Досель страшились робки боты Предать себя речным водам, А ныне ополченны флоты С отвагой скачут по морям;
Кипящу бездну рассекают, Хребет царя морей нагнув, И, звучны своды вод давнув, Пучину славой наполняют.
Но кто виновник их побед? - Сей ботик, - их почтенный дед...
С.С.Бобров ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ СТОЛЕТИЯ ОТ ОСНОВАНИЯ ГРАДА СВ. Петра I МАИЯ 16 ДНЯ 1808
У нас уже есть тайник "Поиски "Ботика Петра" [MV/1651], но он посвящен другому ботику - боту "Фортуна". Я же предлагаю поискать ботик, известный как "дедушка русского флота" и "бот "Святой Николай". И создам я для этого два тайника, и будут они связаны общей темой, но спрятаны они будут в разных городах, и искать их можно будет независимо друг от друга. И будет первый тайник в Москве, и будет второй - в Санкт-Петербурге.
Самое начало этой истории покрыто тайной. Где, когда и кем был этот ботик построен - точно неизвестно. Предполагается, что ботик был построен в Англии примерно в 40-х годах XVII века и привезен в Москву через Архангельск для царя Михаила Федоровича. Как его использовал царь, и использовал ли вообще - неизвестно, известно только, что впоследствии ботик оказался в Измайлове, вотчине Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила. То, что ботик оказался именно там, кстати, совсем не удивительно, ибо Никита Иванович был человеком прогрессивным, как сейчас сказали бы - "продвинутым". Общественного мнения не боялся, с иноземцами общался, любил "немецкую музыку", одевался в "европейское", слуг своих одел в ливреи. По смерти Никиты Ивановича Измайлово перешло царю Алексею Михайловичу, а от него - его старшему сыну Федору Алексеевичу. Федор Алексеевич и сам в Измайлово часто наведывался, и брата своего, Петра Алексеевича, с собой брал. Что все это время происходило с ботиком - опять-таки, неизвестно. Скорее всего, лежал себе на берегу пруда в амбаре, накрытый рогожкой, да гнил потихоньку. Пока не попался на глаза Петру.
Вот как сам Петр описывает находку в своем предисловии к Морскому Регламенту: "Случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе, и гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил вышереченнаго Франца, что то за судно? Он сказал, что то бот Английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно. Потом я его паки спросил: естьли такой человек, который бы его починил и сей ход показал? Он сказал, что есть. То я с великою радостью cиe услыша, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал Голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей, для делания морских судов на Каспийское море; который оный бот починил и сделал машт и парусы, и на Яузе при мне, лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало. Потом, когда я часто то употреблял с ним, и бот не всегда хорошо ворочался, но 6oлее упирался в берега, я спросил: для чего так? Он сказал, что узка вода. Тогда я перевез его на Просяной пруд, но и там немного авантажу сыскал, а охота стала от часу более. Того для я стал проведывать, где 6oлее воды; то мне объявили Переславское озеро (яко наибольшее), куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился; а потом уже стал ее просить и явно, чтоб там двор и суды сделать."
Иными словами, шестнадцатилетний Петр, гуляя по Измайлову в мае 1688 года со своим учителем Францем Тиммерманом, наткнулся в одном из амбаров на льняном дворе старую лодку. Тиммерман узнал в ней английский бот и объяснил Петру, что такие боты могут ходить под парусом не только по ветру, но и против (лавировать), чему Петр сильно удивился. Поскольку ботик требовал ремонта, Тиммерман нашел голландца Карстена Брандта, который отремонтировал бот, поставил мачту и паруса (гафельный грот, кливер и стаксель). Ботик спустили на воду на Яузе около "потешного" городка Пресбурга, и Карстен Брандт показал Петру, как ботик ходит в лавировку. Однако, что легко получилось у опытного моряка Брандта, плохо вышло у неопытного Петра, ботик то и дело упирался в берег. На вопрос - а это почему такое? - Брандт политично ответил, что, дескать, узковато тут ("пол здесь кривой"). Тогда Петр перевез ботик обратно в Измайлово, где и ходил на нем под парусом на Просяном пруду. Но и тут - маловато, понимаешь! - показалось Петру тесно, захотелось большего. Ему порекомендовали Переславское озеро (Плещеево). Петр туда и отправился, сказавши матери, что в Троицкую Лавру на богомолье едет. Понравилось Петру Плещеево озеро, и он решил учинить там верфь. Перевез туда мастеров (в т.ч. и Карстена Бранта), и...
Ну, что было дальше - тот, кто нашел тайник "Поиски "Ботика Петра" [MV/1651], тот и так знает, а кто не нашел, тот сам и виноват!
Итак, Петр, проплавав на ботике две-три недели (примерно с середины мая по начало июня 1688 года), переезжает на Плещеево озеро, а ботик остается в Измайлове двадцать с хвостиком лет, до 1701 года, когда Петр дает указание перевезти его в Кремль. Туда его и перевозят и устанавливают под навес около Успенского собора. И там он стоит еще двадцать с хвостиком лет, до января 1722 года. И вот только отсюда начинается более-менее известная жизнь нашего ботика. И хотя нет у него еще маленьких салютных пушечек и не называют его "дедушкой русского флота", но при праздновании Ништадского мирного договора в масленицу 1722 года наш ботик стоит на специально для него изготовленном постаменте, расписанном известным художником Иваном Зарудным. Не менее 50 судов, сделанных из досок, были поставлены на полозья, снабжены мачтами, парусами, пушками и в назначенный день потянулись по улицам Москвы. На самом большом из них находился сам Петр I, одетый в матросское платье. Постамент с росписью Зарудного не сохранился, но о нем можно судить по гравюре Ивана Зубова, сделанной в 1722 году. На имеются изображения ботика с тумбой (с двух сторон), надписи, рассказывающие о значении ботика в истории образования русского флота, а также краткое изложение записки Петра из предисловия к Морскому Регламенту.
В 1722-м или самом начале 1723 г. корабельный подмастерье Ф.П.Пальчиков по распоряжению Петра проводит второй (после Карстена Брандта) ремонт ботика. Сохранилась записка Пальчикова Петру с уточняющими вопросами и ответами Петра - "это делать, это не делать, а это делать, но не ставить, приеду - сам разберусь".
После этого Петр перевозит ботик в Санкт-Петербург. В 1723 году, 29 января, гвардии сержант Коренев получил следующий высочайший указ: "Ехать тебе с ботиком и весть до Шлиссельбурга на ямских подводах и будучи в дороге смотреть прилежно, чтоб его не испортить, понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять, и где есть выбоены спускать потихоньку". "Також нигде по городам и по деревням во дворы и улицах его не ставить для опасения от пожаров, а где позовет случай с оным остановиться, то ставить его вне городов и деревень на полях далее от строениев и ставить к нему часовых, для чего дается тебе капрал и 12 человек солдат. А приехав в Шлисселбург, объявить оный коменданту, чтоб его поставить в городе на площади против церкви и велел бы его накрыть и ему сержанту с капралом и с солдатами остаться до указу в Шлиссельбурге при том ботике и беречь от всяких случаев".
Подорожная Кореневу, данная вместе с указом, заключала следующее: "Отправлен от нас гвардии нашей сержант Коренев с ботиком в Шлиссельбург, и при том ботике капрал с 12 человек солдат и 2 матроса. Того для от Москвы до Твери, до Новгорода и до Шлиссельбурга везде по городам и по ямам, под помянутый ботик и обретающимся при нем людям, давать по 16 подвод без всякаго задержания, имая на оные прогонные деньги по указу, а ежели в пути потребны будут какия путевые припасы, или где мост сделать и то все управителям тех мест, где что потребно будет, исправлять без всякаго медления и отговорки".
От того же числа шлиссельбургскому коменданту дан высочайший указ: "Послан от нас от гвардии сержант Коренев в Шлиссельбург с ботиком старинным и когда он тот ботик в Шлиссельбург привезет, тогда поставив его в городе на площади против церкви как возможно далеко от деревянных строений, дабы от пожару безопасно было, и вели оный накрыть, и смотри прилежно, чтобы тот ботик чем не был поврежден"
Теперь посмотрим на сам ботик, каким он (вероятно) был при плаваниях по Яузе и Просяному пруду.
Ботик деревянный, "длина его 19 фут 9 дюймов, ширина 6 фут 5 дюймов, высота от киля до верха 2 фута 8 дюймов. Высота мачты 21 фут и флагштока 8 фут 9 дюймов". Корма транцевая, как было принято делать на английских судах того времени (в отличие от голландских, с острой "вельботной" кормой). корпус от степса мачты до ахтерштевня имеет каплеобразную в плане, плоскую часть днища, при очень низкой высоте киля, всего в 63,5 мм. Шпангоуты – дубовые, рубленые. Между основными поставлены дополнительные укороченные шпангоуты, идущие от киля до половины высоты борта. Все ветви шпангоутов лежат на киле и сверху покрыты связующим их кильсоном, борта помимо планширя, укреплены бархоутом, положенным прямо на шпангоуты. Обшит стесанными к оконечностям хвойными досками толщиной 28,6 мм. Пять банок. Четыре штыревых уключины (шкармы). Интересной особенностью является их расположение - шкармы расположены на планшире ботитка не симметрично, одна напротив другой, а в шахматном порядке. Вероятно, это было сделано для того, чтобы на одно весло могли садиться два гребца - ботик довольно тяжел (масса корпуса 78 пудов 22 фунта) - не мешая при этом друг другу. А вот один гребец грести двумя веслами не может, расположение шкарм не позволяет. Для хождения под парусами по бортам были установлены два навесных шверца. Днище ботика обтянуто медными пропаянными листами.
Итак, ботик отправился из Москвы в Санкт-Петербург. Впереди его ждут почести, слава, гордое имя "дедушки русского флота", участие во флотских торжествах, периоды полного забвения и периоды повышенного интереса, несколько реставраций, поездка в Москву на Политехническую выставку, эвакуация в Ульяновск во время Великой Отечественной и даже путешествие в Нью-Йорк (нет-нет, не своим ходом!).
А мы пока посмотрим - откуда это все начиналось.
Источники информации:
Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого // 1858 Веселаго Ф,Ф. Дедушка русского флота. 1688-1832 // 1871 Ларионов А.Л. Ботик Петра I, // 1976
Заинтересовавшимся историей этого кораблика рекомендую сайт http://www.peters1boat.ru - проект Александра Бойцова Ботик Петра I "Св.Николай"
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: