Иван Андреевич Пчелин – купец I гильдии, один из самых богатых людей Марийского края, родился в 1723 году в Царевококшайске. Иван Андреевич был представителем третьего поколения знаменитого купеческого рода Пчелиных. Личность его овеяна тайнами и легендами. Поговаривали, что он знается с нечистой силой и занимается колдовством. Другие прозвали его Ванькой-разбойником и списывали на его счёт грабежи на Казанской дороге. По словам марийского краеведа Кима Васина, «...Иван Пчелин не гнушался скупать краденое, а порой и сам занимался открытым разбоем. За городом, за рекой Студенкой, у него имелся в потайном месте дом, в котором было пристанище для разбойников, грабивших торговые караваны на дороге из Казани в Вятку. Пчелин покрывал разбойников, а они делили с ним добычу».
Между тем Иван Пчелин был крупным торговцем и промышленником. В начале основным производством было винокуренное дело, заложенное отцом Андреем Ивановичем. В 1766 году на реке Малая Кокшага была построена одна из первых вододействующих лесопильных мануфактур в крае, а к концу века у Ивана Андреевича имелось 8 лесопилен. В торговле наибольшие объёмы давал хмель, который он поставлял в Москву и другие города страны, в особенности на Ирбитскую ярмарку. Был также основал кожевенный завод, юфть вывозилась за границу через Санкт-Петербург и Оренбург.
Занимая должность бургомистра Царевококшайска, Пчелин имел неограниченную власть в уезде. Вот что писал в начале ХХ века этнограф Валентин Мошков: «Много рассказов про жизнь этого человека сохранилось в памяти мещан и окрестных крестьян. Рассказывают, между прочим, что все окрестные черемисы были у Ваньки в руках: никто из них не осмелился бы везти на продажу произведений своего сельского хозяйства ни к кому, кроме Ваньки. Ванька всё это скупал и потом перепродавал в другие города. Из товаров, которыми он таким образом спекулировал, предание почему-то указывает на мёд и рогожи.
Каким же способом достигал Пчелин такого согласия с черемисами? В ответ на это рассказывают, что раз в год в праздник Вознесенья он устраивал торжественный пир для всех окрестных черемис. На дворе его расставлялись столы, ставились бочки с вином и пивом и калачи – «приходи, ешь и пей, сколько твоей душеньке угодно». Угощенья эти были так роскошны, и слава о них так далеко гремела по всей округе, что ещё и до сих пор все окрестные черемисы день Вознесенья Господня называют не иначе, как «Ванькин праздник».
После отмены запрета на каменное строительство в российской провинции, Пчелин создаёт в уезде кирпичное производство и начинает строительство первого каменного дома в городе. Да какого! Огромного по площади, со стенами метровой толщины, глубокими подвалами, тремя лестницами, которые «съедали» значительную часть внутреннего объёма. Почти лишённый декора, дом имел по-настоящему дворцовый вид. Он привлекал внимание простотой и строгостью форм, отсутствием лишних деталей, необычным сочетанием больших и малых арочных окон, придающих ему особую красоту.
Дом Пчелина сохранился до наших дней и до сих пор хранит немало тайн. Наиболее загадочным является устройство потолка в верхнем этаже дома: там комнаты, соответствующие малым окнам на переднем фасаде, имеют над собою низкие своды, а комнаты с высокими окнами имеют и своды высокие. Между тем, если подняться на чердак, под крышу здания, то потолок представляется оттуда совершенно плоским и ровным, что заставляет предполагать, что над комнатами с низкими сводами довольно обширные пустые пространства. Входа в эти пространства нигде нет, и никто не проникал туда. По преданию, там были устроены секретные комнаты, в которых, по словам одних, хранились и хранятся сокровища, а, по словам других, Ванька и его потомки были какими-то сектантами, и в тайных помещениях над потолками совершались какие-то моления. Кроме того, в стенах нижнего этажа в двух местах наблюдаются невысокие ниши, идущие в глубину приблизительно до половины их толщины. Сверху они опять заканчиваются полукруглым сводом. Назначение их непонятно, кроме догадок, что это могут быть заделанные двери в подполье.
Из дома, по словам легенды, шло множество подземных ходов. Во-первых, в подземные подвалы, лежавшие под домом или под его двором, во-вторых, под колокольню соседней Вознесенской церкви, в-третьих, на мельницу под дном Кокшаги, в-четвертых, к сосняку, к кожевенным заводам и в-пятых, в одно место, находящееся в 34 верстах от города между рекой Кундыш и деревней Потапкино.
В наше время накопилось множество свидетельств очевидцев, которые в разные годы наталкивались на подземные ходы. Один милиционер в послереволюционные годы дошёл даже до какой-то железной двери с огромным замком. Но из-за недостатка воздуха и постоянно гаснущего факела ему пришлось вернуться. В 1996 году местными археологами во главе с В.С.Патрушевым на территории бывшего Воскресенского собора в Ленинском саду обнаружили подземный тоннель-канал, выложенный из кирпича и ведущий в сторону Троицкой церкви. Предположительно, судя по конструкции, это водоносный канал. Да и перемещаться там можно было только ползком.
По воспоминаниям бывшего заместителя директора Республиканского музея по научной работе Бориса Бабушкина, в 1957 году на улице Карла Маркса произошёл провал почвы. Спустившись вниз, научные работники наткнулись на подземный ход. Он был высотой около 1,2-1,5 метра, прямоугольной формы и свод был деревянный (явно не водоносный канал, а пеший ход). Они прошли по нему метров пять – дальше побоялись, деревянное перекрытие давно прогнило. В другую сторону, в направлении дома Пчелина, ход был такой же прямоугольный, но выложен кирпичом на неизвестном растворе. Однако, сверху поступил приказ срочно засыпать провал. Говорят, что этим домом занимались даже спецслужбы. Как-то при очередном ремонте в фундаменте обнаружили скелет девочки. Предположительно пятилетнего ребенка замуровали в кладку живьём – сектанты считали, что это гарантирует дому крепость, хозяевам здоровье, богатство и славу...
И.А.Пчелин умер в 1792 году, а род «именитого гражданина» прекратил существование в 1830 году. Сыновья, Ефрем и Сила, не оставили после себя наследников. В 1825 году дом был продан Царевококшайскому земству за 15 тыс. рублей ассигнациями. В начале ХIХ века в нём было открыто городское училище. Горожане, хотя и гордились домом, и любовались его стройной красотой, всё-таки избегали ходить мимо, особенно в ночное время. Среди жителей города ходили многочисленные слухи и легенды о привидениях в доме Пчелина.
Рассказывали, что один ученик городского училища был посажен в карцер на всю ночь, и вот, когда все в доме улеглись спать, он ясно услышал, что в соседних классах, где было совершенно пусто, кто-то бегал, танцевал, хохотал и чем-то кидал в его дверь. Другой ученик упал с лестницы, неогороженной перилами, и расшибся насмерть. Рассказывают, что он пошёл зачем-то в класс ночью, и так испугался какого-то виденья, что свалился с лестницы, устройство которой было хорошо ему известно. Однажды один учитель читал в своей комнате, когда какая-то неведомая сила подхватила его вместе со стулом и перенесла в другой конец коридора. Кроме того, разным лицам показывалась в этом доме черемиска в белой одежде с верёвкой на шее, которая сидела здесь под арестом по приговору земского суда и удавилась. Иные видели катающийся золотой шар и слышали, как кто-то в пустых комнатах колол сахар...
После революции в доме Пчелина размещались различные учреждения. В годы войны в здании находился эвакуированный из Одессы завод торгового машиностроения. Сейчас дом принадлежит Йошкар-Олинской Епархии и является памятником архитектуры федерального значения.
Сохранилась также Вознесенская церковь, построенная на средства и старанием купца в 1756 году. Это была вторая каменная церковь в Царевококшайске. С домом Пчелина она соединялась крытой галереей. Главной святыней храма считалось небольшое резное на камне изображение с одной стороны Николая Чудотворца, а с другой – святого великомученика Георгия Победоносца. По преданию, эта икона величиной не более вершка была найдена в Яранском уезде Вятской губернии и принесена Иваном Андреевичем в новый храм сначала на время, а потом так и осталась навсегда. Этот небольшой образок был особо почитаемой иконой. Его носили вместе с иконой Вознесения Господня во время крестных ходов.
В 1765 году на средства Ивана Андреевича в селе Цибикнур был построен ещё один храм в честь Спаса Нерукотворного. Спасская церковь тоже была каменной, с колокольней и тремя престолами. Церковь закрыли 15 октября 1932 года, здание было передано мебельной промартели. После войны церковь снесли, а кирпич пошёл на строительство фундамента Цибикнурской больницы.
В 30-е годы ХХ века Вознесенский храм продолжал действовать и уже не вмещал всех желающих, ибо другие церкви Йошкар-Олы были закрыты. В 1937 году закрыли и Вознесенскую церковь. С ноября 1940 года в здании размещался пивзавод. Вознесенский храм лишился колокольни, каменной ограды с воротами, галереи. Снесли барабан с главой. Погибли настенные росписи... В 1992 году здание было передано Церкви. В 1995 году на Пасху состоялось первое богослужение в возрождённом Вознесенском соборе. Главный престол освещён в честь Вознесения Господня, приделы – во имя Казанской иконы Божией Матери и в честь Воздвижения Креста Господня.
В начале 90-х годов в Йошкар-Оле не было ни одного действующего храма. На время реставрации Вознесенского собора одноэтажное каменное здание, построенное в XVIII веке также Иваном Пчелиным и принадлежавшее его усадьбе, переделали в небольшую церковь. Был достроен деревянный второй этаж с наружной лестницей, установили главу и пристроили столпообразную шатровую колокольню. Главный престол был освещён в 1991 году в честь Воскресения Христова, приставной – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 25 июля 1993 года Воскресенский храм встречал Патриарха Алексия II в связи с образованием Йошкар-Олинской и Марийской епархии, которая стала сотой в составе Русской православной церкви.
Также можно посетить. В городе сохранились ещё два дома, принадлежавшие представителям рода Пчелиных. Здание постройки 1750-х годов было двухэтажным. В советское время его значительно перестроили – это жёлтый трёхэтажный дом напротив Вознесенского собора (ул.Красноармейская, 6). В конце XIX – начале XX века здесь располагалось Царевококшайское уездное казначейство, сейчас находится Федеральная кадастровая палата РМЭ. Свободного доступа в здание нет (режимный объект), но при входе можно увидеть старинный сводчатый потолок.
На ул.Набережной, 28 находится дом Пчелиной Анны Петровны, вдовы мещанина Н.А.Пчелина. Анна Петровна построила кирпичный дом в 1916 году вместо сгоревшего деревянного. Часть дома занимала семья Пчелиных (у Анны Петровны было пятеро детей), а остальные комнаты сдавались в наём. В 1917 году дом был реквизирован, на нижнем этаже располагалась продовольственная управа. В 1921 году здание отошло конторе Госбанка, а Пчелиных расселили. Позже дом перешёл в жилой фонд. Один из сыновей, Виктор Николаевич, жил в родительском доме со своей семьёй, в которой было шестеро детей. В.Н.Пчелин был врачом и проработал в детской больнице до 1953 года.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: