В 18 км от Дорогобужа сохранился довольно интересный комплекс усадебных построек. Это Алексино - родовое гнездо дворян Барышниковых. Выходцы из купеческого сословия, Барышниковы известны с конца XVII века. Уже тогда Сидор Алексеевич Барышников владел заводом с лошадьми и собственным домом в Вязьме. Его сын, Иван Сидорович (1725-1784) приумножил отцовское состояние, занимаясь поставками продовольствия в армию, торговлей хлебом и откупами, и в 1768 году был пожалован Екатериной II чином титулярного советника. Вскоре он стал коллежским асессором и получил потомственное дворянство. Его сын унаследовал каменный дом в Петербурге, более 500 000 рублей, около 5000 крепостных и имения в Смоленской, Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерниях. Иван Иванович был хорошо образован, интересовался немецкой культурой, вступил в масонское общество. В 1784 ду он вышел в отставку, продал дом в Петербурге, ликвидировал все дела и покинул столицу. Оставшуюся часть жизни И.И.Барышников провел в двух своих дорогобужских владениях: Алексине и Николо-Погорелом. В последнем Иван Иванович даже хотел создать город, был построен большой усадебный дом и мавзолей-усыпальница Барышниковых (по проекту М.Казакова). Город в Николо-Погорелом "открыт не был", да и остальные памятнтки утрачены во время Великой Отечественной войны. От грандиозных затей И.И.Барышникова осталось лишь Алексино. Первоначально здесь планировались только хозяйственные постройки и парк. Схему парка в 1782 году составил Матвей Федорович Казаков. В 1790 году по проекту того же архитектора в Алексине возведены здание бумажной фабрики и целый комплекс амбаров, складов и контор ( многие сохранились). Самой эффектной постройкой стал конный двор или так называемая "андреевская крепость". В 1792 году было завершено и строительство церкви Михаила Архангела (тоже по проекту М.Ф.Казакова). Главный дом начал сооружаться чуть позднее, в 1818 году. Строился он одним из известнейших архитекторов того времени - Д.Жилярди. Одновременно по его же проекту был разбит новый парк с каскадом прудов. Тогда же возведены флигеля и музыкальный павильон. На этом обустройство усадьбы в основном закончилось. В40 лет Иван Иванович Барышников женился на шестнадцатилетней московской барышне Елизавете Ивановне Яковлевой. У них родилось 13 детей, из которых в живых осталось два сына и пять дочерей. Старший сын умер в 1829 году, дочери повыходили замуж, и единственным наследником Алексина стал А.И. Барышников (1802-1864). Избрав карьеру военного, он дослужился до адъютанта главнокомандующего 2 армии генерал-фельдмаршала графа П.Х.Витгенштейна. В 1834 году Андрей Иванович вышел в отставку в чине полковника. Много путешествуя за границей, он продолжал пополнять коллекцию художественных произведений, собранную отцом в Николо-Погорелом и Алексине. Его сын Сергей в свою очередь тоже был не чужд искусству и в 1860-х годах открыл свое ателье - художественную мастерскую в Мюнхене. Две дочери Сергея Андреевича, Мария и Христина, продолжили собирательскую, хранительскую и просветительскую деятельность отца. Христина организовала художественную вышивальную мастерскую в Алексине; изделия мастерской хорошо продавались даже за границей. Вышивки мастерской Барышниковой были представлены на Всероссийской кустарной выставке в 1912-1913 годах. После революции жизнь в Алексине сильно изменилась, сестры пытались сохранить уникальные коллекции и архивные материалы. Разорение помещичьих усадеб приняло массовый характер.В 1919 оду в целях сохранения в Москву были вывезены полотна Рафаэля, Ротари, Левицкого, Тропинина, Брюллова. В 1920-е годы сестры Барышниковы передали в Москву еще более 20 картин русских и западноевропейских художников. В 1927 году ценнейший архив семьи Барышниковых поступил в Смоленский областной архив, после чего следы последних представителей этого рода теряются. Судьба Алексина типична для усадьбы такого масштаба. В 1920 году здесь был открыт музей усадебного быта, одно время директором музея был М.М.Пришвин. Одновременно в усадьбе размещался конный завод № 16 им. Буденного. Алексино пострадало во время Великой Отечественной войны, продолжает разрушаться и сейчас. Большинство построек используется местными жителями, поддерживающими их хоть как-то в рабочам состоянии. Красота парка, прудов и самих архитектурных памятников несколько смазывается типичной развазней бывшего совхоза и расположением усадебных построек фактически среди деревни. И все же - это великолепный пример крупного архитектурно-паркового ансамбля зрелого классицизма с некоторыми элементами романтизма. К сожалению, все здесь постепенно приходит в упадок, и нет надежды на возрождение.
В центре усадьбы Алексино - каскад прудов. По их берегам разбросаны почти все постройки: дом-дворец, музыкальный павильон, "андреевская крепость", амбары, конторы... Самой выразительной постройкой Алексина мы бы сочли так называемую "андреевскую крепость", бывшую когда-то конным двором. Она возведена в конце 1780-х - начале 1790-х крепостным архитектором Барышниковых - Дмитрием Поляковым. Он помагал М.Ф.Казакову вести строительные работы в усадьбе, попутно учась у известного архитектора. Сейчас "крепостные" сооружения используются под жилье и хозяйственные нужды. Покривившаяся вывеска свидетельствует о том, что был тут и стройцех. А на одной из жилых башен аисты выводят теперь своих птенцов. Недалеко отсюда, на берегу соседнего пруда, сохранились остатки амбаров, складов и контор, выстроенные в 1790-х годах М.Ф.Казаковым одновременно с бумажной фабрикой. Чуть ранее, по некоторым сведениям, в 1770-х - 1780-х годах появились два симметричных жилых флигеля. Один из них вполне хорошо выглядит, а второй - уже почти руина без крыши, окон и дверей. Каре парадного двора ограничивают не только эти флигели, но и симметричные, вытянутые вдоль двора служебные постройки начала ХIX века. Их вид не столь выразителен в архитектурном плане. Картину оживляют прогуливающиеся по курдонеру петух и куры. Основное сооружение ансамбля - дом-дворец, построенный в 1818-1824 годах по проекту и под наблюдением Д.Жилярди. Парадный вход с чугунным литьем и сейчас производит внушительное впечатление. Вид со стороны прудов дает полное представление о былом великолепии постройки Жилярди. Сооружение внушительное, возможно, даже излишне помпезное.Это придает даже некоторую комичность, в особенности на фоне нынешнего состояния усадьбы. Внутреннее убранство дворца, богатейшие коллекции живописи и скульптуры поражали современников. Все это сохранялось, пока в усадьбе был музей, а потом... На берегу, прямо перед главным домом, одновременно с ним, был построен музыкальный павильон (архитектор Д.Поляков). Сам павильон довольно симпатичен, но расположен крайне неудачно. Если пойти от главного дома прямо по главной аллее, издалека видна церковь Михаила Архангела (архитектор М.Ф.Казаков; церковь будет справа рядом с дорогой при подъезде через село к усадьбе). Ее строительство было завершено в 1792 году. Над барельефами, украшавними храм, работал выдающийся скульптор Ф.И.Шубин. Недалеко от казаковской постройки в середине XIX века возведена церковь Андрея Стратилата, пример позднего классицизма. Это была последняя по времени постойка в Алексине.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: