Описание окружающей местности

Приводная радиостанция (ПРС), приводной радиомаяк (ПРМ) (NDB, non-directional beacon) — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт».

Приводная радиостанция излучает незатухающие высокочастотные колебания, модулированные сигналом опознавания (идентификации радиомаяка) или речевым сообщением. Сигналы опознавания передаются кодом Морзе тонально-манипулированными колебаниями.

Приводные радиостанции входят в обязательный комплект наземного радионавигационного оборудования многих аэродромов (кроме предназначенных только для визуального захода на посадку) в составе оборудования системы посадки (ОСП). Включает в себя по две станции для каждого курса посадки — дальний приводной радиомаяк (ДПРМ) и ближний приводной радиомаяк (БПРМ). Каждое направление посадки имеет особенные позывные ДПРМ и БПРМ. Как правило, однобуквенный позывной БПРМ — первая буква позывного парной ДПРМ.

ДПРМ размещается приблизительно в 4000 м от торца ВПП, БПРМ — приблизительно в 1000 м от торца ВПП. Дальность действия ДПРМ при работе на привод по радиокомпасу составляет не менее 150 км, БПРМ — не менее 50 км. Мощность излучения устанавливается такой, чтобы погрешность определения курсовых углов с помощью радиокомпаса на борту воздушного судна не превышала ±5º.

ПОЛЕТ ПО АЭРОДРОМНОМУ КРУГУ

Мы на аэродроме. Лето, прекрасная погода, видимость более 10 км, давление 758 мм, температура +22 градуса, ветер у земли 290 градусов, скорость 5 м/с, и, что крайне редко у нас бывает, на небе ни облачка! Наш Ан-2 заправлен, проверен и в готовности к вылету ожидает на стоянке первого (северного) перрона. Согласно утвержденного у руководителя полетов плана, сегодня обычный тренировочный полет по большому аэродромному кругу (по коробочке).

ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

УВД - сокр., "Управление воздушным движением"
ВПП - сокр., "Взлетно-посадочная полоса"
На этапе предполетной подготовки перед нами ставятся следующие задачи:
- Изучить схему аэродрома, выписать радиочастоты служб УВД, изучить расположение стоянок и маршруты руления;
- Ознакомится со схемой полета по кругу, выяснить посадочный курс рабочей ВПП, направление, высоту и ширину круга, угол наклона глиссады, частоты приводных радиостанций;
- Произвести предварительный расчет элементов круга, т.е. определить моменты начала разворотов и входа в глиссаду;
- Получить и проанализировать текущую метеоинформацию;
- Внести поправки в предварительный расчет полета с учетом скорости и направления ветра.

ПОДГОТОВКА К ВЫЛЕТУ

Будем считать, что вы уже знакомы с основами пилотирования, умеете летать на данном типе самолетов, изучили РЛЭ по Ан-2 и даже имеете некоторый опыт полетов на нем.

КВС - сокр., "Командир воздушного судна"
РЛЭ - сокр., "Руководство по летной эксплуатации"
Рабочая ВПП может обозначаться двумя способами: по номеру порога ВПП – «24-я» или по магнитному курсу взлета (посадки) – «взлетный (посадочный) 236». Подтверждая получение разрешения на вылет, вы должны полностью повторить указанную вам схему полета, т.е. рабочую ВПП, направление круга и высоту круга.
КВС: 753, на стоянке 5, метеоинформацию имею, давление 756 установил, разрешите запуск
УВД: 753, запуск разрешаю
КВС: 753, запуск разрешили
Перед запросом на запуск двигателя необходимо сообщить диспетчеру номер стоянки, на которой вы находитесь. Это нужно для того, чтобы пока вы запускаетесь, диспетчер мог подготовить для вас маршрут руления на предварительный старт.

Теперь запускаем двигатель, включаем огни и продолжаем подготовку к вылету в строгом соответствии с РЛЭ, проверяя себя по карте контрольных проверок. Даже если вы максимально сокращаете процедуры, обязательно нужно проверить работу закрылок и руля высоты. Ну и обязательно:
- на высотомере установлено давление 756, стрелки показывают «0»
- на компасе задатчик курса установлен на взлетный, 236 градусов
- каналы радиокомпаса настроены на частоты БПРМ и ДПРМ - 406 кГц и 308 кГц
- на радиовысотомере сигнализатор опасной высоты установлен на 50 м

ВЫЛЕТ

РУД - сокр., "Рукоятка управления двигателем"
РД - сокр., "Рулежная дорожка"

Все готово? Головки цилиндров прогрелись до нужной температуры? А масло? Ну и славненько, тогда…
КВС: 753, разрешите предварительный
УВД: 753, предварительный 24-ой разрешаю, руление по третьей РД
КВС: 753, по третьей, разрешили предварительный
Включаем рулежную фару, РУД немного от себя, снимаем стояночный… поехали. А тормоза проверить не забыли? Отлично, продолжаем. Что там у нас по РЛЭ, какая скорость на рулении? Не нужно торопиться, прочитайте карту контрольных проверок, еще раз окиньте взглядом все приборы...

А в нашей неторопливой ситуации, мы выруливаем на ВПП, немного катимся по прямой и останавливаемся. Ставим тормоз, читаем карту, снова окидываем взглядом приборы. На исполнительном задатчик курса на компасе должен соответствовать курсу взлета.
КВС: 753, к взлету готов
УВД: 753, взлет разрешаю
КВС: 753, взлетаю
Разбег, отрыв… выдерживаем… скорость растет… начинаем набор высоты…удерживаем самолет на взлетном курсе, доворотом в сторону ветра парируем снос, смотрим на барометрический высотомер… 100 метров, пора доложить взлет, и запросить первый разворот...