Карелия. Чем же необъяснимым ты привлекаешь к себе многие поколения людей? Что за энергия скрыта в этом краю? Такого чувства незримой силы в Центральной России нет нигде. Эта первозданная мощь непокоренной природы, познать которую невозможно. А можно лишь принять ее и жить с ней в гармонии. Может быть причина в том, что, по сути, вся Карелия это огромная монолитная плита – Балтийский щит, который волею судьбы поднялся из недр и оказался практически на поверхности. А ледник, как ножом срезал все последующие наслоения. Может быть, именно энергия этой непостижимой временной пропасти рождающейся планеты и является катализатором высочайшей духовности этих мест. А Соловки, как минимум, являются подтверждением этих слов.
Ох, и тяжело давались Руси нововведения в духовной и бытовой жизни. Огнем и мечом, можно сказать. Даже сейчас, отметив тысячелетие Крещения Руси, мы продолжаем отмечать исконно языческие праздники. Раскол, Никон, иконоборчество. Кто еще не слышал об этой реформе? Кто-то называет ее самой большой трагедией Руси. И немудрено, что именно этот край, в котором издревле сами крестили детей и в себе носили веру, оказался на передовой борьбы двух течений одной религии. Выбор был. Или забыть старообрядчество – религию своих отцов и дедов, или «огнем скончашися» - самосозжение. Но были и те, кто сохранил в себе старую веру и пронес ее сквозь века.
Верховья Выга стали для этих людей родным домом. А в 1692 году шунгский дьячок Даниила Викулов и житель Повенца Андрей Денисов основали «на горе у ручья» общину. К 1695 году община за счет бежавших «по перемене благочестия» колонистов со всей округи, даже с Соловков уже называлась Выгорецкой пустынью. А имя его основателя Данилы дало название монастырю и дошло до наших дней в названии деревни, которая стоит на месте пустыни.
Выгорецкая республика получилась уникальным духовно-мирским образованием. Даниила был приверженцем строгих монастырских правил, Андрей же получил великолепное образование и, по сути, был отличным хозяйственником. Во время его жизни до 1730 года Выгореция достигла необычайного расцвета. Принимали в республику всех очень добродушно. Кто родился после Никона, но крестился двоеперстно, того исповедовали и перекрещивали. Тому - кто троеперстно, объявляли что примут только в том случае, если будет крестится двоеперстно. Принимали даже иноземцев, их просто крестили заново. Община росла и крепла.
В 1702 году в пятидесяти верстах ниже по течению (в Петровском Яме) проходило войско Петрово со своей тайною миссией (Осударева дорога). Эта информация была для жителей Выгореции подобно грому. Многие приготовились принять в огне смерть за веру. Ведь Петр был ярым сторонником реформ Никона. Но услышав от поданных, что здесь живут староверы спросил «Подати платят!», и, получив ответ, что «платят исправно», пожаловал – «пусть живут». Но не забыл. Однако вместо разгрома староверческой обители разрешил!! «отправлять богослужение по старым книгам, но с тем, чтобы они приписались на работы к повенецким горным заводам». Выгореция первая и почти единственная из староверческих общин поняла необходимость союза с властью. Это и предопределило бархатные условия для ее развития.
В 1706 году для женской половины обители строится Лексинский монастырь, в 20 километрах от Данилова на речке Лексе. На секунду вернусь в наше время. Однажды, красивым зимним утром ехал я на поиски альтернативной дороги из Карелии в Мурманск. А что такое зимняя Карелия не мне вам рассказывать. И попав в чудное место, когда зимник шел вдоль какой-то речки, повторяя ее как по лекалу выведенные изгибы не смог не остановиться. Постоял, тихие голоса зимнего леса, вскрывшаяся река…. Ну как кешер может мимо такого проехать? Через полгода только я узнал, что за точку поставил. На карте это место точь-в-точь совпало с урочищем Лекса – местом, где 300 лет назад стоял Лексинский монастырь. Мистика!?!
Продолжаем. Хозяйственное положение общины было тяжелым. «Зяблые» - когда урожай вымерзает и «зеленые» - когда не вызревает, годы повторялись достаточно часто. Есть приходилось деревянные стружки. Что бы выжить община купила у государства земли на реке Чаженка в Каргопольском уезде. Чаженский погост оказался столь удачным приобретением, что позволил не только прокормить своих жителей, но и поставлять хлеб на продажу в строящийся ударными темпами Петербург. Таланты Денисова позволили провернуть несколько очень удачных сделок по купле-продажи Поволжского хлеба. В жизни общины наступил расцвет.
Во главе общины стоял «большак» или «киновиарх». Ему принадлежало руководство всеми делами общины, вплоть до выпаса скота и ловли рыбы. Но все решения согласовывались с решениями собора, общего собрания выборных делегатов от обеих пустыней. Этакое маленькое государство. Со временем строгие монастырские правила отступили, было разрешено вступать в брак. Именно тогда по Выгу появляются многочисленные скиты, которые по прошествии времени вырастают в настоящие деревни. Жизнь на берегах Выга кипит. Стоит мельница, о ее местонахождении можно судить по названию одного из порогов - Мельничный. В Данилово и Лексе открываются больницы.
Но самое знаковое, что оставила после себя Выгореция это, несомненно, культура. Пустынь стала главным центром старообрядства всей России. Сюда в школу свозились ученики отовсюду. Старообрядческое книгопечатание было поставлено на широкую ногу. Достаточно сказать, что книги, выпущенные в Данилово до сих пор можно встретить у старообрядцев на Печоре. А какие шикарные «складени» из серебра и меди здесь производили??? Мне довелось увидеть небольшую частную выставку в Беломорске. Потрясает. До сих пор неизвестно, из каких рудников пустынники добывали руду. Но по заверениям ученых земля богата не только медью, но и золотом, хоть и не в промышленных масштабах. Удивительно, но в Выгореции была собрана и огромная библиотека старорусских древних рукописей и книг. Их не только активно коллекционировали, но и реставрировали, а иногда и восстанавливали. Обитель явилась и колыбелью для многих знаменитых ученых и философов того времени. Одно из самых значительных учений это легендарные «Поморские ответы» - догматическое учение выговцев в ответ на провокационные послания новой церкви.
С 1780 года по 1830 год в Выгореция достигает пика своей экономической и духовной мощи. В округе строятся дороги, через реки наводятся мосты, многие из современных дорог проложены именно по тем старым гатям через «болота и мхи». На Онего община строит и содержит большой торговый флот. Строится большой торговый порт в местечке Пигматка, останки ее до сих пор можно обнаружить в бухте. Но как это нередко бывает, как только оппонент, который был лоялен к власти, оказывается экономически независимым, он представляет угрозу для нее. С 1830 года начинаются гонения и притеснения. К власти в общине приходят Московские князья, деньги, политика, о душе уже никто не заботится. Знакомо, не правда-ли. Закрываются кельи, рушатся вроде бы как опасные для эксплуатации часовни. Жизнь в Выгореции затихает. И в 1854 году наступает апофеоз разорения. Сожжены множество построек, вывезена библиотека. И самое главное староверы перевезены по месту своей приписки по ревизии, а на их место присланы православные переселенцы. Староверческие молельни и часовни уничтожены или превращены в православные. Прежде богатые и оживленные села превращены в ничтожные и запустелые деревни. Так окончились 150 лет славной истории старообрядческой общины Выгореции. 150 лет описанных в Лексинском летописце.
Советская власть не явилась катализатором, который бы поднял край. Нет. Теперь на месте бывших деревень активно зарастающие урочища. Дороги превратились в просеки, мосты или уничтожены, или находятся в аварийном состоянии. На месте же Даниловского монастыря умирающая деревня его имени. В центре стоит страшный сруб церкви с пустыми глазницами. И только над «горкой у ручья» высятся два недавно поставленных креста. Креста, которые как печать официально подтверждают права человека на эту землю. А земля ждет. Ждет своего хозяина. И как верная сторожевая сильная собака никогда не признает хозяином слабого духом. И это, пожалуй, касается всего Русского Севера. Восстановить жизнь в этих краях не поможет никакой стабилизационный фонд, никакие открывшиеся заводы и рабочие места. Только высокая вера будет признана этой землей за хозяина, и только людям с внутренними устойчивыми принципами она позволит собой владеть.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: