По всей России строятся и восстанавливаются храмы. И в крупных городах, и в небольших поселках, и в деревнях, - сотни церквей оживают после десятилетий запустения или строятся заново. В конце двадцатого века началась новая эпоха христианства на Руси – эпоха возрождения. Где-то средства на работы выделяет Русская Православная Церковь, где-то собирают прихожане, где-то находятся спонсоры… Но как же много храмов уже никогда не будет восстановлено! Одни были просто стерты с лица земли в эпоху безверия, другие - сперва разрушены людьми, а затем и временем. Сотни храмов в отдаленных селах ныне заброшены и не имеют шансов вновь ожить – если некогда их окружали сотни дворов, то теперь десятки или даже единицы. Вымирает русская деревня, и не до церквей нынче – самим бы продержаться… Тем радостнее и удивительнее возрождение храмов, которые, казалось, не имели никаких шансов вновь стать действующими. Удивительный пример – работы по восстановлению храма Воскресения Христова в селе Мартюшино Фировского района Тверской области.
Этот храм был построен более 150 лет тому назад – в 1855 году. Храм большой, основательный, его архитектура не вполне привычна москвичу – а вот со своими валдайскими собратьями он определенно имеет что-то общее. Чтобы убедиться в этом, посетите также храмы в Короцко и в Русских Новиках, к каждому из которых приурочен геокешерский тайник. В храме было два иконостаса и два придела – Казанской и Иверской Божьей Матери. Необычная, даже загадочная деталь – согласно легенде из храма Вознесения Христова шел подземный ход. Он заканчивался в доме священника, через дорогу. Так что батюшка покадал церковь после службы, запирая ее изнутри, а затем уходя под землей. Когда начались работы по восстозданию храма, ход не был найден, да его и не искали. Однако массивные петли для замка изнутри храма говорят о том, что легенда могла иметь под собой реальные основания. Храм действовал вплоть до 1939 года, а затем и сюда, в глушь на границе Тверской и Новгородской областей, добрались воинствующие атеисты. Храм был закрыт, а священник, в миру Александр Дмитриевич Смирнов, расстрелян. Стреляли и по росписям храма, били стекла. Так закончилась первая эпоха в жизни храма и началась вторая – эпоха запустения.
В советское время храм пытались использовать в хозяйстве - здесь был склад, спортзал для школы и даже загон для скота. В годы войны была частично разобрана железная крыша – якобы на нужды военного аэродрома. Однако листы железа канули бесследно, так и не попав на по назначению. Позже местные пытались добыть кирпич, разбивая углы храма, но их этой затеи толком ничего не вышло – отдельные кирпичи из старинной кладки вынуть невозможно. Год за годом храм ветшал, кровля частично обрушилась, а на сохранившейся ее части выросли деревья. Под куполом свили гнезда ласточки, из пустых окон выглядывали коровьи морды. В семидесятых годах внезапно рухнула маковка - ничто не предвещало, а вот взяла и рухнула… Даже памятник местным жителям, погибшим в Отечественной войне, был сделан из одной из ступеней входа в церковь. Надо было откуда-то взять гранит – так тракторист долго не думал, а просто выдернул ступеньку. И казалось, что эта уже ничто не способно изменить судьбу храма… Но, к счастью, жизнь рассудила иначе. Его воссоздание началось 4 июля 2005 года, - это точная дата начала третьей эпохи в жизни храма Воскресения Христова.
Думается, что считанные единицы российских церквей восстанавливаются так – усилиями горстки энтузиастов, которые не имеют прямого отношения к Церкви, да и не живут даже в селе Мартюшино. Все работы ведутся силами москвичей, привыкших из года в год отдыхать на Шлино - большом, красивом озере, расположенном в полутора километрах от Мартюшино. Здесь нужно сделать небольшое отступление. В 1972 году на Шлино впервые прошел выездной походный лагерь Московского Городского Пионерского Штаба. Руководителем ГПШ в то время был Виктор Викторович Озява – один из самых талантливых педагогов-организаторов Москвы конца двадцатого века. С тех пор каждое лето сюда на несколько недель выезжают десятки ребят как вместе с самим Вик Викычем, так и под руководством его бывших воспитанников. Среди них и обычные школьники, и спортсмены, и пионеры-активисты. Да, именно так – пионерская организация по-прежнему жива, хотя и не похожа на ту, которая существовала в советское время. Но вернемся к храму Вознесения Христова – именно Вик Викыч и стал инициатором его воссоздания. Делать добрые дела – это его образ жизни, а что может быть добрее и благороднее восстановления церкви, которая, казалось, уже обречена на медленное разрушение? За год с небольшим с начала восстановления храма и до момента закладки тайника энтузиастам удалось сделать не так-то много – если сравнивать с общим объемом работы. Но и не так мало. «Летняя» церковь – наименее разрушенная часть храма – очищена от мусора, ее окна застеклены, частично восстановлена кровля, покрашены решетки и вход в храм. Забетонирована алтарная часть, начала работа по устройству отмостки и восстановлению ступеней к храму. Сделано еще немало мелочей – и все же в общем объеме работы это пока лишь капля. Как ни удивительно, но местные жители пока не помогают восстановлению церкви, хотя и относятся одобрительно. Есть тому простое объяснение – те, кто еще остался жить в Мартюшино, фактически ведут натуральное хояйство и просто не могут летом тратить время на что-то, кроме насущных сезонных работ. В июле 2006 года в праздник Казанской Божьей матери в храме состоялась служба – ее вел отец Александр, священник церкви в селе Жабнах. На этот праздник местные жители принесли икону Казанской, - ту самую которая некогда была установлена в храме. Оказывается, когда храм закрывали, многие унесли иконы домой, спрятали. Даст Бог, многие из них после окончания работ вновь займут свое место в храме. В тот же день москвичи устроили для жителей Мартюшино и окрестных деревень концерт, после которого собирали пожертвования на восстановления храма. Было собрано… 14 тысяч рублей – и половину из них внесли сами москвичи. Красноречивый показатель того, в какой бедности живут сельчане, ведь равнодушных среди них нет, и свою посильную лепту внесли большинство пришедших. И все же работы движутся – вскоре будет сделан пол в «летней» церкви, окончательно залатана крыша, забетонирована отмостка. И главная движущая сила – сам Вик Викыч, работающий в храме каждый летний день, независимо от того, найдутся помощники или нет. А они находятся – только за июнь-июль 2006 в воссоздании храма участвовало более 100 москвичей, в основном ребят школьного возраста. Но сколько лет займет реконструкция, замешанная на голом энтузиазме, без реальной поддержки со стороны как церковных, так и светских властей? Вопрос без ответа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: