Меньше, чем в десяти километрах отсюда - огромный курорт Солнечный берег, буквально наводненный туристами, а здесь тишина, безлюдье и редко кто заглянет сюда. Только звери дикие бегают...
Информации об этом объекте в русском Интернете нет, так что пришлось выполнить вольный перевод с болгарского :) Хотя объект имеет прямое отношение к судьбам и истории нашей бывшей страны - СССР.
Итак...
После победы Советского Союза во Второй мировой войне и вхождения Болгарии и Румынии в блок стран социалистического развития, а Турции и Греции в союз, который позже будет назван НАТО, возникла идея постройки железной дороги от Одессы через Измаил, Тулчу (Румыния) - Добрич (Болгария) - Варна (Болгария) - Бургас (Болгария) для быстрой переброски танковых войск из Одесского военного округа к внешним границам социалистических государств. Впоследствии дорогу планировалось продолжить от Бургаса прямо до турецко-болгарской границы
В 1949-м году Сталин подписал распоряжение о строительстве этой дороги. При кажущемся огромном объеме работ (длина проектируемой дороги составляла более 600 километров) отдельные участки ее на территории СССР и Румынии уже эксплуатировались раньше.
Самыми трудными участками строительства дороги были мостовой переход через Дунай в районе Измаила и Тулчи (информацию о нем я не нашел: вполне возможно, что мостовой переход планировался автомобильным, а не железнодорожным) и болгарский участок от Варны до Бургаса.
Стротительство дороги курировали два советских маршала: Климент Ворошилов (северный участок, Одесса-Добрич) и Николай Булганин (южный участок Добрич-Бургас). То, что строительство железной дороги - в общем-то, гражданского и инфраструктурного объекта - курировалось военными генералами, явно указывает на то, зачем эта дорога строилась :)
Железная дорога проектировалась однопутной с европейской (1435 мм) шириной колеи. Исключение - участок Одесса - Измаил, где была применена российская (1524 мм) ширина колеи.
Самым трудным на южном участке строительства был переход через горную гряду Стара Планина между Варной и Бургасом. Для прохода через гряду проектом был предусмотрен длинный даже по сегодняшним меркам туннель - более пяти километров. Строительство туннеля велось с двух сторон - с севера (район села Приселци) и юга (от села Кошарица). Строительство (как и строительство любого военного объекта) велось в обстановке строжайшей секретности, но размах стройки поражает!
Увы, судьба объекта повторяет во многом судьбы похожих масштабных строек сталинского времени: ей суждено было стать масштабным памятником заброшенных проектов: в марте 1953 года умирает Сталин и стройка затормаживается. А после ареста Берии стройка и вовсе замирает, хотя объем работ был выполнен почти на 75 процентов: железнодорожное полотно было уложено почти на всем протяжении дороги...
Достроить туннель тоже не успели: из пяти с небольшим километров было пройдено 600 метров с южного протала туннеля и чуть более двух километров с северной.
После смери Берии и масшабному проекту больше не возвращались: в военной доктрине СССР с приходом Хрущева сменились приоритеты, а для хозяйственных нужд железная дорога оказалась никому не нужна: Варна и Бургас не такие большие города, тем более уже связанные между собой по морю и по шоссе.
А недостроенный туннель на склоне гор в болгарских лесах так и остался памятником великим амбициям и несвершенным замыслам огромной страны.