Шу (Чу) — город областного подчинения в Шуском районе Жамбылской области Казахстана. До 1993 года — город Чу, 4 мая 1993 года Постановлением Президиума Верховного Совета Казахстана транскрипция названия города Чу на русском языке была изменена на Шу. Расположен на левом берегу реки Чу, в 265 км к северо-востоку от Тараза.
Экономика
Крупная узловая железнодорожная станция на линии Алма-Ата — Тараз (участок Турксиба); здесь с ней соединяется линия, идущая на север, к Астане и Петропавловску.
Заводы: тепловозоремонтный завод — градообразующее предприятие, ремонтно-механический (в настоящее время не работает), сахарный (в настоящее время разрушен и не функционирует) и молочный (в настоящее время не работает).
Вот такую скромную информацию о городе можно обнаружить на сайте ru.wikipedia.org
Однако проезжая транзитом через город я обнаружил несколько интересных объектов (ну и конечно сфотографировал их с возможностью создания виртуального тайника). А затем уже дома, копаясь глубже на просторах интернета и найдя интересные статьи, я решил сделать здесь пошаговый виртуальный тайник.
Маршрут будет пролегать по направлению юг-север, т.е. если ехать от Тараза к Балхашу. Но вы можете собирать точки в любом порядке.
Итак, на въезде в город (координаты в заголовке) нас встречает наверное самая главная достопримечательность Шу - паровоз.
«Я так хочу поехать в Шу!». Эту присказку знают все жамбылские ребятишки. Почему поехать, а не пойти пешком, или, скажем, поскакать на лошади? Да потому что Шу – это город железнодорожников. И именно поэтому символом города стал паровоз, водруженный на постамент. Кстати, город моложе памятника-раритета. Ему всего полвека, зато району уже 80 лет – как и паровозу-памятнику.Теперь у въезда в Шуский район поставлены новые арки, и украсил стоящий на постаменте паровоз – как символ города, который прославился своими железнодорожниками. Из 110 тысяч жителей Шуского района 70% – работники железной дороги. Здесь проходит железнодорожный узел, являющийся одним из самых крупных в республике. Заместитель начальника Жамбылского отделения железной дороги Серик Каликов вспоминает: – Паровоз практически ровесник города: он был выпущен в 1931 году. Он до сих пор в рабочем состоянии и находится на балансе локомотивного депо Шу. А рельсы под ним и вовсе демидовские! И шпалы старинные поставили, хотя сейчас у нас уже давно такие не используются. Старожилы вспоминают, что раньше на этом месте была большая яма. Сюда было завезено около 800 «КамАЗов» земли, чтобы поднять курган. АО «НК «КТЖ» был выделен паровоз. Его отправили на тепловозоремонтный завод, подлатали, затем подняли краном и установили на временную дорогу. Вес паровоза без тендера – 91 тонна, тендер весит 37 тонн, итого – 128 тонн. Будущий монумент шел в Шу своим ходом в течение недели под прикрытием двух тепловозов. От железной дороги до места установки памятника было проложено 200 метров временной железной дороги. Напомним, что Шу – узловая станция южного региона страны. Грузы отсюда идут в Россию, Кыргызстан, Петропавловск и в Алматы с выходом на станцию Дружба в Китае. Здесь также сосредоточены главные казахстанские предприятия железной дороги. Один из них – Шуский локомотиворемонтный завод, рабочие которого проводили ремонт и реставрацию паровоза, ставшего монументом. В данный момент на заводе работают 1250 человек. Средний возраст работников – от 30 до 50 лет. Функционирует восемнадцать специализированных цехов. Здесь проводят капитальный ремонт всего оборудования, которое имеется на локомотивах, электродвигателей, вспомогательного оборудования. Впервые в Казахстане на заводе был освоен капитальный ремонт главных генераторов, а раньше их отправляли на ремонт только в Украину. Раньше при ремонте тепловоза казахстанского содержания было около 5-10%, а сейчас – 60-70%. Здесь паровозу сменили всю обшивку. Была полностью восстановлена и кабина машиниста. Представители завода ездили в Астану и Бишкек, где установлены аналогичные монументы, чтобы поднабраться опыта, а затем в течение трех месяцев провести восстановительные работы. Так пишет о памятнике Лариса Шилина на сайте еженедельника gazetaturan.com
Подробный фотоотчет о постройке этого памятника можно посмотреть в этой ссылке chu.forum.com.kz
А мы движемся далее. В центре города расположен парк Женис (координаты N 43° 36.706' E 73° 44.560'). На входе в парк установлен впечатляющий памятник герою великой отечественной войны Саттару Естемесову. Саттар Естемесов - сержант, командир отделения пулеметной роты стрелкового полка, на фронте с 1942года. За подвиги, совершенные в августе и сентябре 1943 года, был удостоен звания Герой Советского Союза. Более подробно о нем можно почитать в статье начальник отдела научно-информационной работы Центрального государственного архива РК Г.Каратаевой t-ryskulov.zhambyl.kz
Также в парке, рядом с памятником есть камень с надписью о том, что тут будет сооружен обелиск павшим в боях ВОВ.
Памятник Толе Би фактически расположен уже не совсем в Шу, а в прилегающем ауле Толе би (каз. Төле би, до 1992 г. — Новотроицкое). Толе би является центром Шуского района Жамбылской области Казахстана и расположен в нескольких километра к северу от Шу. Однако когда я ехал на машине, то даже и не заметил что закончился один населенный пункт и начался другой, все показалось единым.
Так вот на кольце, при развилке в Толе би (координаты N 43° 39.156' E 73° 45.449') и установлен памятник казахскому общественному деятелю, бию Старшего жуза, оратору и поэту Толе би Алибекулы.
Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая. Мудрость и находчивость Толе би были признаны ещё при жизни. В отношении к Толе би говорили: «У благой мысли есть источник, у ее автора — духовный отец Майкы», имея в виду, что он впитал в себя дух Майкы би. Толе би признавали и считали опорой для ханов, отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей. Толе би является одним из соавторов свода законов Тауке-хана «Жеты Жаргы» вместе с Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз). После «лет великого бедствия» авторитет Толе би поднялся благодаря его призыву к народу взяться за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет». После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет — c 1743 по 1749 годы. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят «Священная ласточка» (Карлыгаш бий). Похоронен в Ташкенте в мавзолее Карлыгаш бия. Информация взята с сайта ru.wikipedia.org
Если у вас появятся какие-либо вопросы по туризму в Шу, то можете прпробовать получить ответ на них на городском форуме chu.forum.com.kz Например здесь есть интересный фотоотчет (оцифрованный) о сплаве 30-летней давности по реке Чу.
Вообще в городе можно обнаружить и другие достопримечательности, например железнодорожный вокзал (координаты N 43° 36.083' E 73° 45.619'), мемориал погибшим в ВОВ возле больницы. Также здесь можно увидеть огромный элеватор и заброшенные заводы. А еще вы можете посмотреть фильм Шу-Чу, рассказывающий о том, почему в конце XX века туда стремились пацаны со всего СССР, а потом и из СНГ. Но это уже совсем другая история.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: