В этом (2017) году исполняется 30 лет событию, о котором, может, не все уже помнят. А молодёжь, может, и не знает…
Лично меня это событие сильно потрясло и несколько поколебало мою веру в «Несокрушимую и легендарную»…
А конкретно: 28 мая 1987 года (по иронии судьбы в День пограничника), легкомоторный самолет Сессна-172 Скайхок (бортовой номер D-ECJB) под управлением пилота-любителя Матиаса Руста пересек границу Союза Советских Социалистических Республик возле города Кохтла-Ярве и, пролетев над европейской частью страны, совершил посадку на Большом Москворецком мосту рядом с Красной площадью Москвы. И не смотря на некоторые попытки прервать полет нарушителя со стороны ПВО СССР, сделать он это смог без больших проблем!
На допросе в КГБ первый вопрос, заданный Русту был – Вы намеренно прилетели в День пограничника? Матиас Руст ответил, что даже не знал о таком празднике.
Для тех , кому интересно, приведу описание полета Матиаса Руста (собранное из открытых источников). Матиас Руст родился 1 июня 1968 года в Германии (ФРГ) и по его словам уже с 5 лет мечтал стать пилотом. В 1986 году, он получил лицензию пилота-любителя и 13 мая 1987 на арендованном в своем аэроклубе самолете Сессна-172Р начал свой знаменитый полет! По его словам, этим он хотел призвать лидеров мировых держав к мирному существованию.
Сначала он приземлился на одном из Шетландских островов и на следующий день вылетел в город Вагар (Фарерские острова). 15 мая Руст совершил перелет в Исландию где посетил город Хёвди — место проведения встречи Рейгана и Горбачева в октябре 1986 года. Вот цитата из воспоминаний Руста о посещении этого места: …Я почувствовал, что вошёл в контакт с духом этого места. Меня заполнили эмоции и разочарование от провала саммита, от того, что я не смог здесь оказаться прошлой осенью. Это мотивировало меня продолжить. После этого он совершил еще два перелета в Норвегию (г. Берген) и Финляндию (г. Хельсинки). Пролетев за эти несколько дней почти 2600 миль, он решил, что готов к выполнению своей главной задачи.
28 мая в 13:21 Матиас Руст взлетел из Хельсинки, предварительно заправив свой самолет «под самые пробки». Примерно через 20 минут полета он выключил средства связи и сменил высоту и направление полета, направившись к заранее намеченной точке для пересечения границы СССР. В 13 часов 58 минут финские службы управления воздушным движением потеряли самолёт Матиаса Руста на экранах локаторов. Была начата поисково-спасательная операция, в результате которой на воде Финского залива было найдено масляное пятно . Спасатели решили, что это место крушения самолета Руста. После проведения поисково-спасательных работ финские службы спасения сначала выставили Матиасу Русту счёт на 120 000 долларов за проведение этих работ. Но потом, когда стали известны подробности этого происшествия, когда они услышали, что Матиас Руст говорил на суде о мотивации своего полёта, то пришли в совершенный восторг и отказались от своих требований.
Дежурные радиотехнические подразделения ПВО СССР обнаружили его в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, наблюдали «цель 8255», но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23. В 14:31 в районе г. Гдов один из истребителей подошёл к Матиасу Русту на расстояние 700 м. Лётчик доложил, что видит самолёт типа Як-12. Матиас Руст подумал, что теперь его расстреляют сзади. Но истребитель, подлетев к самолету дважды, исчез… Была низкая облачность и сопровождать медленно летящую цель МиГ-23 просто не мог, не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто вернулись на аэродром. К 15:00 Руст подлетел в район Пскова. В это время там проходили учебные полёты одного из авиационных полков и когда в 15:00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы «свой — чужой», неопытный молодой лейтенант дежурной смены КП ПВО присвоил признак «свой» всем объектам, находящимся в воздухе (по другим данным, автоматическое присвоение кода «свой» при учебных полетах была в то время обычной практикой, так как молодые летчики в пылу первых своих полетов забывали это сделать). В результате, около часа самолет летит в сторону Москвы, имея отметку «свой» т.е. "на законных основаниях"! В районе 16 часов, подлетев к озеру Селигер, Руст попадает в зону ответственности другого подразделения ПВО и теряет отметку «свой». Но здесь ему опять повезло, причем дважды. Сначала его приняли за вихревые потоки и самолет получил обозначение как метеообразование. А около Торжка его принимают за участника спасательной операции ( в этом районе накануне разбился самолет ВВС).
В 17 часов 11 минут Матиас Руст входит в зону ответственности ПВО Московской области. Здесь он получает обозначение как нарушивший режим полётов советский вертолёт. В воздух поднимают очередной истребитель. Из-за густой облачности, ему также не удаётся приблизиться на достаточно близкое расстояние, чтобы определить – что за объект находится в небе.
В 18 часов 30 минут объект пересекает окраину Москвы. Здесь погода была безветренной и малооблачной. Он предполагал приземлиться непосредственно в Кремле или на Красной площади. Подлетая к Красной площади, Матиас Руст увидел на площади большое скопление народа. Он сделал пару кругов над площадью и понял, что на саму площадь приземлиться ему не удастся. После этого он увидел рядом с Красной площадью Москворецкий мост, определил, что на него можно приземлиться и совершил на него посадку. После приземления на мосту остались полосы от чиркнувших шин. Далее он скатился по мосту вниз. Гаишник, стоявший в это время в конце моста, видя приземляющийся на мост самолёт, заранее перекрыл автомобильное движение, затем жезлом показал Матиасу Русту направление — куда надо повернуть. Матиас Руст повернул на Васильевский спуск и там остановился. (По другим данным, Матиас Руст сам засек цикл работы светофора перед мостом и совершил посадку в момент, когда загорелся красный свет для машин и образовалось свободное место на мосту).
С этим Москворецким мостом связана некоторая детективная история. Дело в том, что в тот момент, когда Матиас Руст приземлялся на Москворецком мосту, на нём было всего лишь 3 провода, натянутых поперёк – в начале, в середине, и в конце моста. Он пролетел над первым, затем нырнул под второй и приземлился. Когда на суде 4-го сентября были показаны фотографии Москворецкого моста, на нём было уже гораздо больше проводов, натянутых поперёк. Судья спросил Матиаса Руста – как Вы смогли посадить самолёт между так густо висящих проводов? Матиас Руст ответил, что во время его посадки на мосту не было столько проводов. Потом выяснилось, что московские власти после приземления Матиаса Руста в течении 1-2 дней, в спешном порядке, ночью поставили на этом мосту много столбов и натянули между ними провода.
В ходе расследования выяснилось, что Матиас Руст у себя на Родине в Германии прошёл очень неплохую лётную школу. Но выполнить свой полет, ему кроме навыков, помогло наличие карты. На этой карте были обозначены секретные военные объекты, секретные аэродромы и секретные зоны ПВО - в которых появляться в воздухе категорически запрещено. Когда сотрудники КГБ узнали, где Матиас Руст взял эту карту, то они были, мягко говоря, удивлены. Сначала они думали, что эту карту Русту вручила какая либо из иностранных разведок, но оказалось, что советскую секретную карту ПВО можно свободно купить по сходной цене в США — в обычной почтовой фирме. Сначала КГБэшники Матиасу Русту не поверили и подумали, что Руст их обманывает, но потом они сами приобрели эту же карту по указанному адресу.
По словам Маршала Советского Союза Язова, войска ПВО вели «Сессну» до Москвы и не пресекали полёт, потому что после инцидента с Южно-Корейским Боингом получили распоряжение гражданские самолеты не сбивать. Кроме того, в соответствии с Чикагской конвенцией, участником которой являлся СССР, при нарушении воздушного пространства легкомоторными спортивными самолётами их можно только принудить к посадке, что гораздо сложнее, чем уничтожить. После расследования Матиас Руст был обвинён судом в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. 4 сентября 1987года Руста приговорили к четырём годам лишения свободы. А 3 августа 1988 года он вернулся в ФРГ после того, как Андрей Громыко (Председатель Президиума Верховного Совета СССР), подписал указ об амнистии. Существует множество версий, что все-таки является причиной данного поступка Матиаса Руста. Есть версии, что это был обычный пиар ход, у отца Руста в ФРГ был бизнес по продаже самолетов Cessna. Что Руст хотел произвести впечатление на девушку или проиграл спор. И что это была хорошо спланированная акция иностранных разведок по развалу Советского союза.
Для Советского Союза это событие имело последствия. В отставку были отправлены министр обороны СССР Соколов, главком ПВО Колдунов и главком ВВС Ефимов, плюс еще 250 офицеров и генералов. Около 30 военнослужащих войск ПВО было привлечено к дисциплинарной ответственности. А двое офицеров, находившиеся в тот день на боевом дежурстве, получили 4 и 5 лет лишения свободы. Этим двум «стрелочникам» вменяли непринятие решения к уничтожению нарушителя. Самолет, на котором Руст совершил свой полет, вначале был выкуплен богатым бизнесменом и находился в его коллекции. А в 2008 году выкуплен «Немецким техническим музеем», где находится по сей день. Судьба самого Матиаса Руста сложилась непросто, но это совсем другая история…. Интересно, что самолёт Руста не был первым иностранным самолётом-нарушителем, приземлившимся в Москве. 15 мая 1941 года немецкий «Junkers 52» вторгся в советское воздушное пространство и, пролетев по маршруту Белосток — Минск — Смоленск незамеченным, приземлился на центральном аэродроме в Москве возле стадиона «Динамо».
Для создания описания тайника использовались след. материалы:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: