Село Епишево — одно из старинных сел в Рославльском районе. Украшением его является каменная церковь Николая Чудотворца. До второй половины XVIII в. село называлось Вороница, а затем князь Платон Дмитриевич Друцкий-Соколинский переименовал его в Епишево. Князьям Друцким-Соколинским с давних времен принадлежало местечко Епифан Тульской губернии и ближайшие от него селения, в числе которых было Епишево (недалеко от города Тулы). Князь Платон в приданое от жены получил Вороницу и другие деревни, входящие в состав прихода этого села. Затем князь переселился сюда и первез часть крестьян из Епишева. Как воспоминание о родине переселенных крестьян Платон Дмитриевич переименовал Вороницу в Епишево. Существующему каменному храму предшествовали два деревянных. Первый из них сгорел при пожаре. В народе сохранилось предание, что перед пожаром на восточной стороне церкви, недалеко от селения Слепцово, многие видели сияние, напоминающее радугу. Когда пожар бушевал, явление исчезло. Церковь была охвачена огнем и сгорела.На месте сгоревшего храма был построен другой, также деревянный. Был он двухпрестольным: главный престол — в честь Святителя Николая и придельный — во имя мучеников Флора и Лавра. Новая церковь оказалась мала для прихода: в праздничные дни она не могла вместить даже 2/3 прихожан. Тогда священники Прохор Евсеевич Недосекин и Александр Григорьевич Дюков решили возводить новую, уже каменную церковь. Крестьяне жертвовали на благое дело хлеб, холст и т. д., местные помещики — деньги и церковные вещи. Кроме того, священники проводили сборы среди верующих в Рославле, Москве и Брянске.
К 1800 г. церковь была закончена и освящена. В 1829 г. к ней была пристроена красивая каменная колокольня. В 1882 г. храм, имеющий трещины на стенах придела, снова был переложен и расширен по бокам. Отсюда — довольно необычная форма церкви, где придел шире чем центральная часть.
Данная церковь является редким памятником архитектуры. Имеет форму креста. Это своеобразный храм типа восьмерик на четверике. Построен он в стиле раннего классицизма. Четверик с равной по высоте, но более узкой пятигранной алтарной апсидой увенчан крупным световым восьмериком. Граненый купол прорезан по странам света люкарнами. Декор фасада во многом близок к барокко — карнизы, щиты над окнами, прямоугольные ниши, квадратные наличники с фронтонами над узкими люкарнами. Особенно нарядны портики четверика. Крыша на храме была железной, кресты на главах позолоченными. На трехъярусной колокольне висели восемь колоколов. Один — весом в сто пудов второй — весом в пятьдесят пудов; третий — весом в пятнадцать пудов (найден случайно на болоте Черная грязь). Остальные колокола были небольшими. Не каждая звонница Рославля имела такой набор колоколов, как в Епишеве.
Богата была церковь в своем убранстве и церковном имуществе. Имелось несколько особо чтимых икон, обладающих чудом исцеления. В дореволюционной литературе, посвященной Епишевской церкви, самой интересной и знаменитой иконой Никольского храма указывается икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Вот одно из сохранившихся описаний этого образа: «В здешней церкви замечательна икона Божьей Матери, писанная на доске, древнего Византийского стиля, совершенно сохранившаяся и отличающаяся живостью лика и яркостью красок. На обороте ее следующая надпись: «Оный образ Божьей Матери взят из Арчакова Минихом в 1737 году, взят и внесен в комнаты Анны Иоанновны, а взят в полон Мамаем, и находился (?) до взятия из Арчакова, а из комнат внесен на погребение Императрицы Анны в 1739 г., декабря 20 дня». Икона эта пожертвована в Епишевскую церковь бывшей помещицей Небольсиной, но как и от кого перешла к ней, о том сведений нет, а наследники ее, бедные дворяне, ничего о том не знают». Куда пропали иконы Епишевской церкви после ее закрытия, неизвестно. Возможно, они утрачены или хранятся сейчас у местных жителей.
При Епишевской церкви имелся книжный склад, в котором действовала библиотека. Крестьяне бесплатно пользовались книгами исторического, религиозно-нравственного характера, по естествознанию, хозяйственного и бытового направлений. В 1898 г. священник Иоанн Розов получил разрешение проводить публичные народные чтения в здании волостного училища. Темы бесед были в основном религиозно-нравственного, исторического и этнографического содержания. Среди наглядных средств обучения использовались картины и «волшебный фонарь». В начале XX в. в Епишеве было открыто земское двухклассное училище, одно из лучших в губернии. Село Епишево с 1861 по 1924 гг. являлось центром одноименной волости, позже входило в состав Пригорьевской и Сещенской волостей, с 1929 г. являлось центром одноименного сельсовета. Никольская церковь была закрыта в 1937 г., однако во время Великой Отечественной войны действовала. Вторично упразднена во время хрущевских гонений, после смерти в 1958 г. местного священника. В 1974 г. храм был взят на охрану государством.
Вот такое «вчера» у Епишевской церкви. Сегодня она охраняется только аистом, свившим гнездо на месте креста. Да еще, быть может, едва проступающими ликами на осыпающихся фресках.
Но у этих мест есть еще и «позавчера». На окраине села протекает маленькая речка – Черный Пет. По обеим ее берегам расположены два древних земляных сооружения. Одно – трапециевидной формы, можно найти прямо за церковью, последний сельский двор располагается у его подножья. Высота холма – 20 метров, ширина в основании – 40 метров, длина – 60 метров. Взобравшись на него (лучше, конечно, обойти чужие огороды), можно хорошо рассмотреть вторую насыпь (на другом берегу речки). Она больше и напоминает по форме ступенчатую пирамиду. Угол наклона боковых граней – примерно 45 градусов.
Более пятидесяти лет назад в эти края приезжала группа археологов во главе со знаменитым смоленским историком, профессором Евгением Шмидтом. Ученые провели археологическую разведку. Вот цитата из отчета экспедиции: "При раскопках Епишевского городища, помимо костей животных и расколотых камней, на глубине 150 см обнаружены остатки лепной слабопрофилированной керамики, генетически не связанной с гончарной керамикой древнерусского времени". Сейчас эти находки хранятся в архивах Смоленского музея-заповедника. Вот что рассказывает профессор Шмидт про эти места: "Некогда эту местность населяли дославянские днепро-двинские племена. Ступенчатый холм (на той стороне речки) относится к древнерусскому времени: 11-12 веку. А ровный, что ближе к деревне, - более древнее сооружение: около 1000 лет до нашей эры. Это время раннего железного века". Чтобы защитить себя от завоевателей, племена строили городища и обносили их частоколом. Причем забор строился не вокруг холма, а спиралевидно. "Насыпь состоит из "ступеней,причем ступени расположены не вокруг городища, а огибают его спиралью. На этих возвышенностях строились тоги - деревянные заборы. Спиральный частокол давал возможность воинам поселения вести обстрел врага, зажатого между стенами деревянной крепости. Разумеется, в том случае, если нападавшие прорывались через первые, внешние ворота".
Пирамидальное ступенчатое сооружение на другом берегу реки, по мнению профессора Шмидта, носило оккультный характер. "На вершине кургана, возможно, располагалось выложенное из камней святилище Перуна, Стрибога или других славянских богов. В этом месте культурный слой больше одного метра глубиной. Это очень много. Если мы возьмем срез почвы, скажем, Смутного времени, он будет не больше 20 см. В таких глубоких пластах земли не сохраняется даже керамика. Единственным исключением могут быть кости в золе от костра. Зола имеет особое свойство, которое сохраняет органические остатки".
Если будет желание, то советуем взобраться на курган, который находится непосредственно за домом около церкви. Только чтобы попасть на него следует обойти территорию домов (лучше с правой стороны). Координаты вершины N 53° 43.800' E 33° 06.156'. Открывается великолепный вид. За речкой хорошо виден ступенчатый курган.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: