Посёлок Рогожский – центр Российского старообрядчества [MV/18413]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Ближайший нас.пункт
Москва метро "Авиамоторная"
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 3Нашли: 26
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Hen
Создан: 29.02.2016
Опубликован: 29.02.2016
(отредактирован: 08.03.2021)
Компаньоны: MCrow

Описание окружающей местности

С благодарностью нашему другу – геологу Володе,

вечному страннику земли Русской

В Москве недалеко от пересечения Третьего Транспортного Кольца и шоссе Энтузиастов находится скрытый от посторонних глаз кольцом железных дорог и кладбищенскими стенами «островок» тишины и душевного покоя. Это необыкновенной красоты храмовый комплекс – Поселок Рогожский, центр Русского старообрядчества.

История поселка тесно связана с историей Рогожского кладбища, основанного в 1771 году в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее деревне Новоандроновке, населенной старообрядцами, приемлющими священство (кроме них существуют еще и старообрядцы – беспоповцы). Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. В Москве были запрещены все захоронения в черте города, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища: Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское.

Первыми на Рогожском кладбище появились братские могилы старообрядцев. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища были выстроены старообрядческий приют и богадельный дом. Потом были построены  часовни  (деревянная и каменная), а рядом с ними постепенно образовался и старообрядческий посёлок. При кладбище были возведены три старообрядческие церкви: Никольская (1776 г.), Покровская (1790-1792 гг.) и Христорождественская (1804 г.). Два последних храма построены архитектором М.Ф. Казаковым. Богослужения в них совершали беглые православные священники, переведенные в старообрядство. Рядом с храмами со временем были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских монастырей и приют для душевнобольных женщин.

После того, как войска Наполеона в 1812 году заняли Москву, церкви Рогожского кладбища были единственными в городе, где совершались богослужения. Известна история о том, как священник Иван Матвеевич Ястребов спрятал церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей всё вернул на свои места. В 1813 г. после освобождения Москвы многие храмы еще были закрыты и многие православные москвичи ходили к литургии в Рогожские храмы. Это вызвало беспокойство православной церкви: был издан приказ генерал-губернатора Москвы графа Ростопчина, согласно которому на Рогожском кладбище запрещалось ежедневное служение литургии. В 1856 г. по доносу иеромонаха Парфения алтари Покровского и Рождественского храма были опечатаны, а Никольский храм был перестроен и обращен в единоверческий.

Церкви Рогожского кладбища были вновь открыты только в 1905 г. после объявления Николаем II религиозной свободы для старообрядцев. В 1906-1912 гг. в память об этом событии в центре кладбища по проекту архитектора Ф.И. Горностаева была возведена колокольня с находящейся под ней церковью Успения Богоматери.

После революции 1917 года Христорождественский храм и колокольня были закрыты, а Никольский единоверческий храм с 1930-х годов занимали сразу три общины: православная, старообрядческая и единоверческая. Колокольня была возвращена старообрядцам в 1947 году.

Рогожская старообрядческая слобода с конца XVIII века была центром для старообрядческих общин, располагавшихся по пути хлебного экспорта в крупные торговые города Поволжья. От купцов Рогожской слободы к началу XIX века зависели цены на хлеб не только в России, но и в Англии. В конце XVIII-начале XIX вв. территория Рогожского посёлка занимала площадь более чем в 22 десятины (24,5 га). Она была обнесена высокой бревенчатой стеной с одними воротами, обращёнными к городу. Население посёлка постепенно возрастало, составив к 1845 году 1588 человек. На организации хлебной торговли жители Рогожской слободы нажили огромные капиталы. Московское старообрядчество вообще отличалось своим богатством, вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и фабрикантов (их родовые захоронения до сих пор сохранились на территории Рогожского некрополя). Они не жалели средств для украшения своих храмов, тратили огромные по тем временам деньги на покупку редких старинных икон и книг, которые передавали на кладбище.

В результате их трудов Рогожское кладбище славилось великолепным собранием древних икон, ценнейшей библиотекой и богатейшей ризницей. Соборы украшали собранные поколениями старообрядцев иконы рублёвского, строгановского письма. Перед иконами стояли свечи, некоторые из которых достигали веса в 12 и более килограмм.  Кладбищенская библиотека отличалась редкими древлеписьменными и старопечатными книгами, которые десятками лет собирались, не жалея средств. В ней при проведении описи было найдено 517 книг, из которых около 50 древлеписьменных, в том числе такие ценные, как “Никон Черныя Горы”, писанная в 1366 г., “Толковое Евангелие” 1407 г., “Служебное Евангелие” 1551 г., 12 миней месячных 1557 г., “Ирмосы певчие” писанные в Ростове в 1622 году и другие. Из старопечатных были найдены “Острожская библия” (1581), “Евангелие напрестольное” (1606, 1648 и 1651 годов), “Апостол” (1635), “Око церковное” (1641), “Кормчая” (1650).

Октябрьская революция положила конец «золотому веку» старообрядчества. В 1928 году с колокольни сбросили колокола. В 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рождества Христова. Были засыпаны пруды, снесены исторические здания, мрамор семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро.

В советский период из 18 гектаров, принадлежавших старообрядческой обители, 16 гектаров было использовано для строительства зданий Московского завода автоматических линий и специальных станков.

Не пощадили и братскую могилу умерших во время моровой язвы 1771 года, которая представляла собой большой холм в восточной части кладбища. На месте этого чумного захоронения был устроен взрыв, затем его разровняли, и на нём были выстроены детские ясли, просуществовавшие до 1970-х гг. Позже на этом месте построили институт. На северной части кладбища был устроен Перовский колхозный рынок, просуществовавший до 1940-х гг. В настоящее время там расположились постройки НИИ пластмасс. В западной части кладбища, почти у самой его стены вдоль Старообрядческой улицы, была вырыта огромная яма. В начале войны на кладбище часто приезжали машины с забелёнными окнами, в которых находились трупы. В этом общем захоронении покоятся тысячи неизвестных людей. В настоящее время лужайка на этом месте заполнена новыми одиночными могилами.

В 1993 году в связи с обращением старообрядческой Митрополии земля и здания духовного центра начали возвращаться Старообрядческой Церкви. В 1996 году был разработан проект реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожского кладбища. В 2005 году мэрией Москвы было принято постановление о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы.

Покровский собор старообрядческой Рогожской общины - Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой Церкви преодолевать лишения и невзгоды.

Сегодня Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины, центр старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию.

Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм.

Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но после доклада главнокомандующего Москвы князя Прозоровского императрице Екатерине II было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. В результате всех переделок пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока.

Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила.

В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр. Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой). Службы велись здесь и во время войны.
Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события. Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания
алтарей. Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России. Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.

Храм святителя Николая Мирликийского

В 1771 году на Рогожском кладбище была построена деревянная часовня во имя святителя Николая.
Через пять лет, в 1776 году, храм был отстроен в камне московским купеческим обществом поповщинского старообрядчества. В 1854 году храм переосвящён в единоверческую церковь. В 1864 году перестроен на пожертвования прихожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой общины поповского согласия. Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но священниками Русской Православной Церкви, и подчинялись в иерархическом отношении официальной церкви. На строительство было дано благословение московского митрополита Филарета (Дроздова). Ввиду того, что храм был перестроен единоверцами, он стал официально называться Николо-Единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы.

Перестройка осуществлялась в 1863-1866 гг. по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева на средства купца Никандра Матвеевича Алясина, после чего храм приобрёл современный вид в «русском стиле». Заново построили трёхярусную колокольню с шатровым завершением и двумя шатровыми висячими гирьками. На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века. Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна.
В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан советскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделён от основного придела стеной, сейчас упразднённой.

После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совершать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году — в храме Покрова Богородицы
на Новокузнецкой улице, храм святителя Николая был целиком передан Русской Православной Церкви. При храме действует воскресная школа и библиотека.

Церковь-колокольня Воскресения Христова на Рогожском старообрядческом кладбище

С 1947 года — церковь-колокольня Успения Божией Матери. 1906-1913 гг. постройки. Архитектор Ф. И. Горностаев. Колокольня возведена в 1907-1910 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест. В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.

Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми.

Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц.

В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку. Здание колокольни использовалось под склад. После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест. В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни, но основная часть сооружения устояла и в 1947 году была передана Старообрядческой Архиепископии. Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.

В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе. Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.). Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари. У колокольни находится лавка, в которой продают старообрядческую литературу.

Храм Рождества Христова Рогожской общины - Зимний (тёплый) храм во имя Рождества Христова

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.

Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе.

Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила. Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.

С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания.

В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов.

В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растащена. Храм был превращён в столовую для рабочих, а при входе на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище. В 1970-е гг. помещение занял «Союзаттракцион», который разметил здесь базу игральных автоматов.

Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания середины XIX века. В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой служил домом священника. В феврале 1995 года здания возвращены Русской Православной Старообрядческой Церкви. 25 августа 2008 г. в попразднство (дни после церковного праздника) Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет. 2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров. 24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов.

Бывшее здание Кладбищенской конторы-гостиницы Рогожского кладбища

Рогожский посёлок ул., 29, стр. 4

XIX век. Большое каменное двухэтажное здание, примыкающее к колокольне церкви Николая Чудотворца, ныне практически разрушенное, построено в XIX веке. До революции здесь размещалась Кладбищенская контора-гостиница. На нижнем этаже помещалась контора, а так же кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и проч. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами: городским 4-классным и начальным.

В конторе находился также архив Рогожского кладбища. Некогда это было одно из самых благоустроенных зданий Рогожского посёлка.

После революции оно было использовано под школу, в конце 1920-х гг. передано студенческому общежитию, затем стало жилым домом. В послевоенные годы снова стало общежитием. После пожара от здания остались одни стены. Здание передано в 1987 году Старообрядческой Архиепископии. Ныне реставрируется.

Старообрядческая митрополия Московская и всея Руси

Рогожский посёлок ул., 29

Здесь в старину находилась часовня, в которой стояли гробы с покойниками (морг). После Великой Отечественной войны здание отдали под резиденцию старообрядческого архиепископа.

Поклонный крест в память о казачьем атамане, герое Отечественной войны 1812 года Матвее Ивановиче Платове

Поклонный крест в память о герое Отечественной войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове. Напротив здания Старообрядчеcкой митрополии на небольшом холмике в 2008 году установлен поклонный крест в память о герое Отечественной войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове (1753-1818 гг.).

На оборотной стороне креста надпись: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится Вам».

Прославленный герой Отечественной войны граф Матвей Иванович Платов был старообрядцем, имел при себе походную церковь и старообрядческого священника, который совершал по пути богослужения для Платова и его казаков-старообряцев.

По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки во главе с атаманом Платовым. Как старообрядцы, они начали обращаться за исполнением своих духовных треб на Рогожское кладбище. А когда покидали Москву, то атаман Платов подарил Рогожскому кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы, которая была при нём почти во всех воинских походах. После этого, как сообщает писатель Мельников-Печёрский «тогдашний начальник столицы дал им (старообрядцам) разрешение служить в этой церкви обедни». Таким образом, благодаря М. И. Платову старообрядцы получили возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища. Если до 1813 года литургии на Рогожском кладбище служились редко и в большинстве случаев тайно, дабы не привлекать внимания властей, то после ходатайства к московскому градоначальнику Платова литургии в центре древлеправославия стали совершаться чаще — практически во все двунадесятые праздники.

Однако после воцарения Николая I богослужения были запрещены вплоть до закона о свободе вероисповеданий 1905 года.

Здание старообрядческого богословско-учительского института

Подъёмная ул., 1/4

Здание старообрядческого богословско-учительского института построено в 1914-1915 гг. архитектором Ф. А. Ганешином. Здесь до 1918 году размещался институт, который приготовлял для старообрядческой церкви церковнослужителей. Этот институт являлся официальным учреждением для выполнения старинной традиционной функции Рогожского кладбища, как академии старообрядчества: начиная с момента основания кладбища именно отсюда расходились по всей старообрядческой Руси знатоки церковного устава, богослужебного чина, чтецы и певцы, перенимавшие традиции старины от ветеранов старообрядчества.

Первым директором института был А. С. Рыбаков (отец известного историка академика Б. А. Рыбакова), председателем попечительского совета – С. П. Рябушинский.

Ныне здание бывшего старообрядческого института надстроено и здесь размещается общеобразовательная школа № 459.

Пруд

Рогожский поселок ул., 29

Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой 60 сажен длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. Купание и стирка в этом пруду были запрещены. На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань», в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным уставом. В XIX веке ко дню праздника Богоявления на эту «Иордань», собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали старообрядцы из провинции.

После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к уничтожению. В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него стали привозить и сбрасывать кучи мусора. Так, на месте пруда образовалась свалка. После это место сравняли с землёй и оно стало частью стадиона Завода автоматических линий, который, впрочем, пришёл в полное запустение. Ещё в начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж. С лета 2009 года начато восстановление пруда.

Рогожское старообрядческое кладбище

Старообрядческая (бывшая улица Войтовича) улица, 31 А

Рогожское кладбище открыто для посетителей: с мая по сентябрь — с 09.00 до 19.00, с октября по апрель — с 09.00 — до 17.00.

Рогожский некрополь — один из самых необычных в Москве. До революции здесь хоронили только староверов. Во второй половине XIX — начале ХХ века на Рогожском кладбище были похоронены представители известных старообрядческих купеческих родов: Банкетовы, Баулины, Бутиковы, Винокуровы, Досужевы, Капырины, Кузнецовы, Кулаковы, Ленивовы, Иловановы, Мельниковы, Морозовы, Мусорины, Назаровы, Пуговкины, Рахмановы, Рябушинские, Рязановы, Свешниковы, Солдатенковы, Соловьёвы, Трегубовы, Царские, Шибановы, Шелопутины. Многие из этих захоронений утеряны в 1930-е годы, среди них могилы и надгробия Кузнецовых, Бутиковых, Солдатенковых, Рябушинских.

Выделяется склеп крупнейшего рода предпринимателей-старообрядцев Морозовых — под одной чугунно-монолитной крышей находятся несколько десятков могил, в том числе фигурный саркофаг самого Саввы Васильевича Морозова (1770-1860 гг.). Под массивным металлическим куполом усыпальницы покоятся как основатели прославленного рода, так и их потомки — наши современники. Одна из последних могил датирована 2003 годом...

Рядом с захоронением Морозовых за узорной металлической решеткой находится семейное захоронение купцов Соловьевых, известных торговлей шерстью. К сожалению, не сохранилась могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова, который вкладывал свои средства в строительство больниц, училищ, домов призрения, богаделен, среди которых больница имени С. П. Боткина.

Захоронение старообрядческого духовенства

Архиерейская усыпальница представляет собой ряды белых восьмиконечных крестов и пять черных саркофагов, расположенных за старинной металлической оградой — это особо почитаемое место у старообрядцев. Здесь похоронены старообрядческие священнослужители — митрополиты, архиепископы, епископы, священники, монахи. Под саркофагами покоятся старообрядческие архиепископы: Антоний (ум. в 1881 г.), Савватий (1825-1898 гг.); Аркадий (1809-1899 гг.) и Конон (1797-1884 гг.). Двое последних известны тем, что были арестованы в 1850-х годах и заключены в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где просидели в тюрьме до конца своих дней.

Под пятым саркофагом покоятся руководившие церковью в советские годы епископы Анастасий (1896-1986 гг.), Геронтий (1872-1951 гг.), архиепископы Иринарх (1881-1952 гг.) и Иосиф (1886-1970 гг.).

Среди крестов возвышается деревянный крест, под которым погребён старообрядческий архиепископ Иоанн (1837-1915 гг.). При нем было совершено распечатывание алтарей, в Москве сооружено 15 старообрядческих храмов, издавался журнал «Церковь», организован Старообрядческий институт.

В 2003 году на этом участке был похоронен митрополит московский и всея Руси Алимпий (1929-2003 гг.), при котором началось возрождение старообрядческой жизни после советских времен.

После революции кладбище утратило свой старообрядческий характер. В 1930-1940-е гг. на кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий. В северной части кладбища, наиболее удалённой от входа — две группы братских могил воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях. Памятники из красного гранита поставлены над этими могилами в 2005 году к 60-летию Победы.

При составлении текста описания использованы материалы интернет-ресурсов:

http://rpsc.ru/rogozhskaya-sloboda/istoriya-rogozhskoy-slobodyi/

http://www.openmoscow.ru/kladbrogozh.php

http://starove.ru/rogozhskoe/sloboda/

http://www.bibliotekar.ru/rus/90.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рогожское_кладбище

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

invt (06.04.2024 17:49:22)
Узнал много и увидел, спасибо за прогулку!
Crocus (30.01.2022 10:35:05)
Были в Рогожском посёлке вчера 29.01.2022. Впечатлений множество. Восхитительные храмы,часовня. митрополичьи палаты. Поиски на кладбище усложняло большое количество снега. Пришлось объекты откапывать подручными средствами. Не сообразили взять с собой инструменты.
После активной прогулки зашли в трапезную для согрева. Были приятно удивлены разнообразием, качеством и ценами блюд. А какое обслуживание! Очень рекомендуем.
Мэри Мэкси (26.07.2021 15:31:43)
Ирисыч (04.03.2021 18:37:10)
DenSol (04.03.2021 16:35:35)
Leo-Scorpion (02.03.2021 23:16:50)
ЖЖ и Chuma (23.01.2021 19:20:23)
RuNi (05.01.2021 23:06:37)
gremling (20.12.2020 11:19:51)
delia и shimp (09.09.2020 13:14:56)
sswoman (18.02.2020 20:36:34)
Dionisiy (15.02.2020 10:06:22)
I66 (04.02.2020 00:57:50)
Natic (22.02.2019 15:34:16)
Vlad374 (19.04.2018 02:06:44)
mmm1863 (30.03.2018 18:17:36)
Aleslav (17.12.2017 20:32:13)
Feodor (02.09.2017 14:00:39)
Зажигалочка (21.12.2016 21:46:32)
Solo (21.12.2016 15:39:55)
Decreed (07.11.2016 16:27:47)
Steelrat🐭 (30.10.2016 17:29:18)
N-i-k-s-o-n (08.03.2016 22:27:29)
Simba (08.03.2016 01:12:23)
1kon (03.03.2016 15:24:37)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.