Средние Алгаши — деревня Цильнинского района Ульяновской области, Алгашинского сельского поселения. Расположено на реке Цильна в 23 км к северо-западу от районного центра с. Большое Нагаткино. Деревня Средние Алгаши образована в XVII веке. Население составляют чуваши. История деревни описана в книге «Средние Алгаши: история судьбы жителей всех поколений», авторами которой являются Абдюк Сандркин, Мария Алексеевна и Василий Алексеевич Селендеевы. В ней указано, что первыми жителями села в 1607-1608 гг. стали переселенцы из сел Хывай, Хыргасы и Азангасы. Первоначально деревня Средние Алгаши называлась Сулхаш. Основателями деревни были три чуваша Тархан, Шинкарей и Эльментюк. Продолжателями рода Тархана были его дети Пархан, Ильтирек и Тиняковот, от которых и начинается родословная практически всех жителей современных Средних Алгашей. В книге упомянуто уникальное «Завещание», которое составил первый и самый почитаемый житель деревни Тархан. В нем он указал жителям, как им следует дальше жить. «Жизненный путь ваш должен быть гладким. Живите дружно друг с другом и соседями, и родными, помогайте друг другу, делитесь хлебом-солью, и относитесь друг к другу гостеприимно. Укрепляйте основы села. Чтобы прибавлялось население, будьте трудолюбивыми людьми. Чтите пожилых людей, пользуйтесь их жизненным опытом. Дружите с соседями из других сел. Берегите честь. Идите по избранному пути надежно». Существует предание о беспредельной любви чувашского народа к Петру Великому. Во всех жанрах поэтического творчества чувашей русский царь Петр — лицо положительное, демократичное и всегда принимающее только мудрые решения. Существует такая легенда. Однажды к царю поступила жалоба на крестьян деревни Средние Алгаши, якобы не подчиняющихся его приказам. Разгневался царь, затребовал объяснений. И решили жители направить к нему держать ответ самую красивую девушку от деревни, нарядив ее в яркие вышитые одежды и украшения из серебряных монет. — Почему не подчиняетесь царю?! — грозно задал свой вопрос Петр I. — Извините, царь-батюшка, но мы слушаемся нашего Царя-Патху, поэтому и носим его облик на нашей нежной груди, — в ответ сказала девушка. Подошел царь к красавице и увидел, что на груди ее крупные, серебром сверкающие монеты с изображением его самого. Обрадовался Петр, что это и есть он Царь-патху, поцеловал девушку в сладкие уста, усадил за царский стол. Основное население Средних Алгашей, кроме земледелия, занималось различными промыслами: плотничеством, плетением лаптей, ткачеством (полотно, ковры, сукно), изготовлением национальной одежды и другое. Школа имени И.Я. Яковлева В 1878 году появляется в Средних Алгашах первая школа. Значительную часть средств на строительство школы вложил Иван Яковлевич Яковлев. Здесь детей обучали грамоте, рукоделию и музыке. Первым учителем был С Шленский. По большому счету, это была первая школа по возрождению чувашской народной культуры, недаром в Средних Алгашах выросла целая плеяда великолепных музыкантов. Со временем учебное заведение уже не могло вместить всех потянувшихся к грамоте. В 1896 году по инициативе Ивана Яковлева было построено новое здание с использованием самых современных технологий. Первым учителем новой школы был выпускник Симбирской чувашской школы, ученик Яковлева, Василий Дмитриевич Дмитриев. Сегодня здание школы представляет уникальный архитектурный памятник. Здесь располагается музей, посвященный великому просветителю. В музее хранится проект школы, первый чувашский букварь, подготовленный И.Я. Яковлевым, родословное дерево всей деревни за 250 лет, уникальные творения прогрессивного педагога и другие ценные экспонаты. А основательницей и хранительницей музея является Мария Михайловна Бикмендеева, которая сама многие годы проработала директором школы. Ежегодно в день рождения Ивана Яковлевича Яковлева среднеалгашинцы собираются в этом уютном доме, который все еще хранит дух старой школы. В 2008 году в честь 160-летнего юбилея великого чувашского просветителя и патриарха Николаем Григорьевичем Кондрашкиным был изготовлен и подарен школе-музею села Средние Алгаши скульптурный портрет (барельеф) Яковлева. В 1897 году в Средних Алгашах было 64 двора, в которых проживало 189 мужчин и 209 женщин. XX век По статистическим данным, в 1913 году в деревне был 91 двор, где проживало 573 человека. На полях Первой мировой войны погибли жители Средних Алгашей: Хамид, Махмуд и Пиппав Кузнецовы, Максим Юманов, Велюш Бикмедеев, Етихван Ишкереев. В борьбе с басмачами в Средней Азии пал Николай Анит, в боях при Халхин-Голе в Монголии убит Кузьма Мавлютов. В 1928 году в Средних Алгашах был образован ТОЗ «Красин». В 1930-1932 годах на его базе возник колхоз «Победа». Первым председателем был Метер Ендияров. В 1932 году в деревне открыта изба-читальня. В годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах защищать Родину ушли 149 человек, домой не вернулись 79. В память о погибших в деревне установлен обелиск. В 1955 году в селе построено деревянное здание клуба. Новое здание было возведено в 1989 году, на втором этаже расположилась большая библиотека. В 1958 году колхозы сел Средних и Новых Алгашей объединились в единый мощный колхоз, который получил название «Вперед к коммунизму». Первым председателем стал Николай Петрович Казаков. Широко известно имя одного из лучших тружеников села, бригадира МТС Туктара Сандркина. В послевоенное годы эта МТС кроме тимерсянских сел обслуживала Старые, Средние и Новые Алгаши. Среднеалгашинцы по праву считают, что именно благодаря стараниям Сандркина земля в Средних Алгашах стала одной из самых плодородных и урожайных в районе. Поистине светлым праздником в Средних Алгашах был 1963 год, когда в деревню пришло долгожданное электричество. Газопровод был проложен в 1994 году. Идут годы, деревня меняется, теряет свою былую мощь. Но и старые, и малые свято чтят традиции и обычаи старины, с уважением почитают своих предков. 9 ноября 2011 года в деревне состоялось открытие кинозала «Вучах», на его открытие прибыл прямой потомок И.Я. Яковлева, заслуженный артист Владимир Всеволодович Павлов. Согласно переписи 2010 года в Средних Алгашах проживают 407 человек, основное население чуваши. До сих пор многие из них придерживаются старой языческой веры.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: