Перед взятием тайника настоятельно рекомендую посмотреть фильм "Прощание с Петербургом". Погружение в соответствующую атмосферу и приятные впечатления от прогулки гарантированы!
В один из теплых осенних дней 1855 года отдыхавший на водах молодой австрийский композитор Иоганн Штраус, талант которого становился все более известным далеко за пределами его родной Вены, был представлен солидному господину в расшитом золотом мундире. Господин оказался новым директором Царскосельской железной дороги и предложил Штраусу место постоянного дирижера летних концертов в Павловском вокзале с окладом, сумма которого заставила композитора отнестись к предложению с большим вниманием. Кроме того, выступать перед изысканной публикой, посещавшей концерты в Павловске, тоже было чрезвычайно престижно. Поэтому через несколько дней контракт, предусматривавший приезд Штрауса в Петербург уже в следующем 1856 году, был подписан. Известно, что его оклад составлял 22 тыс. рублей за сезон.
Иоганн Штраус был приглашен вначале только на один летний сезон 1856 года, однако стал бессменным дирижером Павловских летних концертов на протяжении десяти лет. Вместе с композитором из Вены в Петербург приехали еще 12 музыкантов, остальных артистов для оркестра он выбрал из русских исполнителей. Павловский вокзал (как тогда произносили «воксал») представлял собой изящное деревянное здание, на верхнем этаже располагались меблированные номера, где и останавливался композитор.
Очередной летний музыкальный сезон в Павловском вокзале открылся 6 мая 1856 года. Как писала потом газета "Санкт-Петербургские ведомости", "народу в Павловске была бездна". Штрауса встретили оглушительными аплодисментами, после исполнения каждой пьесы публика снова устраивала овации. Говорили, что после концерта дирижера чуть ли не на руках донесли до самой квартиры.
С первых концертов Штраус завоевал всеобщую симпатию, особенно восторгались им слушательницы. Композитору в это время исполнился 31 год, он был стройным, красивым, кроме того, публика приходила в восторг от его манеры дирижировать со скрипкой в руках, переходя от дирижирования к игре, при этом иногда он увлекался настолько, то его движения становились почти танцевальными. Но Штраус сумел поставить себя и свой оркестр в новые условия по сравнению со своими предшественниками - зал, где прежде обедали под музыку, теперь стал залом, где музыку только слушали.
Успех Штрауса в Павловске был действительно необычайным. Афиши, извещавшие о концертах Ивана Страуса (так назвали композитора на русский манер) можно было видеть в Петербурге повсюду. Русская публика, приходившая на концерты, любила музыку, разбиралась в ней, знала и ценила вальсы, которые составляли основу репертуара Штрауса. Но композитор включал в свои концертные программы и иную музыку: именно он познакомил петербуржцев с некоторыми произведениям зарубежных композиторов - Гуно, Вагнера, Верди. На концертах звучало лучшее из созданного русскими музыкантами, и особенно часто Штраус исполнял произведения Глинки, устраивая даже целые глинкинские вечера.
Публика настолько любила концерты Штрауса, что многие готовы были оставаться в Павловске на всю ночь. Дирижер даже вынужден был прерывать выступление, когда раздавался звонок, извещавший об отходе последнего поезда. Но иногда и это не помогало: поезд уходил, а слушатели оставались в Павловске на всю ночь. В таких случаях Штраус выходил к публике и просил внести небольшую сумму для бедствующих или в фонд помощи раненым в Крымской войне, а после этого концерт продолжался до утра.
Газета "Северная пчела" написала как-то, что по свидетельству одного из меломанов, Штраус "скоро в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады… по ковру, склеенному из нежных записок восторженных поклонниц".
Летом 1868 года, когда Штраус открыл свой третий «русский сезон», здесь, в Павловске он встретил свою большую любовь. Во время концерта среди слушателей «Воксала» Штраус заметил прелестную девушку с грустным обожающим взглядом, в светлом открытом платье. После концерта музыкант привычно разбирал цветы и послания и обратил внимание (сердце подсказало?) на небольшой букет белых роз с прикрепленной запиской: «Преподнесено мастеру в знак уважения от незнакомки». Через несколько дней они познакомились в нотном магазине и впоследствии оба рассматривали встречу как знак судьбы. Это была графская дочка Ольга Смирницкая. Чувство захватило обоих! Разница в происхождении (а Штраус не был дворянином) заставляет их встречаться тайно. Молодой композитор сочиняет польку, посвященную Ольге. Не получив согласия родителей Ольги, влюбленные по совету друзей хотели бежать, но девушка никак не могла решиться. Дочерний долг победил мечту о побеге, когда умер брат Ольги, и в такой ситуации она приняла решение не оставлять родителей. В 1860 году Штраус вновь просит руки Ольги, но получает от своей избранницы окончательный отказ.
Последним сезоном Штрауса в Павловске стало лето 1865 года. 19 сентября состоялся последний концерт сезона, публика, как всегда, проводила своего любимца неистовыми аплодисментами. Штраус грустно расстается с городом своей первой любви и даже пишет вальс «Прощание с Петербургом», давший название прекрасному фильму, снятому на студии Ленфильм в 1971 году, его пребывании в Павловске и о его большой любви.
Композитор еще несколько раз приезжал в Петербург, даже дирижировал своей опереттой "Цыганский барон" на сцене Александринского театра, но это были уже лишь эпизодические выступления.
Десять Павловских сезонов Штрауса стали целой эпохой для русской публики и прекрасным воспоминанием в полной множеством трудностей жизни композитора.
Мелодии Штрауса и сегодня звучат в Павловске, городе славных музыкальных традиций. В Розовом павильоне парка проводится ежегодный штраусовский фестиваль «Большой вальс». А в сквере, рядом с Павловским дворцом и парком, летом 2003 года установлен бронзовый памятник: Иоганн Штраус играет на скрипке. Памятник передан почетным генеральным консулом Австрийской республики в Санкт-Петербурге г-ном Т. Х. Вестфельтом. Памятник является уменьшенной копией памятника в Вене.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: