Город, где зародилась русская государственность, колыбель республиканских традиций, средневековый центр торговли и ремёсел - всё это Великий Новгород. Ни один город России не сохранил такого множества памятников культуры Всемирного наследия, включённых в реестр ЮНЕСКО. Более трёх десятков объектов и комплексов Великого Новгорода перечисляется в данном реестре. Некоторые из них уже имеют свои тайники. Многие - ещё нет. Этот тайник - второй из серии призванной закрыть существующие пробелы. Существующие тайники объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Великом Новгороде: Ярославово Дворище Церковь Николы на Липне Церковь Спаса на Нередице Остатки церкви Благовещения на Городище Перынский скит Юрьев монастырь Великий Новгород. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Часть 1.
Шаг 1. Церковь Дмитрия Солунского с колокольней Дмитрий Солунский - христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Диоклетиана. Первое упоминание этой церкви датируется 1261 годом, летопись сообщает, что она была уничтожена пожаром. Каменная церковь была построена в 1381-1382 годах, но, по сообщению летописи, "за мало дней рассыпася" и заново отстроена в 1383 году. В 1462 году она была разрушена и возобновлена на старой основе. В XV веке в церкви имелось два престола — в честь Дмитрия Солунского и престол Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Позднее добавляется еще два: на хорах — в честь Бориса и Глеба, а в 1810 году — западный, в честь Нила Столобенского. Отличительная черта церкви - богатая декорировка в кирпиче в средних частях южного и восточного фасадов. По своим основным архитектурным приёмам она не отличается от церквей XIV - XV веков. В 20 м к югу от церкви расположена колокольня. Точных данных о её постройке не имеется. Дореволюционные авторы относят её появление к 1691 году, не указывая при этом источник сведений. Как показали исследования, колокольня сохранилась почти без перестроек. В прошлом её каменный шатёр (как и сегодня) был покрыт кованым железом, глава была обита белой жестью и увенчана позолоченным крестом. На ярусе звона висели 9 колоколов, самый массивный из которых был отлит в 1735 году и весил 76 пудов. Во второй половине XIX века к колокольне с трёх сторон были пристроены небольшие здания: с запада — каменный двухэтажный жилой дом, с востока — протяжённая одноэтажная деревянная постройка, и некая пристройка с южной стороны. При их сооружении был заложен дверной проём, ведущий на внутристенную лестницу колокольни. Взамен был пробит новый. Сегодня вход в колокольню находится с западной стороны. После Великой Отечественной войны из всех колокольных пристроек сохранилась (частично) лишь западная. Впоследствии она была снесена и сегодня колокольня представляет из себя отдельно стоящую постройку. Сама церковь во время войны получила относительно небольшие повреждения. Колокольня не пострадала. В июле 2012 года церковь была передана Новгородской епархии Московской Патриархии.
Шаг 2. Церковь Климента Римского на Иворове улице (N58°31.279 E031°17.375) Третья Новгородская летопись сообщает о постройке церкви Климента в 1153 году: «боголюбивый епископ Нифонт в В. Новгороде на Торговой стороне заложил церковь каменну святого Климента на Иворовой улице». В летописи отмечено, что церковь многократно страдала от пожаров. Под 1517 годом сообщается, что в лето этого года она падеся. Вскоре была восстановлена московским гостем (купцом) Василием Таракановым. Несмотря на его московское происхождение, церковь не отличается формами от традиционных новгородских церковных сооружений 14-15 веков. Это указывает на то, что московские заказчики подряжали на работы новгородские строительные артели. Единственную разницу можно обнаружить в том, что церковь Климента выстроена целиком из кирпича. После закрытия церковного прихода в 1930 годы, здание церкви Климента было приспособлено под склад и мастерские. Во время Великой Отечественной войны она получила относительно небольшие повреждения, наибольшее из которых была утрата купола и подкупольного свода. В хорошем состоянии сохранилась церковная колокольня, примыкавшая к зданию с западной стороны. Она была разрушена на кирпич в 1950-е годы. В настоящее время церковь закрыта и никак не используется.
Шаг 3. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице (N58°31.041 E031°17.730) Первая Новгородская летопись датирует создание храма 1374 годом. Храм был построен жителями Ильинской улицы в память новгородцев, павших во время неудачного военного похода на Торжок. Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года. В настоящее время икона "Знамение" находится в Софийском соборе. Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году. Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нем сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая ее часть погибла, однако то что сохранилось - единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью». Феофан Грек создал собственную, очень необычную, манеру письма. Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века, ярко проявившееся в Новгороде (церкви Успения на Волотове поле и Фёдора Стратилата на Ручью). Феофан не был его создателем (фрески Волотова — 1363 год -предшествуют ему), но пользуясь его приёмами, создал сильнейшие образы в православном искусстве. Роспись выполнена в сдержанных цветовых оттенках. Некоторые ее части практически монохромны. Вопрос о сохранности первоначальных цветов живописи в этом храме (а также в церкви Фёдора Стратилата на Ручью) является спорным в науке. Сложилось мнение о утрате первоначальной многоцветности вследствие воздействия пожаров, терзавших древнерусские города. Например, фрагменты росписи, открытые в нижних, раскопанных исследователями, частях алтаря отличаются более яркими и разнообразными цветами. Однако, ряд специалистов придерживается противоположного мнения, что современный цвет фресок близок к авторскому. Хотя фрески и понесли некоторые цветовые утраты, их лаконичный колорит является авторским замыслом. Подобный приём встречается и в некоторых других памятниках византийского искусства, в особенности экспрессивного стиля. В 1831 году на западном фасаде церкви над главным входом из-под опавшей штукатурки раскрылась фреска с образом Богоматери Одигитрии. Возникшее её почитание, отмеченное строительством придела в честь Смоленской иконы Богоматери (Смоленская икона относится к иконографическому типу Одигитрии и исторически носит такое название), было вызвано прекращением эпидемии холеры, вскоре прекратившейся после открытия изображения. Фреска сохраняется на фасаде и в настоящее время. На южном фасаде, в его восточном прясле, находится изображение Богоматери «Знамение». Оно могло быть создано около 1700 года, когда расписывался соседний Знаменский собор. Возможно, роспись сделана на месте древнейшей фрески.
Шаг 4. Знаменский собор с комплексом построек Знаменский собор находится напротив церкви Спаса Преображения. Собор выделяется своим «неновгородским» обликом. Его архитектура более характерна для Москвы и Поволжья. Заложен он был в 1682 году на месте разобранного храма XIV века — церкви Знамения Божией Матери, в которой хранилась икона Божией Матери "Знамение". Инициатором и организатором постройки храма для хранения в нем заветной святыни Новгорода выступил митрополит Корнилий. Собор сооружался на средства Дома Святой Софии. В каменных работах принимали участие московские стрельцы. Плотницкие работы выполнили две артели новгородских плотников. Собор освятили в 1688 году. В 1669 году храм горел, после чего был отремонтирован. В 1699 году в главном алтаре и приделах были установлены иконостасы. Их резные рамы были исполнены в технике сквозной («флемованной») резьбы. В 1702 году был создан ансамбль стенных росписей. Для росписи наняли артель костромских иконописцев. Собор неоднократно перестраивался и до некоторой степени утратил свои первоначальные формы. Большие повреждения храм получил в годы Великой Отечественной войны. Немецкие войска использовали его как казармы. Резные рамы иконостасов, по видимому, были сожжены. Большая часть икон вывезена и судьба их неизвестна.
Шаг 5. Церковь Апостола Филиппа и Николая Чудотворца (N58°30.930 E031°17.597) Первая каменная церковь была выстроена здесь в 1383-1384 гг. посадниками Родиславом Даниловичем, Устином и Филиппом. Однако, в 16 веке церковь была заново перестроена. Первоначально это были две самостоятельные приходские церкви, построенные на одном основании. С северной стороны к церкви Филиппа примыкала Никольская церковь. Филипповская предназначалась для боярских семей Новгорода, а Никольская - для жителей близлежащих деревень. После чумы 1607 г. приходы объединили и служили в храмах по очереди. В 18 веке производится капитальная перестройка - Никольская церковь становится двухэтажной и преобразуется в придел. Одновременно возводится колокольня, которая примыкает к северо-западному углу Николаевского придела. В начале XX века северный Никольский придел прекратил свое существование. Воссоздание Никольского придела Филипповской церкви - один из подвигов приснопамятного митрополита Новгородского и Ленинградского (как он поминался в Новгородской епархии) Никодима (Ротова; 1929-1978). Проект был разработан в Новгороде в 1969 г., но Москва наложила запрет на расширение действующего храма, и митрополит почти 10 лет добивался отмены этого постановления. Только после подписания СССР Хельсинкских соглашений дело сдвинулось с мертвой точки - в 1977 г. строительные работы начались. Но до их окончания митрополит Никодим не дожил - воссозданный храм был освящен через 3 месяца после его кончины. Это единственное в Новгороде архитектурное сооружение типа "сдвоенные" церкви, история которого уходит вглубь веков. В этом храме хранится очень почитаемая икона Целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной - именно к ней приходят новгородцы молить о здоровье своих близких. В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. После долгих проволочек власти разрешили хранить этот бесценный для верующих экспонат в церкви Св. Филиппа. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии, сейчас рака стоит над тем местом, где когда-то был захоронен епископ.
Шаг 6. Церковь Михаила Архангела с церковью Благовещения и колокольней (N58°30.977 E031°17.130) Церковь Михаила Архангела построена в 1300-1302 г.г. Выстроенное на месте деревянной церкви 12-го века "средь Торгу", здание неоднократно перестраивалось. От постройки 14-15 веков сохранилась кладка нижних частей стен, верхняя часть относится к 19-му веку. Северная галерея сооружена в 16-ом веке. Восстановлена в 1958-60 гг. Церковь Михаила Архангела соединена переходом с церковью Благовещения. Церковь Благовещения на Витковом переулке построена в 1362 году и перестроена в 1466 году. Церковь двухэтажная, бесстолпная, с одной апсидой и одной главой. Центральный объём вытянут не как обычно по продольной оси, а с севера на юг. В 18 веке в связи с пожаром здания лишились своих покрытий и к началу 19 века представляли руины. В 19 веке закладывается центральная арка и рубится свод под колокольней. Переделываются окна и двери на втором этаже, вместо деревянного наката устроены своды. В колокольне были сделаны новые лестницы, полностью переделан карниз, площадки, перила. Оба храма сильно пострадали во время ВОВ, но были реставрированы. Сама церковь Михаила Архангела использовалась под склады. В настоящее время в ней располагается ряд коммерческих и муниципальных учреждений.
Шаг 7, факультативный, ибо доступ на территорию, увы, закрыт. Осмотр доступен из-за забора.
Церковь Петра и Павла на Славне (N58°30.657 E031°17.522)
Церковь Петра и Павла на Славне построена в 1367 году новгородцем Лазутой рядом с существовавшим тогда Немецким двором. Прибавка в имени "на Славне" пошло от названия южной части Торговой стороны, где находится здание, которая с древних времен известна как Славна или Славенский холм. Выстроена церковь взамен деревянной, неоднократно горевшей. В 16 веке церковь сильно пострадала от пожара. Из нижних арок уцелели только арки, отделяющие жертвенник от основного объема и арка, перекинутая с южной стены на юго-западный столб. Церковь восстановили, но она потеряла свой изначальный вид. В годы Великой Отечественной войны памятник был разрушен. Но в 1945-1955 гг. проведена реставрация церкви с воссозданием древних, ранее утраченных, архитектурных форм. Церковь - типичный образец новгородской архитектуры ХIV-XV вв.: квадратная в плане, одноглавая, одноапсидная, увенчанная шлемовидным куполом.Трёхлопастное покрытие стен делится на части широкими лопатками.На северном и южном фасадах хорошо сохранились порталы, по бокам которых - кельтские кресты-обереги. Храм не действующий и не музейный, осмотреть его можно только снаружи.
P.S. Это место было одним из наших любимейших в городе. Здесь разбит замечательный сиреневый сад. Находится живописнейшая старообрядческая церковь Ильи на Славне (к сожалению, она не входит в список объектов ЮНЕСКО). И само место дышит спокойствием и умиротворением. Но, увы, ничто не вечно, старообрядцы отгородились забором и повесили замки. На территорию теперь проход закрыт.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: