12 августа 2000 года в Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 "Курск" — одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. "Курск" относился к проекту 949А, главным предназначением которого является борьба с крупными надводными кораблями противника, прежде всего — с авианосцами. Заложен в марте 1990 года, спущен на воду в мае 1994 года, вошел в строй 30 декабря 1994 года.
Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек, стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота. 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ "Курск" (командир лодки — капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота для выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь. На поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. 13 августа в 04.51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07.15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.
14 августа в 11.00 командование российского флота сделало публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание.
Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно-спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. 16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" был спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть в лодку.
19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки "Курск" прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5, 20 августа подошло норвежское спасательное судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.
20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Для вскрытия люка пришлось изготавливать специальный инструмент. Утром 21 августа норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9-го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки была введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7-го и 8-го отсеков АПЛ.
21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 "Курск".
22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура. Операция по подъему тел погибших моряков-подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.
Для работы на АПЛ "Курск" были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт-Петербургского военных округов. Согласно официальной версии, трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени в результате взрыва торпеды 65-76А в торпедном аппарате № 4, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК. По мнению следствия, первый взрыв произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие "нештатных процессов". Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат № 4 и находившийся рядом аппарат № 2. Второй взрыв произошел две минуты спустя, в 11 часов 30 минут 44,5 секунды. Он полностью разрушил носовую часть "Курска". Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли "в короткий промежуток времени — от нескольких десятков секунд до нескольких минут".
За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера "Курск" указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).
В 2005 г. в Курске в память о погибших моряках на Аллее памяти установлен монумент. Место для него было выбрано неслучайно – ведь в городе проживает 16 семей погибших подводников, а сама лодка была названа в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. Памятник представляет собой два фрагмента ракетного отсека подлодки, между которыми находится колокол. На этой аллее посажены 118 берёз – в память о 118 не вернувшихся из рейда моряков.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: