Эта серия рассказывает об известных и неизвестных ростовских достопримечательностях, людях, событиях, происходивших в этом городе за всю его историю. Этот рассказ – об одной из самых известных ростовских достопримечательностей, самом романтичном месте города, месте встреч и свиданий, лице Ростова-на-Дону - Набережной Дона.
Набережная, которая вовсе не Набережная
Если вы спросите любого ростовчанина, какое самое романтичное место в Ростове-на-Дону, то в ответ наверняка услышите – конечно, Набережная! Но это совсем не так. Крохотная улочка на юг-западе города, которая носит название Набережная, никогда не была ни местом культурного отдыха, ни уж тем более популярным местом встреч влюблённых. А тёмными вечерами по ней и вовсе лучше не гулять. Удивлены? Не удивляйтесь! Ведь улица, которая так хорошо известна ростовчанам и о которой пойдёт речь, носит несколько иное название – Береговая! Но этот факт известен далеко не каждому коренному жителю! Эту улицу испокон веков все называют именно Набережной, хотя официально такое название она не носила никогда. Итак, набережная, которая вовсе не Набережная.
О баржах, складах, портовых работниках и работницах
Сейчас эта полоска земли на правом берегу Дона, на котором лежит основная часть столицы Юга России, выглядит совсем иначе, чем столетие назад. Город Ростов начался с крепости, а когда её упразднили, постепенно стал превращаться в крупный экономический центр. Географическое положение сыграло в этом, безусловно, главную роль. Расположенный в устье важнейшей водной артерии России – Дона, у выхода в Азовское и Чёрное моря и дальше Мировой океан, Ростов становится крупным портом, перевалочной базой, огромным рынком, куда стекаются тысячи людей.
А самым оживлённым местом города и стали местные доки. Здесь всегда было многолюдно, работники всех мастей трудились на складах и у пристаней, ещё больше их приходило в поисках заработка, так как работа в порту считалась хоть и тяжёлой, но весьма прибыльной.
Здесь ещё нет никакой Береговой улицы (она появится в 60-е годы XIX века), а есть только угрюмый портовый пейзаж с бесконечными баржами, складами, железнодорожными рельсами и охотящимися на морячков непутёвыми девками. Здесь же недалеко вместе с улицей появятся и всем известные Парамоновские склады, на которых будет работать будущий пролетарский писатель Лёша Пешков.
Не редкостью были и пожары, а так как застройка была очень плотной, то они частенько перерастали в настоящие катастрофы. В связи с этим Городская Дума в 1873 году запретила деревянное строительство на Береговой улице, постановив все здания выполнять кирпичными и с железною крышей.
Неудачные попытки причесаться
Проекты обустройства лица города делались ещё в XIX веке. Ведь придание более благоприятного вида донской столице было особенно важно именно с этой стороны, так как гости города в массе своей прибывали тогда водным путём. Однако по разным причинам эти проекты реализованы так и не были. Лихолетье и потрясения первой половины XX века также не способствовали развитию рекреационной застройки Ростова.
По результатам Великой Отечественной войны Ростов-на-Дону был признан одним из наиболее пострадавших городов СССР. В феврале 1943, когда Красная армия освободила Дон, перед ней предстал разбитый город, который являл собой груды щебня. Разумеется, стратегически важное ростовское побережье Дона, не раз находившееся на линии фронта, пострадало больше всего остального…
Удачная попытка причесаться
Короче говоря, насладиться видами Дона, прогуливаясь по вымощенной улочке в окружении деревьев, фонарей и своих возлюбленных, ростовчане смогли только в 1949 году. Жители впервые со дня основания города получили доступ на левый берег. Этому предшествовало грандиозное восстановление. На волне послевоенного патриотического подъёма тысячи горожан обустраивали новую Набережную в свободное от работы время. Не обошлось и без помощи военнопленных, у которых тоже была своя волна, но другая – чепрачная и с острыми зубами…
…Несмотря на то, что в XXI веке наша с вами Береговая-Набережная больше не напоминает утопающий в грязи промышленный порт, связь времён чувствуется здесь повсюду. Ведь крыши у местных предпринимателей по-прежнему железные, да и непутёвых девок до сих пор можно найти, не утруждаясь (наверное, мы не знаем). На набережной больше не стало портовых кранов и складов, зато появились бульвары, цветники и множество малых архитектурных форм, напоминающих нам о страницах истории и погружающих в неповторимый донской колорит. С ними-то мы и предлагаем вам ближайшим образом познакомиться, ища ответы на вопросы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: