Дело было в 1411 году. Только что назначенный греками митрополит Киевский и всея Руси Фотий (уроженец города Монемвасии в Морее - Пелопоннес) посетил Киев, а затем прибыл в разоренную Эдигеем Москву. Следующей поездкой Фотия было посещение древнего кафедрального города своей митрополии - Владимира. Он поручил прибывшему с ним греку, священнику Патрикию, охранять богатый Златоверхий Успенский собор. Но после отъезда митрополита город был опустошен татарами, а Патрикий принял мученическую смерть, не выдав порученные ему сокровища. Тогда ордынский царевич Талыча, захвативший Владимир, послал погоню за самим митрополитом. Фотий укрылся в глухих лесах в окрестностях озера Синег (Сеньга). Место напомнило ему пустыню благочестивого старца Акакия, где он воспитывался в юности. Здесь святитель Фотий построил малый деревянный храм Рождества Богородицы и провел в уединении около месяца, прежде чем миновала опасность плена и он вернулся в Москву. При церкви была образована пустынь, где остался жить иеромонах Пахомий - болгарин, состоявший в свите Фотия, давний спутник и помощник митрополита. Впоследствии Фотий непрестанно заботился о своей пастве и оставил преемникам Церковь Русскую умиренною и воссоединившеюся под властью одного иерарха. Мощи блаженного митрополита Фотия погребены в северо-западном углу Московского Успенского собора. В 1471 году обретены нетленными и прославлены чудесами. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия. Летописную легенду о событиях на Синеге пересказал Карамзин, после чего места, где Фотий построил церковь, стали находить одно за другим. Сопоставление многих фактов позволило указать наиболее достоверное: нынешнее село Рудня-Никитское, возле ст. Авсюнино Казанской ж/д. Погост на р. Рудня стоял в местности, которая на протяжении столетий была «спорной»: здесь сходились рубежи трех княжеств — Рязанско-Черниговского, Владимиро-Суздальского и Московского. Рязанские князья были своеобразными первопроходцами в этих землях. Это значит, что погосты (места, где гостили князь и дружина во время поездки), возникшие на территории между Рязанью и волостью Гуслица, по своему происхождению - рязанские. Возможно, и название речки пришло из Черниговской земли: дно покрыто краснобурым илом, а слово «рудый» в языках южных и западных славян означало «красный», «рыжий». Церковь в честь Рождества Богородицы, построенная на Рудне, дала имя не только погосту, но и расположенной неподалеку деревне, населенной людьми, обслуживавшими погост. Вместо длинного слова «Богородицерождественский», относившегося к погосту, в просторечии употребляли «Богородицын», а деревню называли короче - «Богородская». Она существует и по сей день. Влияние руднинской церкви Рождества Богородицы оказалось таким сильным, что после раскола церковь на Рудне стала «никонианской», старообрядцам запретили строить свои церкви, но в большинстве старообрядческих деревень Гуслицкой волости престольным праздником остался праздник Рождества Богородицы. А в начале XIX в. в деревне Селиванихе, несмотря на запреты, была построена каменная молельня, посвященная Рождеству Богородицы. 100 лет тому назад священнику Н. Скворцову, изучавшему историю церквей Богородского уезда, крестьяне села Рудня показывали место, где прежде была церковь. Это место - в двух верстах от села, на горе. Там сохранились камни, выполнявшие роль фундамента деревянной церкви. Согласно легенде, церковь сгорела от удара молнии. В конце XVIII столетия причт и прихожане построили новую церковь на том месте, где она находится и сегодня. В середине XIX в. монах Парфений, выбирая в Гуслице место для строительства Спасо-Преображенского монастыря, встретился со стариками из деревни Куровской и они сказали ему, что «в 15 верстах от Куровской, на Рудне, есть церковь, которую поставил митрополит Фотий». Село Рудня наряду с Ильинским Погостом была важнейшим экономическим центром Гуслиц. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые собирались гуслицкие фабриканты, а также приезжали купцы из Москвы и других городов. Центральные части обоих сел были застроены постоялыми дворами, трактирами, лавками. Были здесь и дома иногородних купцов, которые вели постоянную торговлю с Гуслицким краем. Оба села во второй половине XIX века более напоминали внешним обликом уездные города. В годы репрессий испытания не обошли село стороной. Были обвинены тройками в контрреволюционной агитации и на Бутовском полигоне расстреляны (реабилитированы в 1989 г.): Пылинский Виктор Филимонович (1873 – 8.12.1937, белорус, образование низшее, священник в с. Рудня-Никитское); Баулин Тимофей Никифорович (1869-14.3.1938, русский, из крестьян, уставщик храма в Рудне-Никитском); Рогов Дмитрий Павлович (1871-14.3.1938, русский, из крестьян, родился в с.Рудня-Никитское Куровского р-на Московской обл.,. образование низшее, староста храма с. Рудня-Никитское).
Сейчас в Рудне-Никитском находятся два старинных деревянных храма и кладбище, обнесенные кирпичной стеной, и освященный колодец перед главным входом в ограду. Самый большой храм – Рождества Пресвятой Богородицы – построен в 1782 г., а тот, что поменьше – Рождества Христова – в 1720. Службы совершаются по праздникам и воскресеньям, зимой в маленьком храме, летом в большом. Неподалеку от храма течет р.Вольная, левый приток Нерской. Такое название встречается в справочниках со второй половины XIX в. Оно происходит от финно-угорского Волна (Вольна). К реке Вольной, текущей в общем направлении с востока на запад, славяне пришли, очевидно, с юга. Освоились на левом берегу, а потом пошли осваивать правый берег – Заволенье (деревня с таким названием и поныне существует вблизи г. Куровское).
Историческая справка подготовлена на основе текста В.Д.Огурцова: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/12001/9.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: