– А что в этой деревне, как ее?.. – Новокурьяново. Странно, что раньше не слышал. Там железнодорожный испытательный полигон. Был, естественно. Огромное кольцо из рельс, внутри которого и разместилась деревня. Там же рядом НИИ и целый подземный комплекс неизвестного назначения… Секретный объект. Андрей Гребенщиков. «Метро 2033. Обитель снов».
Какое слово было первым у вас или у ваших детей? «Отдай»? «ням-ням»? «мама»? «папа»? – тогда вам повезло. Летом 2015-го, когда нашей Тюше-Катюше исполнился годик, она озадачила нас своим первым: «Тудух!». Очевидно, и словом это не очень-то назовешь, но есть сему явлению вполне логичное, на наш взгляд, объяснение. Мало того, что ребенок с рождения регулярно слышал стук колес и гудки локомотивов, доносившиеся со стороны той самой загадочной окружности на юге Москвы, так еще, научившись забираться на стулья и облюбовав кухонное окно для наблюдений за внешним миром, годовалая девочка стала волшебным образом примагничиваться взглядом к загадочным разноцветным длинным «абобусам» и дымящим паровозам, наматывающим круги и прячущимся в лесочке за поворотом, после чего начались игры – с паровозиками, мультики – с паровозиками, родительские поездки на тайники – с паровозиками, а также катания по всяким детским железными дорогам, опять же - с паровозиками... Но это всё – лирика, далекая от действительности, а точнее – далекая от участи людей, наблюдающих за подвижным составом не снаружи, а изнутри этого удивительного железнодорожного кольца, ведь, коли уж тайник называется «Экспериментально окольцованные», то рассказ должен быть о тех, кто окольцован, и о том, чем окольцован. А лирики там – только на эпиграф и хватило.
Итак, в 1932 году, по соседству с железнодорожной платформой Щербинка, было введено в эксплуатацию Экспериментальное железнодорожное кольцо ЦНИИ МПС, предназначенное для комплексных испытаний локомотивов и моторвагонного состава. Всё бы ничего – катайте-испытывайте, двигайте технический прогресс, но одновременно в 1930-е годы началось и строительство Курьяновской станции аэрации, и жителей деревни Курьяново понадобилось срочно куда-то переселить. И вот тогда какие-то мудрые начальственные умы и порешили переселить курьяновцев в специально построенную по этому случаю деревню Новокурьяново, которая, по еще более мудрому чьему-то решению, расположилась внутри того самого свежеотстроенного Экспериментального кольца. Тогда и случился этот «союз навеки». На сегодняшний день испытательных площадок, аналогичной Щербинскому экспериментальному кольцу, насчитывается семь по всему свету, но Щербинское продолжает оставаться непревзойденным как по погодно-температурным режимам, так и по максимальной укомплектованности испытательным оборудованием, где с 1932 года по сегодняший день были испытаны все основные типы отечественных локомотивов, электро- и дизельпоездов, грузовых и пассажирских вагонов отечественного производства, электропоезда Сапсан, Аллегро, абсолютное большинство типов рельсов, шпал, стрелочных переводов и другие устройства обеспечения безопасности движения, ресурсо- и энергосбережения и пр. Хорошо это или плохо для людей, без малого век живущих внутри железнодорожного полигона, – сказать сложно, но, вероятно это один из немногих фактов, вселяющих гордость и надежду на светлое будущее жителям окольцованной деревеньки.
А до 1960 года Экспериментальная кольцевая железная дорога ЦНИИ МПС (теперь ВНИИЖД) была единственным такого рода сооружением в мире. Уникальным и неповторимым. Тысяча девятьсот восемьдесят четвертый год стал для Новокурьяново значительной вехой в истории: поселение было передано в административное подчинение города Москвы и вошло в состав района Южное Бутово. Ещё через два года деревню лишили собственной романтичной своеобычности: ее улицы разом переименовали в честь города Железногорска Курской области, пронумеровав с первой по шестую Железногорские, а единственную подъездную дорогу, связывающую Новокурьяново с цивилизацией, назвали Железногорским проездом. Канули в небытие Лесная, Садовая, Центральная, Вокзальная, Первомайская, Московская и Шоссейная улицы – красивые, но не уникальные для мегаполиса названия. Разыскать какую-либо связь Новокурьянова с Железногорском нам не удалось, т.к. ни промышленности, ни каких-либо предприятий, ни вообще каких-либо намеков на какое-либо отношение Новокурьянова к этому городу мы не обнаружили. Есть вероятность, что плохо искали, и «истина где-то рядом»… Насчет связи с цивилизацией – не пустые слова: единственное ее благо в Новокурьянове – это электричество. И топят-то тут углем да дровами, и за водой ходят на колонки, а за продуктами – в близлежащую Щербинку. Расположение деревни оказалось таково, что «общественный» транспорт здесь представлен лишь «пешкарусом» и личными автомобилями. Где хоть маршрутка? где хоть какая-то медицина? где магазины? где хотя бы телефонная связь? Благо, есть школа, да еще средство экстренного оповещения – рында из куска профиля, висящего на металлическом столбе…
Не далее, как год назад, в сентябре 2015 г., мэр Собянин пообещал построить в Новокурьянове, насчитывающем на данный момент полтысячи жителей и 149 домов, детский сад и торгово-бытовой центр, сохранив при этом существующую застройку. Однако предыдущий московский мэр был изрядно озадачен в 2005 году: «Почему эти сараи до сих пор не снесли?», – ведь расселение начали в далеком 1985 году, но тогда план был выполнен лишь на треть, а потом о новокурьяновцах забыли на несколько десятилетий. «Окольцованные» дети, в отличие от нашей дочери, обращают на проезжающие локомотивы и составы внимания не больше, чем на букашек в траве, ведь стук железнодорожных колес давно перестал ими восприниматься как что-то отдельное от местности: поезда преодолевают кольцо за каких-то 5–7 минут (длина путей 5700 и 6000 м), и при этом, для находящихся внутри наблюдателей, их звук лишь ходит по кругу, особо не приближаясь и не удаляясь от деревни. Единственным развлечением местных жителей, правда общероссийского и даже мирового масштаба, можно считать крайне нечастые периодические выставки ж/д техники с динамической экспозицией да демонстрационные поездки поездов по кольцу, проводимые раз в два года в рамках салона «Экспо-1520» и по различным юбилейным датам РЖД. В эти радостные дни на территории депо и лабораторных корпусов выставляются новые образцы подвижного состава с возможностью захода посетителей внутрь некоторых из них, а на путях самого кольца осуществляются парады и гонки поездов и гудяще-пыхтящих паровозов (к слову, мы тоже не прочь поглазеть в бинокль из окошка на эти действа). Кроме как поглазеть, посетителям данных мероприятий может предоставляться возможность проехаться по кольцу в одном из составов. Среди выставляемой техники, наряду с паро-, тепло-, газотурбо- и электровозами, бывает представлена и оригинальная железнодорожная спецтехника на двойном ходу, среди которой УАЗы "Патриот", КАМАЗы, трактора и экскаваторы, а также уникальные автомотрисы. Случаются в истории Экспериментального кольца и более редкостные события: например, в 2011 году, в рамках Экспо-1520, здесь проходил испытания газотурбовоз ГТ1, который провел состав весом 16 тысяч тонн (170 вагонов), двигаясь при полной проектной загрузке со скоростью 100 км/час, что официально подтверждено и занесено в Книгу рекордов Гиннесса. К числу прочих достопримечательностей окольцованности можно отнести макет железнодорожной станции, построенный специально для съемок фильмов и рекламных роликов – на внешней стороне кольца с юго-восточной стороны (N 55° 30.793' E 37° 33.307') , где в 2009 году снимался фильм «Generation П». Авторитетные местные издания свидетельствуют, что периодически тут меняется вывеска с названием станции: в разные годы она была то «Сюзьва», то «Любинская», то «Расторгуево», а среди работников кольца этот объект называют просто «Кошкин дом». Рядом с бутафорской станцией и корпусом Корпоративного университета ОАО «РЖД» расположилась вечная «Лебедянка», правда, все эти объекты, как и само Кольцо, находятся в другом субъекте Москвы – в округе Щербинка Новомосковского АО. Чуть южнее, а также почти диаметрально, на западе Кольца, на тупиковых ветвях можно обнаружить заброшенные образцы подвижных составов – это для любителей техногена.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: