерины II: построить для императрицы подмосковную резиденцию в Царицыно (Царицыно MV/9202][). На возведение этого здания Баженов потратил 10 лет своей жизни. Он целыми днями пропадал на строительной площадке, разрабатывал единый дворцово-парковый ансамбль, в котором здания в стиле «нежной готики» сочетались бы с холмистым ландшафтом и прудами, будто бы небрежно разбросанными по всей территории. Летом 1785 года на строительство приехала заказчица.
Собравшиеся гости ждали триумфа архитектора — ведь Екатерина лично утверждала и одобряла все эскизы и планы. Но императрица приехала в плохом настроении, походила по дворцу и быстро уехала. Весь свет только и говорил о возможных причинах такого недовольства. Сама Екатерина то рассказывала, что по дороге на нее якобы напали разбойники, то сетовала, что ей не понравился дворец с темными и тесными помещениями. Здание она приказала перестроить. Отчаявшийся архитектор принялся за работу, но и следующий вариант архитектурного ансамбля Екатерина не оценила — и снова велела все постройки разобрать. В 1792 году Баженова отстранили от должности, правда, в том же году приняли обратно уже по другой коллегии и перевели в Петербург.
Одновременно с перестройкой дворца в Царицыно в 1784 году Баженов начал строительство дворца для Петра Пашкова — знаменитого Дома Пашкова в Москве. Точно неизвестно, действительно ли это был проект «бумажного архитектора», потому что чертежей за подписью Баженова не сохранилось. Зато сохранилась легенда о том, как обиженный на императрицу зодчий нарочно развернул дворец фасадом от Кремля.
Самая распространенная версия, объясняющая странное отношение императрицы к архитектору — его связь с масонством. В это время по приказу Екатерины проходили повсеместные обыски и аресты масонов. Вернувшись из Европы в Москву, Баженов якобы стал членом ложи «Латона», которую возглавлял Николай Новиков. От Новикова Баженов будто бы передавал масонскую литературу наследнику престола — будущему императору Павлу I. Когда об этом стало известно Екатерине, архитектора уволили с государственной службы. Однако ареста ему удалось избежать: книги, которые искали у него дома, обнаружены не были.
В 1796 году Екатерина II умерла, и императором стал Павел I. Новый этап начался и в жизни страны, и в жизни Василия Баженова: к нему молодой император был весьма лоялен. Архитектору присвоили чин действительного статского советника, пожаловали имение Старое Глазово в Тульской губернии. Архитектор вновь перебрался в Петербург, где начал разрабатывать проект Михайловского замка. Возглавить строительство ему, правда, не удалось из-за болезни. Возвел дворец Виктор Бренна: он внес в проект ряд изменений, но замысел Баженова воплотил почти в полной мере.
В начале 1799 года В.И.Баженов был назначен вице-президентом Петербургской Академии художеств. Баженов начал масштабную «модернизацию» Академии художеств. Параллельно он задумал издать альбом русского зодчества — фактически энциклопедию русской архитектуры, первую в Российской империи. На осуществление плана Баженову не хватило времени: 13 августа 1799 года архитектор скончался в возрасте 62 лет.
Почти за два года до смерти – 30 сентября 1796 года В.И.Баженов сделал завещание, где писал: «Погребение сделайте мне простое, то есть без всякой лишней церемонии с трезвым священником одним в простом виде и где Бог приведет и весьма желаю быть положенным в Глазове». Выдающийся русский архитектор, основоположник классицизма в России Василий Баженов всю жизнь строил величественные и роскошные усыпальницы и мавзолеи для знати, но в конце жизни он пожелал лежать в простом и горячо любимом Глазове, где находилось его имение. Сегодня деревня Старое Глазово входит в состав Веневского района. Именно здесь, в Глазове прошли самые плодотворные годы жизни великого зодчего России.
После смерти 2 августа 1799 года Василий Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, но позже, согласно его завещанию, останки перезахоронили в имении Баженова в селе Глазово.
«Баженовское Глазово было не богатой, средней руки усадьбой – одной из тех, что во множестве строились тогда на бескрайних просторах России. Зодчий, проектировавший и строивший самые грандиозные ансамбли Европы, жил здесь со своей многочисленной семьей в простом и скромном деревянном доме. Предполагают, что находился он невдалеке от крестьянских дворов, на взгорье и в окружении небольшого парка, спускавшегося от него к берегу речки Апрани. А напротив дома, через речку, некогда запруженную в Глазове, так что перед селом и усадьбой находился большой пруд, напротив дома стояла деревянная Георгиевская церковь в окружении сельского кладбища. Это и был тот самый сельский погост, на который зимой 1799-1800 г. привезли из Петербурга прах зодчего.» - Пишет Феликс Разумовский в 1989 году.
Весь усадебный комплекс давно исчез, Георгиевская церковь, приход которой в начале XX века был приписан к соседнему селу Жежельне, опустела и впоследствии была разобрана. Когда исчез дом – неизвестно. Лишь остатки старого заросшего парка, по аллеям которого гулял лучший зодчий России, спускаются ныне к речке Апрани(Пранке). Еще в начале прошлого века могила архитектора пришла в запустение, как и все могилы на погосте, окруженным валом XIX века, который и сейчас можно хорошо увидеть весной.
В 1989 г. в журнале «Наше наследие» (№10) была опубликована статья Феликса Разумовского «Несчастный жребий Баженова». Это первая статья, освятившая все пренебрежение к наследию и памяти архитектора. Здесь автор рассказывает о трудной судьбе мастера и несчастной судьбе его наследия. В завещании Баженов писал: «Погребенье сделайте мне простое, то есть без всякой лишней церемонии с трезвым священником в простом виде и где Бог приведет и весьма желаю быть положенным в Глазове». Всю жизнь, строивший роскошные гробницы и мавзолеи, в конце своего пути он пожелал лежать в такой простой и горячо любимой деревне Старое Глазово, где он отдыхал от поражений и предательств. «Доски, брошенные через ручей, полусгнили. Проселок местами распахан, местами зарос травой. Перед оплывшим валом старого погоста валяются тракторные гусеницы. И по-прежнему нет здесь не то что памятника, но хотя бы простого знака, таблички, где было бы достаточно поместить всего несколько слов: здесь лежит Баженов» - пишет Феликс Разумовский в 1989 году.
Долгое время могила архитектора считалась утраченной, но в 1992 году группа энтузиастов из Жуковского под предводительством ныне покойной Лены Ивановны Илизаровой, создавшей в Жуковском народный музей В.И. Баженова (ныне он располагается в одном из кабинетов школы №12) нашла эту могилу. О своих поисках Лена Ивановна рассказала в книге "О тайнах портретов В.И. Баженова, его семье и потомках" (2005).
В том виде, в каком могила пребывает сейчас, существует не так уж давно, хотя и выглядит, как будто ей больше двухсот лет. В 1990-е годы её восстановили за счёт пожертвований жителей г. Жуковского, клуба туристов г. Москвы и помощи администрации Веневского района Тульской области. И даже состоялось в 1999 году торжественное открытие, о чём был снят документальный фильм.
Всю жизнь Баженов строил величественные и роскошные усыпальницы и мавзолеи для знати, но могила его самого находится не в лучшем состояни. Но пока живы его творения, будет жива и память о великом архитекторе.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: