В двух километрах от станции Мариенбург есть мемориал, братская могила советских летчиков. В центре композиции — могила Героя Советского Союза летчика-истребителя А. Н. Сторожакова. Памятник установлен рядом с местом его гибели. На мемориальных досках, установленных вокруг могилы Сторожакова, увековечено еще 9 человек.
Сторожаков Алексей Николаевич родился 12 февраля 1917 года в селе Кагальник, ныне Азовского района Ростовской области, в семье крестьянина. Окончил 5 классов, школу ФЗУ. В Красной Армии с 1935 года. Окончил Сталинградскую военную школу пилотов.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов в составе 26-го ИАП в должности старшего адьютанта эскадрильи. Награждён орденом Красного Знамени.
С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Летал на И-16 и МиГ-3.
К середине августа 1941 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Ленинградский фронт) старший лейтенант А. Н. Сторожаков совершил 152 боевых вылета, провёл 25 воздушных боёв, сбил лично 8 и в составе группы 3 самолёта противника (по другим данным 6 и 6 самолетов).
Погиб 10 сентября 1941 года при выполнении очередного боевого задания.
16 января 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды).
На месте гибели и захоронения Героя установлен мемориал. Здесь же похоронены: экипаж 58 авиаполка (ст. лейтенант Холодов В.Б., штурман Болотов Б.Н., стрелок Онучин М.П.), погибший в 1941 г., экипаж 110 гв. минноторпедного полка (гв. капиатан Овсянников Л.А., гв. ст. лейтенант Пронин В.Ф., гв. старшина Швалев И.П., гв. сержант Рязанцев В.И.), погибший 1 сентября 1942 г. в р-не дер. Черново, летчик 27 ИАП гв. мл. лейтенант Иржевский В.Ф., погибший в 1944 г. в р-не ст. Слудицы и штурман 85 бомбардировочного полка майор Смус С.Ф., принимавший участие в боях за освобождение гатчинского района и скончавшийся в госпитале в 1945 г.
* * *
Алексей Сторожаков родился в семье кузнеца 12 февраля 1917 года в селе Кагальник Азовского района. Ему было 7 лет, когда он сам пошёл и записался в школу. Туда же привёл и старшего брата. В 1927 году семья Сторожаковых переезжает в Ростов. Алексей поступает учеником набойщика на фабрику им. Микояна. Но тянуло мальчишку к самолётам. Записался в авиаклуб и ходил за несколько километров от дома на занятия. Позже, по рекомендации предприятия, городской организации ОСОАВИАХИМ был направлен на учёбу в Гатчинскую лётную школу. В виде исключения (ему не было 18 лет) был принят в неё. После окончания служил в Ленинградском военном округе. В 1939 году участвовал в боевых действиях против белофиннов (по некоторым источникам, даже сбил 2 самолёта). Высокое мастерство и мужество лётчика было отмечено орденом Красного Знамени.
Алексей Сторожаков стал одним из самых известных пилотов 154-го истребительного авиаполка в начальный период Великой Отечественной войны. В те, самые тяжёлые месяцы, газета "Сталинский Сокол" очень часто писала об А. Н. Сторожакове, называя его "красным ассом".
Лётчики этого полка часто вылетали на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков. Они хорошо понимали важность надёжного прикрытия своих боевых друзей и защищали их от атак "Мессеров", не жалея собственной жизни. Именно так и действовал командир звена старший лейтенант Алексей Сторожаков. Прикрывая 6 июля 1941 года группу СБ тройка истребителей И-16, во главе со Сторожаковым, отразила нападение 9 вражеских истребителей, сбив при этом 5 из них. Когда Алексей Николаевич сопровождал бомбардировщиков, они чувствовали себя уверенно.
Был он известен ещё и тем, что однажды взял в плен 2-х вражеских пилотов. Заранее предвижу, что читатели скажут: "Лётчикам доступно многое, но чтобы брать противника в плен, это уж извините"... А между тем всё так и было.
- Наш Алексей всё может, - говорили в полку, - о нём даже в сводке Советского информбюро написано.
Действительно, в сводке за 13 августа 1941 года говорилось, что старший лейтенант Сторожаков за 45 дней войны уничтожил 8 вражеских самолётов.
Когда началась война, Алексею было 24 года. Но выглядел он старше. Коренастый, шея как у борца - крепкая, почти вровень с широкими скулами. Лицо на ветрах огрубело ( летал вначале на И-16 с открытой кабиной, потом пересел на МиГ-3 ). Даже оспинки на подбородке, казалось, выбиты ветром. С Алексеем всегда было легко. Если позволяла обстановка, лётчики собирались вокруг его кургузого "Ишачка".
Однажды, когда Сторожаков с Пилютовым ( а они часто летали вместе ) вернулись на аэродром и ведущий ушёл на командный пункт, Алексей сказал товарищам:
- Пока Пилютыч докладывает начальству по всей форме, я вам, ребята, расскажу, как мы только что с фрицами в кошки - мышки играли. Не верите? Тогда слушайте. Идём под самыми облаками. И вдруг видим, что-то мельтешит впереди. Пригляделись - 9 "Юнкерсов" и 8 "Мессеров". Идут плотно, не подступишься.
- Надо бы сразу в лоб, - вставил молодой лётчик.
- Спасибо, - кивнул ему Сторожаков. - Ты их в лоб, а они тебя по лбу...
Он чуть помолчал.
- Грешным делом и я так считал - в лоб, и никаких гвоздей. Или пан, или пропал. А Пилютыч рассудил по - другому. Качнул мне крылышками - и в облако. Я за ним. Когда фрицы подошли ближе, он вниз. Я не отстаю. И так мы ударили дуэтом в крайнего "Юнкерса", что он и очнуться не успел, - сразу вниз. Только выскочили из одной атаки - сразу во вторую. Со следующим такая же история. Но тут уж нас заметили. Пришлось быстренько ткнуться в облака. Так и ушли. Поиграли в кошки - мышки, 2 бомбардировщика сбили - и будь здоров.
Сторожаков завидовал пилютовской рассудительности, старался подражать ему. Но не всегда можно было полагаться на хитрость. Чаще приходилось идти напролом. И не кто иной, как Пилютов, хвалил своего молодого друга за решительность. Узнав, что Сторожаков во главе звена истребителей атаковал 9 "Мессеров", Пилютов, обычно невозмутимый, воскликнул: "Вот это молодчина !" А произошло это так.
Воздушный разведчик заметил в районе Порхова скопление немецких войск. Сомнений не было - накапливают резервы. Немедленно туда полетели наши бомбардировщики. Сопровождал их Сторожаков и с ним ещё 2 лётчика. Все понимали - звено истребителей не очень надёжная защита для бомбардировщиков. Тем более, что время, когда наши СБ (скоростные бомбардировщики) соответствовали своему названию, уже прошло. От "Мессеров" им не уйти. И сейчас наверняка немецкие истребители вертятся над тем местом, где скопились войска.
Действительно, в воздухе кружило 9 Ме-109. Они уже начали разворачиваться для удара по бомбардировщикам, как вдруг сами попали под огонь.
Когда самолёты приближаются со стороны солнца, разглядеть их очень трудно. Этим и воспользовался Сторожаков. Он так зашёл в атаку, чтобы немецкие лётчики, ослеплённые солнечными лучами, не сразу увидели звено советских истребителей.
Внезапность удара лишила врагов инициативы, что уже само по себе очень важно. С первой же атаки 2 "Мессера" загорелись. Ошеломлённые этим немцы не успели прийти в себя, как на них обрушились новые удары.
Сторожаков бил врагов, не давая им опомниться. Только это могло помочь 3-м советским лётчикам одолеть 9 врагов. Правда, уже после первой атаки их стало только 7. Ещё несколько стремительных ударов - и осталось лишь 4 "Мессера". А вместе с численным превосходством немцы потеряли и уверенность. Об атаках они уже не помышляли.
Воспользовавшись этим, экипажи СБ отбомбились как на полигоне - спокойно, по всем правилам. Они были уже далеко от цели, когда их догнало звено Сторожакова. Убедившись, что 4 оставшихся Ме-109 не собираются преследовать бомбардировщиков, Алексей вышел из боя.
Через 12 дней после этого Сторожакову случилось одному драться в районе своего аэродрома с 4 немецкими истребителями. Машина Алексея была повреждена, из пробитого бака лился бензин. Рискуя остаться без горючего и упасть, Сторожаков всё-таки продолжал драться, не давая противнику приблизиться к аэродрому.
А с пленными получилось вот как. Сторожаков вылетел вдогонку за воздушным разведчиком врага "Хеншель-126". Настиг, атаковал. С немецкого самолёта ответили огнём. Сторожакова ранило. Правда, легко. Но от разведчика он не ушёл, подбил его. Однако тот ещё мог лететь. Чтобы отвязаться от советского истребителя, немец круто пошёл вниз, - над самой землёй ему легче было скрыться. Сторожаков за ним. "Оседлал" врага и прижимал его к земле всё ниже и ниже. Снова набрать высоту разведчик уже не мог. Над ним, угрожая тараном, "висел" истребитель. Сторожаков хотел заставить разведчика сесть на наш аэродром. Немец не подчинился. Он приземлился на первой подвернувшейся ровной площадке. Всё - таки оставалась надежда скрыться.
Прибавив скорость, Сторожаков уже через несколько минут был на аэродроме. Выскочив из кабины, он попросил автомашину. Наспех объяснил, что километрах в 12 от них опустился вражеский самолёт.
Поляну, на которой сел немецкий разведчик, Сторожаков нашёл быстро. Машина была на месте, но экипаж исчез. Конечно, лётчик и штурман направились к линии фронта. Сторожаков приказал сопровождавшим его техникам поскорее снять с вражеского самолёта фотоаппарат. Проявив пленку, можно было узнать, чем интересуются немцы, какие объекты они снимали. Забрав аппарат, Сторожаков и его товарищи снова бросились в погоню.
Немцев удалось обнаружить в нескольких километрах от места их вынужденной посадки. Вероятно, они сразу догадались, что догнавший их лётчик - это тот самый ас, с которым пришлось недавно встретиться в воздухе. Во всяком случае, без лишних слов они подняли руки.
Когда решался вопрос о награждении Алексея Николаевича Сторожакова "Золотой Звездой", наряду с другими его боевыми подвигами несомненно учли и этот. В конце концов, не так часто бывает, чтобы лётчик взял в плен лётчиков.
После курсов повышения квалификации его назначили заместителем командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка.
Эти боевые данные из короткой фронтовой жизни отважного лётчика - истребителя Алексея Николаевича Сторожакова взяты из документов Архива Министерства обороны СССР. Там же хранится представление на звание Героя Советского Союза, составленное 22 августа 1941 года командованием 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия ) и чуть позже подписанное командующим Ленинградским фронтом генерал - лейтенантом М. С. Хозиным и членом Военного совета фронта секретарем ЦК ВКП(б) А. А. Ждановым. В наградном листе сказано:
"Заместитель командира эскадрильи 154-го авиаполка старший лейтенант Сторожаков Алексей Николаевич имеет 152 боевых вылета, из них: на штурмовку аэродромов и наземных войск противника - 20, на глубокую разведку в тыл противника - 18, на сопровождение бомбардировщиков - 37, на перехват воздушного противника - 21 боевой вылет. Лично сбил 8 самолётов противника разных типов и в группе - 3 самолёта (уже после написания данного документа Сторожаков успел одержать ещё 2 групповые победы). Воздушные бои проводил в большинстве с превосходящими силами противника.
Так, например, 6 июля 1941 года звено старшего лейтенанта Сторожакова, выполняя задачу по сопровождению самолётов "СБ" в район Порхова, на пути встретило 9 самолётов "Ме-109". Товарищ Сторожаков своим звеном навязал и воздушный бой. В результате смелого натиска под его руководством 2 самолёта сбил сам и 3 самолёта сбили лётчики его звена. Все самолёты "СБ", которые сопровождались звеном Сторожакова, благополучно вернулись на свой аэродром.
18 июля 1941 года Сторожаков встретил и вступил в бой один против 4-х вражеских самолётов "Ме-110". В результате сбил один самолёт, но был подбит и самолёт Сторожакова - перебита тяга управления и пробит бензобак. Но несмотря на это, он благополучно посадил самолёт на свой аэродром.
27 июля 1941 года разведчик противника типа "Хеншель-126" производил разведку и корректировку артогня в районе Леги. Старший лейтенант Сторожаков получил приказ сбить разведчика. Выполняя этот приказ, он проявил исключительное мастерство ведения воздушного боя с тихоходным, маневренным самолётом противника на своём истребителе "МиГ-3". На малой высоте противник под прикрытием пытался выйти из боя. Сторожаков заходит несколько раз на таран, и меткими пулемётными очередями заставил фашистского стервятника врезаться в землю. В воздушном бою осколками разрывных пуль противника наш храбрый лётчик был легко ранен. Но несмотря на это, после окончания воздушного боя, посадив свой самолёт на площадку, где приземлились лётчики сбитого самолёта, лично захватил 2-х фашистских лётчиков, снял ценный фотоаппарат, приборы, пулемёты и другое оборудование и сдал всё наземным частям, а сам благополучно вернулся на свой аэродром.
За презрение к смерти, за доблесть, отвагу и геройство, проявленные в боях, достоин звания Героя Советского Союза".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года А. Н. Сторожакову за героические подвиги, совершенные при выполнении боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками, было присвоено звание Героя Советского Союза. Но... уже посмертно.
В книге потерь 29-го Гвардейского ИАП ( бывший 154-й ИАП ) значится: "Заместитель командира эскадрильи, он же штурман, Герой Советского Союза старший лейтенант Сторожаков Алексей Николаевич при сопровождении самолётов СБ на Красное Село Ленинграда погиб в воздушном бою против германского фашизма на территории, занятой врагом 11 сентября 1941 года. Место погребения не установлено".
Одно время считали, что Сторожаков направил свой горящий самолёт на грузовой состав противника на станции Мга. Но это оказалось не так...
...Красное Село. Гатчинский аэродром. Для опытного следопыта Михаила Маркова этого было достаточно, чтобы приступить к поиску. В 1982 году в Мариенбургском лесу он нашёл самолёт МиГ-3 с останками летчика. Прах человека Михаил Алексеевич предал земле, а двигатель, пулемёт, пропеллер доставил на своё подворье. Со временем образовался у него там музей под открытым небом: останки других наших самолётов, обнаруженные им в окрестностях Гатчины, оседали здесь. Одновременно в разные уголки страны шли письма, в которых Марков просил помощи в установлении имён лётчиков. 30 лет спустя этот человек вернул родным Алексея Сторожакова ( это его прах он захоронил после войны ). Версия о гибели лётчика такова: самолёт был повреждён в бою (об этом свидетельствуют многочисленные следы от пуль на обшивке) и лётчик израсходовал весь боезапас и горючее (поэтому машина не взорвалась при ударе об землю, двигатель же сместился в кабину пилота и сделал его своим пленником). Рухнул он, видимо, на обратном пути в свою часть.
М. А. Маркова разыскали краеведы Кагальницкой средней школы и у сотрудников Азовского краеведческого музея появилась возможность побывать у этого человека и получить в дар то, что осталось от сторожаковского "МиГа"...
Вскоре на месте гибели Героя уже стоял обелиск с красной звездой и краткой надписью. Затем исполком Гатчинского райсовета принял решение о благоустройстве могилы А. Н. Сторожакова и сооружении памятника. По инициативе районного отделения ВООПИК проект памятника был заказан известному ленинградскому архитектору А. Д. Левенкову.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: