В 1323 году новгородцами была основана крепость Орешек, на острове, расположенном в истоке Невы из Ладожского озера. Удачное расположение крепости позволяло контролировать проплывающие корабли. Шведы не раз осаждали Орешек, стремясь оттеснить новгородцев от моря, и он неоднократно переходил из рук в руки.
В 1613 году, во время шведской интервенции, крепость была захвачена шведами. Они переименовали её в Нотебург (швед. Nöteborg из швед. Nöte — орех, borg — крепость, город).
В 1702 году в ходе Северной войны крепость была отвоёвана у шведов Петром I, который дал городу его нынешнее название: Шлиссельбург – ключ-город.
В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован (8 сентября 1941) и разрушен, в то же время сама крепость в течение 500 дней держала героическую оборону, не позволив немецким войскам переправиться на правый берег Невы.
Шлиссельбург также называют городом речников, ведь немалое количество местных жителей так или иначе связаны с речным транспортом, а градообразующим предприятием является Невский судостроительно-судоремонтный завод. Ежегодно в начале июля в Шлиссельбурге отмечают день речника.
Неудивительно, что этот маленький городок очень богат якорями, поэтому мы решили устроить для вас прогулку по якорям Шлиссельбурга. Но для начала расскажем вам об основных видах якорей, которые будут встречаться на нашем пути.
Судовые якоря должны иметь характеристики, отвечающие их назначению. Важнейшей из них является держащая сила — наименьшее усилие, которое необходимо приложить в направлении веретена, чтобы сорвать якорь с грунта. Особые требования предъявляются к становым якорям. Они должны быстро отдаваться, хорошо забирать грунт, обладать большой держащей силой, легко отделяться от грунта при подъеме и удобно крепиться по-походному. При этом якоря должны быть прочными, дешевыми и простыми в изготовлении. Эти требования привели к созданию большого количества якорей различных конструкций. По способу забирания грунта их можно разделить на два типа: якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой и без штока, забирающие грунт двумя лапами.
Адмиралтейский якорь (рис.1, а) состоит из веретена (1) и двух рогов (2) с лапами (3), отлитых или откованных вместе с веретеном. Веретено в нижней части имеет утолщение — тренд, нижняя часть которого называется пяткой (4). В верхней части веретена имеются два отверстия: через одно из них к веретену крепится якорная скоба (5), а во второе вставляется шток (6). Шток на концах имеет утолщения, которые препятствуют его зарыванию в грунт при отдаче якоря. Один конец штока загнут под прямым углом, что позволяет убирать его вдоль веретена при креплении якоря по-походному. Шток обеспечивает быстрое забирание якорем грунта. Отданный якорь ложится на грунт пяткой и упирается в него концом штока. При натяжении якорной цепи якорь на грунте разворачивается на 90°, благодаря чему нижний рог с лапой зарывается в грунт. В ВМФ якорь применяется для снабжения шлюпок.
Якорь Холла (рис.1, б) состоит из двух основных деталей— веретена (1) и коробки (2), отлитой как одно целое с двумя лапами (3). Веретено квадратного сечения, сужающееся кверху, проходит через отверстие в коробке. На нижнем утолщенном конце веретена имеется проушина для валика, концы которого входят в гнезда, имеющиеся внутри коробки. Благодаря этому коробка с лапами может поворачиваться на угол 40—45°, когда лапы входят в грунт. Веретено удерживается внутри коробки двумя стопорными штырями (5). Штыри только охватывают вошедший в гнезда валик (6), не ограничивают необходимый угол поворота коробки с лапами и позволяют ей поворачиваться в плоскости лап на угол до 10°. Коробка имеет захваты (7) (песочники), способствующие повороту лап при вхождении в грунт. В верхней части имеется проушина для якорной скобы (4), к которой присоединяется якорь-цепь. Основной тип станового якоря для кораблей ВМФ.
Якорь Матросова (рис.1, в) имеет широкие лапы (3), расположенные почти вплотную к веретену (1). Благодаря этому уменьшается момент, вырывающий якорь из грунта. Лапы имеют отлитый заодно с ними шток (2), смещенный вверх относительно оси вращения веретена в тренде якоря. Основной тип вспомогательного якоря для кораблей ВМФ и станового для небольших кораблей и катеров.
Теперь вы немного осведомлены и готовы отправиться в путь. Для начала вам нужно добраться до Шлиссельбурга.
Добраться до Шлиссельбурга можно:
- на машине: по Мурманскому шоссе (М-18, "Кола"). Далее по "Мурманке". После Ладожского моста сразу направо и далее по указателям. От Ладожского моста до въезда в Шлиссельбург примерно 2 км.
- на автобусе: от м. Ул. Дыбенко – 575 (стоимость 65 руб.) или от м. Рыбацкое – 440 (стоимость 120 руб.).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: