Село Адербиевка расположено в горной долине реки Адербы и, в настоящее время, относится к Дивноморскому сельскому округу муниципального образования город — курорт Геленджик Краснодарского края.
Поселение Адербиевка возникло в 70-х годах XIX века, на месте ранее существовавшей станицы Адербиевской Шапсугского берегового батальона, который базировался на побережье Черного моря в первые годы после окончания Кавказкой войны. После расформирования полка в 1870 г. статус населенного пункта изменился, став деревней, а затем активно заселяемым селом.
В начале XX века, во время бурного развития поселка, состоятельные жители на собранные средства в 1906 г. построили великолепную каменную церковь, посвященную Святому Николаю Чудотворцу, взамен утраченного первоначально деревянного храма, сгоревшего при ударе, попавшей в него молнии, в результате чего, на сходе сельчан, решено было построить новую церковь Святого Николая Чудотворца из камня.
Первый Отец-настоятель Дмитрий был грек, и вел службу на греческом языке. В этническом составе села начала XX века преобладали греки, которых было порядка 60 %, остальные 40 % составляли русские. И греки, и русские казаки, как глубоко православные люди, имея разную культуру и традиции, объединенные единой верой, единогласно решили возвести каменный храм.
В 1906г. в церкви Святого Николая Чудотворца состоялась первая божественная Литургия.
Храм в селе Адербиевка среди других сельских церквей, на тот момент, отличался красотой декоративного убранства, отделкой, росписью, внешним видом, техническим обеспечением. На территории, рядом со зданием церкви, была расположена церковно-приходская школа, в которой занимались с 1-го по 4 класс.
В Черноморской Епархии, выделенной из состава Сухумской в конце мая 1919г., по Богослужению, уставу, своей архитектуре храм являлся передовым для своего времени. В годы советской власти храм Святого Николая Чудотворца был фактически разрушен, и восстановление здания церкви в селе Адербиевка выполнялось на основании сохранившихся фотодокументов и рассказов очевидцев. По сведениям настоятеля храма Отца Алексея, архивные документы, относящиеся к строительству церкви Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка начала XX века, были безвозвратно утрачены в 1990-х гг. во время военных конфликтов в Абхазии. В 1885г. при разделении Кавказкой Епархии приходы Черноморского округа отошли образованной Сухумской Епархии, документы, относящиеся к Епархии, хранились в Абхазском Государственном архиве города Сухуми, который был уничтожен в грузино-абхазскую войну. Предположительно имя архитектора церкви Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка не сохранилось. Вероятно сооруженный храм, не имел аналогов в проектах других церковных зданий, но существуют «два родственника», немного раньше в 1894–1896гг. был построен храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Прасковеевка и, одновременно со строительством церкви в селе Адербиевка, в 1906 г. возвели храм Святого Николая Чудотворца в поселке Архипо — Осиповка.
По характеру технологии кладки стен и ее облицовки все церковные здания имели определенную идентичность друг с другом. По первоначальному виду фасадов храма Святого Николая Чудотворца в селе Архипо-Осиповка и церкви Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка начала XX века, возможно, предположить, что возведением трех культовых сооружений занимались одни и те же рабочие-строители, под авторским надзором одного архитектора. Храмы имели отличие в архитектурном силуэте внешней формы зданий и, в настоящее время, храм Святого Николая Чудотворца в селе Архипо-Осиповка восстановлен с использованием красного кирпича в значительной мере. Церковь Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка начали восстанавливать в 1997г., когда храм, запечатленный на старинных фотографиях, представлял собой руины.
На основании документальных источников, сохранивших изображение церкви Святого Николая Чудотворца, в Геленджикском управлении по архитектуре и градостроительству, были подготовлены необходимые мероприятия по проведению восстановительных работ архитектором А. В. Криштопчиком и инженером-конструкторм В. П. Попандопуло.
Красивое каменное здание церкви Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка с колокольней выполнено в неовизантийском стиле, в т. ч. интерпретации русско-византийского направления характерного для эволюции стиля конца XIX –начала XX вв.
Во второй четверти XIX века попытки возрождения национального направления в архитектуре, живописи и прикладном искусстве обозначаются словом византийское, византийский стиль. В нем содержится указание на европейские корни русской национальной культуры (Византия — прямая наследница античной Греции), но сам термин содержит указание на то, что существенно отличает русскую культуру от западноевропейской — на ее принадлежность к византийскому кругу и восточной разновидности христианства — православию.
Храм Святого Николая Чудотворца села Адербиева был полностью восстановлен, с сохранением своего изначального облика на 97 %.
Центральную главу окружают низкие декоративные барабаны, увенчанные малыми главками: пятиглавие отвечало православному греческому канону. Металлическое покрытие луковиц, имитирует черепицу, применение которой использовалось в византийских строительных традициях. Пять позолоченных глав завершаются золоченными православными восьмиконечными крестами. При сохранении признаков наиболее распространенных в провинциальном сельском зодчестве архитектурной композиции — пятиглавие, сочетании компактного главного объема и колокольни над западным притвором — соотношение между объемами главного и боковых куполов, высоты колокольни и центральной главы, массы храма и объема колокольни выглядит гармонично. Форма силуэта храма удачно воспринимается с разных сторон, его силуэтную линию дополняют луковичные главки, которыми увенчаны купола храма и колокольни, прием который редко встречается в произведениях византийского стиля.
Общая высота храма составляет около 21,5 м. В плане бесстолпная церковь по своим пропорциям напоминает латинский крест, имея общую длину по оси Запад — Восток порядка 20,5 м. и ширину 15 м. Однако, согласно конфигурации расположения выступающих частей церкви в плане: полуциркульной апсиды в восточной части здания и трех притворов с западной, северной и южной сторон, она условно приближена к греческой форме равноконечного креста. Скошенные углы главенствующего куба, к которым примыкают дополнительные объемы, создают необходимый переход между прямолинейными и криволинейными формами.
Фасады стен южного и северного притворов завершаются фронтоном, обрамленным по всему треугольному периметру карнизом.
К немногочисленным декоративным деталям экстерьера храма Святого Николая Чудотворца относится использование, распространенных в конце XIX — начале XX вв. в московском зодчестве XV — XVII вв. формы килевидных очертаний. Фасады храма украшают перспективные порталы с килевидным завершением, окна с наличниками килевидной формы. В облицовке гладкой поверхности стен храма использован плинф, выполненный из тесаного известняка цвета охры, церковь Святого Николая Чудотворца лишена характерной полосатой кладки, отличающей византийские постройки.
Объем храма членится по горизонтали непрерывным по длине подоконным карнизом и бордюром — валиком по линии цоколя здания. Декоративный элемент «сухарики» присутствует в отделке карнизов основного объема здания и фасадов трех притворов храма.
Церкви в византийском стиле часто сооружались с колокольнями — свободно стоящими или составлявшими единое целое с храмом. Тип шатровой колокольни представлял собой многоярусную композицию из поставленных друг на друга прямоугольных и восьмигранных в плане объемов. Верхние ярусы (или ярус) с открытыми арками звона и венчание в виде шатра — восьмигранные.
Над западным притвором храма Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка расположена трехъярусная колокольня с внутренней винтовой лестницей, ведущей на второй ярус. На параллелепипед первого яруса поставлен кубик звона над которым расположен восьмигранник третьего яруса, так же предназначенный для развески колоколов и прорезанный арочными окнами по стилевому приему, использованному в теме основного объема церковного здания. Колокольню венчает высокий шатер, завершенный позолоченной главой на восьмигранной шее с православным крестом.
После восстановления храм претерпел некоторые изменения по сравнению с первоначальным обликом: угол наклона кровли был незначительно увеличен, увеличилась высота шатра над колокольней, четыре декоративных барабана вписаны в общий стиль здания характером дублирующего декора центрального барабана. Современные полы храма выполнены из белого мрамора с использованием технологии «теплый пол».
Внутри, интерьер церкви Святого Николая Чудотворца оштукатурен известковой штукатуркой под росписи.
Здание храма Святого Николая Чудотворца на улице Октябрьской, имеет для села градообразующие значение, доминируя в панораме села и отмечая вертикалью своего сооружения, центр поселка и основную дорогу.
По материалам: moluch.ru›Номера журнала ›Февраль 2013 г
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: