На рассвете 15 августа 1942 года ударные группировки 6-й немецкой армии нанесли неожиданные удары по центру и левому флангу 4-й танковой армии Сталинградского фронта, пришедшей на помощь 62-й армии, оборонявшей малую излучину Дона. После двухдневных ожесточенных боев на семидесяти километровом участке, от хутора Малый Набатов до станицы Сиротинской, вражеские войска вышли к Дону и в двух местах – у хутора Нижний Герасимов – захватили плацдармы на восточном берегу, всего в 55 километрах от Сталинграда. Попытки ликвидировать плацдармы фашистов ослабленными в предыдущих боях частями 62-й и 4-й танковой армий успеха не принесли. Тем временем у хутора Нижний Акатов, поспешно достроив захваченный свайный деревянный мост, гитлеровцы начали переправлять через Дон танки. К исходу 18 августа враг захватил хутора Верхний и Нижний Гниловские, под ударом оказались хутора Вертячий, Паньшино, станица Качалинская и железнодорожная линия Сталинград – Москва. Командир находившейся в районе станции Котлубань в резерве Сталинградского фронта 214-й стрелковой дивизии генерал Бирюков, получил приказ: поднять по тревоге дивизию и форсированным маршем выдвинуть в район Паньшино, где совместными действиями с 39-й гвардейской и 98-й стрелковой дивизиями уничтожить прорвавшегося противника. За шесть дней, с 26 по 31 июля, полк потерял половину экипажей. 7 августа 1942 юго-западнее Сталинграда, в районе разъезда «74-й километр», погиб, повторив, подвиг Гастелло, командир 622 ШАП майор Владимир Васильевич Землянский. Тридцатишестилетний москвич, выпускник Качинской авиашколы, кавалер ордена Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года В. В. Землянскому было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Из журнала боевых действий 622-го штурмового авиационного полка: «…19.08.42 года. Штурмовка и уничтожение переправы через реку Дон у хутора Нижний Акатова Не вернулись с боевого задания, сгорели над целью: Пресняков, Сатин, Иванов, Авчинников, Кислицын…». Короткая, торопливая запись. В последний момент, видимо, от экипажей истребителей сопровождения, в штабе полка узнали подробности гибели Преснякова, записав их на обороте штабных документов. Из ответа Центрального архива Министерства обороны СССР: «По архивным документам установлено, что командир звена 622 штурмового авиационного полка ст. лейтенант Пресняков Михаил Алексеевич – 19 августа 1942 года в районе переправы через реку Дон, селение Ниж. Акатово, совершил наземный таран, повторив подвиг капитана Гастелло. Михаил Пресняков повторил подвиг своего командира через двенадцать дней, не дожив три месяца до дня своего двадцати трехлетия. Из центрального архива Министерства обороны СССР: «На ваш запрос сообщаем, что летчик 688 штурмового авиационного полка лейтенант Богачев Иван Семенович, выполняя задачу по уничтожению переправы через р. Дон в районе Нижний Акатов, был подбит истребительной авиацией противника. На горящем самолете Богачев предусмотрительно врезался в переправу и, разрушив ее, выполнил боевое задание. О его, последнем боевом, вылете нам рассказал в своем письме бывший механик ИЛ-2 688-го ШАП Алексей Гаврилович Твердохлебов: «В тот августовский день 1942 года был выделен самолет, который обслуживал я. Утром подвесили под плоскости две бомбы по 250 килограммов. С такими бомбами очень редко вылетали на боевые задания. Часов в одиннадцать привезла полуторка летчика. Им был Иван Богачев. Я доложил, что к полету самолет готов. Он сел в кабину, завел двигатель, опробовал, а я лежал на плоскости, держась за ствол пушки. Так мы подрулили с ним на взлетную полосу. Всегда так механики сопровождали летчиков до взлета. Прощания не было. Да и в голове у меня не было, чтобы Иван не вернулся. Самолет долго бежал по полосе. Тяжело оторвался. Позже истребители рассказали, что Иван врезался в немецкую переправу через Дон. Своей жизнью он уничтожил мост и переправлявшихся фашистов с их танками. Позже я узнал, для чего вешали такого калибра бомбы. Ведь это было особое задание: любой ценой уничтожить…» Восстановить уничтоженный мост фашистам не дали наступавшие при поддержке авиации батальоны 214-й стрелковой дивизии. Именно в эти дни они вышли на подступы к высоте 56,8 и получили возможность артиллерийским огнем контролировать район Нижне-акатовской переправы. Фронт в этом месте стабилизировался и сохранил позиции до победных дней ноября 1942 года. В ходе Сталинградской битвы, более двенадцати экипажей советских самолётов повторили подвиг Гастелло. Но лишь в одном месте, в течение четырёх дней, такой подвиг был совершён дважды. 22 августа 1987 года на территории бывшего хутора Нижний Акатов, в четырёх километрах южнее станицы Трёхостровской, калачёвские и суровикинские следопыты, члены группы «Поиск» при Волгоградской секции совета ветеранов 8 воздушной армии, установили памятный знак. Закреплённые на нём таблички сообщают: « Здесь 19 августа 1942 года, направив горящий Ил-2 на скопление танков врага погиб, командир звена 622 ШАП, 228 ШАД 8 ВА старший лейтенант Пресняков Михаил Алексеевич(1919 – 1942), 22 августа 1942 года, таранив на горящем Ил-2 мостовую переправу фашистов, погиб командир звена 688 ШАП, 228 ШАД 8 ВА лейтенант Богачёв Иван Семёнович (1918-1942)». Памятник, установленный поисковиками, это фрагмент крыла самолета найден на берегу реки, предположительно от самолета, таранившего фашистскую переправу. К нашему стыду, сейчас памятник уничтожен вандалами-сборщиками цветмета. На месте остались лишь камни да ветхий деревянный крест.
Использованы материалы с сайта http://perevoloka.hop.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: