Ещё в VII веке до нашей эры скифы, населявшие плодородные степи Чёрного и Азовского морей, волоком перетаскивали свои суда через Волго-Донской водораздел. О соединении Чёрного и Каспийского морей мечтал Александр Македонский. Тысячу лет назад киевский князь Игорь, возвращаясь из греческого похода, перешёл "волоком" на Волгу и спустился со своей дружиной к берегам Каспия. Тем же волоком пользовались генуэзские и венецианские купцы. В 1563 году турецкийц султан Сулейман, а затем сын его Селим II решили копать "турецкий канал". Эта затея оказалась неудачной. Первая серьёзная попытка создания канала была предпринята на рубеже XVII-XVIII столетий при Петре I. В 1696 году войска Петра освободили Азов от турок. При этом важную роль сыграл ВолгоДонской водороздел, через который были переправлены с Волги на Дон лес для строительства военного флота и двадцать тысяч войск. В том же году Пётр решил соорудить канал между Волгой и Доном, рассматривая эту задачу значительно шире, чем просто соединение рек. Был составлен план канала между Камышенкой и Иловлей, начались работы землекопов. Но в 1701 году началась "Северная война" со Шведцией, и Пётр вынужден был приостановить строительство. Пройдут столетия, в государстве Российском будут меняться вожди и режимы, но неизменной останется мечта народов о соединении Волги и Дона. Более 30 проектов будут найдены и изучены позднее. Наступила середина XX века,затихли бои в Сталинграде и наступила весна 1943 года, вместе с первыми строителями в разрушенный Сталинград приехала первая партия геологов и гидростроителей. Работами на трассе руководил Сергей Яковлевич Жук, инженер, директор Гидропроекта, будущий академик и Герой Социалистического труда, опытный и авторитетный специалист, под руководством которого уже были спроектированы и построены известные на весь мир каналы: Беломорск-Балтийский и Москва-Волга. После изыскательных работ и проверки трассы в 1948 году началось грандиозное строительство канала от Волги до Дона. За три с половиной года Волго-Донской судоходный канал длиной 101 километр был построен и введен в эксплуатацию. Было возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, из них 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 22 судоходных канала, 3 плотины, 17 дамб, 6 поселков для обслуживающего персонала. Было вычерпано 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. Для выполнения такого объёма работ было использовано 8000 машин и механизмов отечественного производства: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы... ..."Никогда ни одно гидротехническое сооружение не знало такого насыщения техникой, а потому не знало и таких сжатых сроков работы!" - писал в "Литературной Газете" 15 июля 1952 года академик Патон. В мировой практике не было равных примеров таких высоких темпов гидростроительства. Известно, что Суэцкий канал сооружался 22 года, а Панамский - 35 лет. В строительстве канала были задействованы заключенные и военнопленные 26 национальностей. они работали в числе других вольнонаёмных и военных строителей. Стройка шла в голой степи, где летом не спрятаться от солнца, зимой - от холода и снега, но люди работали с упорством и энтузиазмом. Волго-Донской судоходный канал связал между собой пять морей : Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское и Северное. В семи километрах от Калача, в районе 13-го шлюза в плотине Карповского водохранилища - последнго сооружения Волго-Донского канала и вырос поселок Пятиморск, где живут водники и находится управление Донского района гидросооружений. Этот новый поселок имеет курортный облик, он хорошо благоустроен, все его улицы асфальтированы, аккуратные коттеджи жителей утопают в зелени садов. В Пятиморск часто приезжают отдыхать туристы и дачники.
WWW.pyatimorsk.narod.ru - здесь можно посмотреть фотографии.
На правом берегу возле шлюза, в точке с координатами N48 38,412; E43 35,736 (WGS84), на небольшом бугре, на гранитном постаменте,- скульптурная группа, отображающая соединение войск Сталинградского и Южного фронтов Советской Армии, завершивших окружение немецко-фашистской группировки в районе Сталинграда 23 ноября 1942 г. Автор скульптуры - народный художник СССР Е. В. Вучетич.
В 7 часов 20 минут 19 ноября 1942 г. залпами семи тысяч орудий и реактивных установок началась контрнаступление советских войск под Сталинградом. Войска Юго-Западного фронта, наступавшие из районов Серафимовича и Клетской, в первый же день прорвали оборону 3-й румынской армии и стали продвигаться на восток в направлении Калач, Советский. На острие главного удара находились 5-я танковая и 21-я армии, поддерживаемые авиацией 17-й и 2-й воздушных армий. 20 ноября перешли в наступление войска Сталинградского фронта, нанося удар южнее Сталинграда. 62-я армия вела сковывающие бои в городе. Действия войск фронта поддерживала 8-я воздушная армия. Сокрушив оборону противника, они устремились на северо-запад, к Калачу. 23 ноября передовые соединения Юго-Западного фронта встретились с частями Сталинградского фронта в районе Калач, Советский. Окружение вражеской группировки под Сталинградом было завершено. В котле оказались 22 дивизии и 160 отдельных частей. Гитлер отдал категорический приказ командующему 6-й армией генерал-полковнику Ф.Паулюсу оставаться на занимаемых позициях и организовать круговую оборону. В конце ноября германское командование создало новую группу армий «Дон» (Э.Манштейн). С целью деблокады окруженных войск 12 декабря часть этой группы из района Котельниковского перешла в наступление. Но немецкие танковые дивизии были остановлены на реке Мышкова, а затем разгромлены. Почти одновременно с Котельниковской операцией 16 декабря развернулось наступление советских войск на Среднем Дону. Это наступление вынудило немецкое командование окончательно отказаться от мысли деблокировать окруженную группировку. К концу декабря войска левого крыла Воронежского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов разгромили противника перед внешним фронтом окружения и отбросили остатки его соединений на 150-200 км. Этим были созданы благоприятные условия для ликвидации окруженных под Сталинградом вражеских войск. (см. тайник "ГОРЯЧИЙ СЕГ") В течение декабря была сорвана попытка организовать снабжение окруженной группировки с помощью авиации и при этом уничтожено более 700 вражеских самолетов. К началу января 1943 г. численность группировки противника сократилась до 250 тыс. человек, в ее составе оставалось до 300 танков, 4130 орудий и минометов и 100 боевых самолетов. Ликвидация ее была возложена на усиленный подкреплениями Донской фронт, войска которого превосходили противника в артиллерии в 1,7, в самолетах в 3 раза, но уступали ему в людях и танках в 1,2 раза. Представителем Ставки ВГК был генерал-полковник артиллерии Н.Н.Воронов. После отклонения противником предложения о капитуляции 10 января войска фронта перешли в наступление, которому предшествовала мощная артиллерийская и авиационная подготовка. В соответствии с замыслом операции, получившей условное название «Кольцо», главный удар с запада в направлении Сталинграда наносила 65-я армия. К исходу 12 января советские войска вышли к реке Россошка, ко второй оборонительной полосе противника. Для ее прорыва главные усилия были перенесены в полосу 21-й армии. Вечером 26 января войска армии соединились на северо-западном склоне Мамаева кургана с наступавшей навстречу им из Сталинграда 62-й армией. Вражеская группировка была рассечена на две части. 31 января прекратила сопротивление южная группа войск 6-й армии во главе с генерал-фельдмаршалом Ф.Паулюсом, а 2 февраля капитулировала и северная группа. Войска Донского фронта с 10 января по 2 февраля взяли в плен 91 тыс. солдат и офицеров противника, около 140 тыс. было убито в ходе наступления. Победа Красной Армии в Сталинградской битве имела огромное военно-политическое и международное значение. Она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны в целом. Советские войска вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны. С июля 1942 г. по февраль 1943 г. враг потерял между Волгой и Доном около 1 млн. солдат и офицеров. Разгрому подверглись 5 армий противника (2 немецкие, 2 румынские и 1 итальянская). Фашистский блок потерял шестую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте. Поражение в Сталинградской битве явилось серьезным морально-политическим потрясением для нацистской Германии, поколебало ее внешнеполитические позиции. Япония была вынуждена временно отказаться от планов активных действий против СССР. Среди правящих кругов Турции усилилось стремление сохранить нейтралитет. Победа под Сталинградом еще выше подняла международный авторитет Советского Союза, явилась важным фактором дальнейшего укрепления антигитлеровской коалиции. Она продемонстрировала возросшие мощь Красной Армии и военное искусство советских военачальников. В Сталинградской битве Красная Армия впервые осуществила наступательную операцию группы фронтов по окружению и уничтожению крупной вражеской группировки. Однако победа была достигнута дорогой ценой. Советские войска потеряли в этой битве более 1,1 млн. человек.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: